При освоении данного раздела необходимо знать, что такое ионное произведение воды, водородный показатель рН и шкала рН. Иметь представление о рН в различных средах, в том числе биологических. Знать характер почв в зависимости от рН.. Понимать механизм процесса гидролиза и уметь характеризовать среду водного раствора солей. Уметь:
1. Вычислить рН растворов кислот и оснований по известной молярной концентрации и степени диссоциации;
2. Вычислить рН растворов, если известна массовая доля растворенного вещества (и другие виды концентраций) и степень диссоциации;
3. Вычислить, как изменится рН раствора, если к раствору заданной концентрации уксусной (соляной и др.) кислоты добавили определенный объем воды;
4. Привести уравнения гидролиза в ионной и молекулярной форме различных солей Привести выражение для константы гидролиза солей;
5. Определить, в какую сторону сдвинется равновесие гидролиза разных солей при добавлении к раствору а) воды, б) кислоты, в) основания, д) соли.
Литература
|
|
Основная литература, приведенная выше.
Задания 161—180
Определите рН следующих водных растворов:
161. Децимолярного раствора соляной кислоты (степень диссоциации – 91%);
162. Децимолярного раствора гидроксида калия (степень диссоциации –81%);
163. Сантимолярного раствора серной кислоты (степень диссоциации –70%);
164. Децимолярного раствора гидроксида натрия (степень диссоциации – 84%);
165. Децимолярного раствора азотной кислоты (степень диссоциации – 85%);
166. Сантимолярного раствора гидроксида аммония (степень диссоциации – 5%)
167. 0,05-нормального раствора серной кислоты (степень диссоциации – 60%);
168. 0,02-нормального раствора бромоводородной кислоты (степень диссоциации – 90%);
169. 0,015-нормального раствора гидроксида натрия (степень диссоциации -6%)
170. 0,025-молярного раствора азотистой кислоты (степень диссоциации –22%);
171. 0,1- молярного раствора уксусной кислоты (степень диссоциации – 1.3 %);
172. 0,04 %-ного раствора гидроксида натрия с плотностью раствора 1 г/мл (степень диссоциации – 90 %);
173. 0,05 Н раствора HBr (степень диссоциации – 90%);
174. раствора гидроксида натрия, в 5 литрах которого содержится 2 г щелочи (степень диссоциации – 85 %);
175. 0,05 молярного раствора серной кислоты (степень диссоциации – 70 %);
176. 0,08 Н раствора гидроксида аммония (степень диссоциации – 1.5%);
177. 0,1 Н раствора азотистой кислоты (степень диссоциации – 18%);
178. сантимолярного раствора КОН (степень диссоциации – 94%);
179. раствора серной кислоты, в 10 литрах которого содержится 4,9 г растворенного вещества (степень диссоциации – 65%);
180. сантимолярного раствора соляной кислоты (степень диссоциации – 91%).
|
|
Задания 181—200
Определите цвет известных Вам индикаторов в водных растворах солей, указанных в задании. Приведите уравнения гидролиза в ионной и молекулярной форме для следующих солей:
181. сульфида бария, хлорида аммония;
182. хлорида алюминия, карбоната натрия;
183. сульфида калия, нитрата меди;
184. хлорида железа (III), нитрита натрия;
185. сульфита натрия, нитрата аммония;
186. нитрата алюминия, гидрокарбоната калия;
187. бромида цинка, сульфида лития;
188. сульфида алюминия, хлорида меди;
189. нитрата железа (III), карбоната калия;
190. ацетата аммония, сульфата меди;
191. гидрокарбоната натрия, хлорида алюминия;
192. нитрата цинка, сульфида бария;
193. цианида калия, хлорида цинка;
194. сульфата цинка, ацетата натрия;
195. сульфата железа (II), сульфида натрия;
196. гидрокарбоната натрия, нитрата меди;
197. хлорида алюминия, нитрата аммония;
198. хлорида хрома (III), карбоната калия;
199. сульфида алюминия, нитрата меди;
200. сульфита калия, нитрата железа (II).
Для указанных в задании растворов приведите условия сдвига равновесия гидролиза в сторону усиления или замедления реакции.