Цели и задачи изучения курса

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал

«Псковский государственный университет» в г. Великие Луки

 

Н.В. Меньшикова

СОЦИОЛОГИЯ

 

Методические указания по написанию контрольной работы по дисциплине «Социология»

 

 

г. Великие Луки

УДК 316

ББК 60.05

ИК М 51

Печатается по решению кафедры «Экономика и гуманитарные науки» и учебно-методической комиссии инженерно-экономического факультета (протокол № 1 от 22.05.2015г.)

 

 

Рецензенты:

кандидат педагогических наук, доцент Снегова Е.С.

кандидат педагогических наук, доцент Тимофеева Н.В.

Социология. Методические указания по написанию контрольной работы по дисциплине «Социология»//Меньшикова Н.В. Великие Луки: Псков ГУ, 2015, 17 с.

 

Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения специальности «Экономика», «Строительство» и «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств».

 

 

© Псковский государственный

университет, 2015

© Филиал «Псковский государственный

университет» в. г. Великие Луки, 2015


 

Оглавление

Роль и значение дисциплины для студентов. 4

Цели и задачи изучения курса. 4

Методические указания к выполнению контрольных работ. 8

Требования к оформлению. 10

Структура контрольной работы. 10

Примерные темы контрольных работ. 13

Приложение 1. 17

 


 

Роль и значение дисциплины для студентов.

Дисциплина «Социология» читается в цикле «Общих гуманитарных и социально-экономических» дисциплин. Курс социологии нацелен на приобретение студентами знаний об окружающих их социальных явлениях и процессах в современном обществе. Изучение курса социологии дает студентам знания о механизмах функционирования общества, его институтах и социальных группах. Социология развивает у студентов способности к анализу и прогнозированию развития социальных процессов, а также выступают важнейшими условиями формирования активной жизненной и гражданской позиции будущих специалистов. При изучении общества социология взаимосвязана с такими учебными дисциплинами, как «философия», «психология», «культурология», «история», «экономика» «политология» и др. Взаимодействуюя с другими гуманитарными науками, социология имеет свой специфический предмет исследования. Знания и выводы, сформулированные на уровне специальных социологических теорий, имеют значение для других гуманитарных и социально- экономических наук. В этом плане курс социологии способствует более глубокому восприятию студентами дисциплин этого блока.

Цели и задачи изучения курса.

Курс социологии ставит своей целью: - повышение уровня мировоззренческой и гуманитарной подготовки студентов путем овладения знаниями о закономерностях функционирования и развития общества как социокультурной системы; - дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания; -помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных социологических направлений, школ и концепций, в том числе и русской социологической школы; -вооружить студентов знаниями о социальных группах и социальных общностях, находящихся в постоянных социальных связях и взаимодействий между ними внутри них; -способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований; Задачи курса предполагают изучение: - основных этапов развития социологической мысли и современных направлений социологической теории;- определения общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы;- социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство общественных отношений;- основных этапов культурно-исторического развития обществ, механизмов и форм социальных изменений;- социологического понимания личности, понятия социализации и социального контроля; - личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий;- межличностных отношений в группах; особенностей формальных и неформальных отношений; природы лидерства и функциональной ответственности;- механизма возникновения и разрешения социальныхконфликтов;- культурно-исторических типов социального неравенства и стратификации; представления о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности; - основных проблем стратификации российского общества, возникновения классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов;- представлений о процессе и методах социологическогоисследования. Для достижения указанной цели и решения поставленных задач студент должен знать: - историю и этапы развития социологии, основные функции социологии и сферы применения социологического знания;- уметь отличать предмет социологии от предмета смежных дисциплин;- структуру и закономерности социализации личности, понятия социального статуса и социальной роли;- основные теории социального действия, специфику социальных действий, социального контроля, а также его основные функции и способы деятельности различных социальных институтов;- основные виды социальных общностей, основы их формирования и характер функционирования;- природу возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;- особенности групповых взаимодействий, способы изучения групповой динамики;- специфику изучения организации, их структуры, а также функционирование социальных институтов в обществе;- основные характеристики структуры управления, сущность управленческого контроля, его виды, методы, пределы;- основные типы социальных процессов: кооперации, приспособления, соперничества, ассимиляции, конфликтов, мобильности, стратификации, а также специфические групповые процессы установления социальных связей и поддержания границ группы;- социологический подход к личности, ее формирования в процессе социализации;- основные закономерности и формы регуляции социального поведения;- типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, Иметь представление: - о структуре социологического знания, теоретических концепциях отраслевых направлений, о социальных ценностях, нормах, образцах поведения, о социальных взаимосвязях на разных уровнях, включая роль социокультурных механизмов и ситуационных факторов;- об основных этапах социализации с точки зрения различных теорий; понимать сущность ролевого конфликта и способы стабилизации социальной напряженности, природу социальных отклонений, "аномий"; смысл интегрирующего и дезинтегрирующего влияния конфликта на социальнуюструктуру;- о тенденциях изменения российского общества, основных факторах, влияющих на образование новых стран; понимать механизм горизонтальной и вертикальной мобильности и его влияние на изменение социальной структуры общества;- иметь фундаментальную профессиональную подготовку поразличным разделам социологического знания;- об основных тенденциях социального, экономического,политического и культурного развития общества, уметь наосновании полученных знаний делать прогнозы и приниматьрешения;

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: