Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Цели и задачи изучения курса.




ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал

«Псковский государственный университет» в г. Великие Луки

 

Н.В. Меньшикова

СОЦИОЛОГИЯ

 

Методические указания по написанию контрольной работы по дисциплине «Социология»

 

 

г. Великие Луки

УДК 316

ББК 60.05

ИК М 51

Печатается по решению кафедры «Экономика и гуманитарные науки» и учебно-методической комиссии инженерно-экономического факультета (протокол № 1 от 22.05.2015г.)

 

 

Рецензенты:

кандидат педагогических наук, доцент Снегова Е.С.

кандидат педагогических наук, доцент Тимофеева Н.В.

Социология. Методические указания по написанию контрольной работы по дисциплине «Социология»//Меньшикова Н.В. Великие Луки: Псков ГУ, 2015, 17 с.

 

Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения специальности «Экономика», «Строительство» и «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств».

 

 

© Псковский государственный

университет, 2015

© Филиал «Псковский государственный

университет» в. г. Великие Луки, 2015


 

Оглавление

Роль и значение дисциплины для студентов. 4

Цели и задачи изучения курса. 4

Методические указания к выполнению контрольных работ. 8

Требования к оформлению. 10

Структура контрольной работы. 10

Примерные темы контрольных работ. 13

Приложение 1. 17

 


 

Роль и значение дисциплины для студентов.

Дисциплина «Социология» читается в цикле «Общих гуманитарных и социально-экономических» дисциплин. Курс социологии нацелен на приобретение студентами знаний об окружающих их социальных явлениях и процессах в современном обществе. Изучение курса социологии дает студентам знания о механизмах функционирования общества, его институтах и социальных группах. Социология развивает у студентов способности к анализу и прогнозированию развития социальных процессов, а также выступают важнейшими условиями формирования активной жизненной и гражданской позиции будущих специалистов. При изучении общества социология взаимосвязана с такими учебными дисциплинами, как «философия», «психология», «культурология», «история», «экономика» «политология» и др. Взаимодействуюя с другими гуманитарными науками, социология имеет свой специфический предмет исследования. Знания и выводы, сформулированные на уровне специальных социологических теорий, имеют значение для других гуманитарных и социально- экономических наук. В этом плане курс социологии способствует более глубокому восприятию студентами дисциплин этого блока.

Цели и задачи изучения курса.




Курс социологии ставит своей целью: - повышение уровня мировоззренческой и гуманитарной подготовки студентов путем овладения знаниями о закономерностях функционирования и развития общества как социокультурной системы; - дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания; -помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных социологических направлений, школ и концепций, в том числе и русской социологической школы; -вооружить студентов знаниями о социальных группах и социальных общностях, находящихся в постоянных социальных связях и взаимодействий между ними внутри них; -способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований; Задачи курса предполагают изучение:- основных этапов развития социологической мысли и современных направлений социологической теории;- определения общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы;- социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство общественных отношений;- основных этапов культурно-исторического развития обществ, механизмов и форм социальных изменений;- социологического понимания личности, понятия социализации и социального контроля; - личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий;- межличностных отношений в группах; особенностей формальных и неформальных отношений; природы лидерства и функциональной ответственности;- механизма возникновения и разрешения социальныхконфликтов;- культурно-исторических типов социального неравенства и стратификации; представления о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности; - основных проблем стратификации российского общества, возникновения классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов;- представлений о процессе и методах социологическогоисследования. Для достижения указанной цели и решения поставленных задач студент должен знать:- историю и этапы развития социологии, основные функции социологии и сферы применения социологического знания;- уметь отличать предмет социологии от предмета смежных дисциплин;- структуру и закономерности социализации личности, понятия социального статуса и социальной роли;- основные теории социального действия, специфику социальных действий, социального контроля, а также его основные функции и способы деятельности различных социальных институтов;- основные виды социальных общностей, основы их формирования и характер функционирования;- природу возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;- особенности групповых взаимодействий, способы изучения групповой динамики;- специфику изучения организации, их структуры, а также функционирование социальных институтов в обществе;- основные характеристики структуры управления, сущность управленческого контроля, его виды, методы, пределы;- основные типы социальных процессов: кооперации, приспособления, соперничества, ассимиляции, конфликтов, мобильности, стратификации, а также специфические групповые процессы установления социальных связей и поддержания границ группы;- социологический подход к личности, ее формирования в процессе социализации;- основные закономерности и формы регуляции социального поведения;- типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития,Иметь представление:- о структуре социологического знания, теоретических концепциях отраслевых направлений, о социальных ценностях, нормах, образцах поведения, о социальных взаимосвязях на разных уровнях, включая роль социокультурных механизмов и ситуационных факторов;- об основных этапах социализации с точки зрения различных теорий; понимать сущность ролевого конфликта и способы стабилизации социальной напряженности, природу социальных отклонений, "аномий"; смысл интегрирующего и дезинтегрирующего влияния конфликта на социальнуюструктуру;- о тенденциях изменения российского общества, основных факторах, влияющих на образование новых стран; понимать механизм горизонтальной и вертикальной мобильности и его влияние на изменение социальной структуры общества;- иметь фундаментальную профессиональную подготовку поразличным разделам социологического знания;- об основных тенденциях социального, экономического,политического и культурного развития общества, уметь наосновании полученных знаний делать прогнозы и приниматьрешения;





Дата добавления: 2017-12-14; просмотров: 234; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8421 - | 6989 - или читать все...

 

18.212.83.37 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.