Принципы, задачи и методы маркетинга

Принципы маркетинга:

1. Знание рынка, долговременный «горизонт видения» и соответственная направленность всей деятельности предприятия, проявляющаяся в особом внимании к прогнозным исследованиям и разработке на их основе товаров, обладающих рыночной новизной;

2. Приспособление к рынку. Отдел маркетинга является центром принятия хозяйственных решений;

3. Воздействие на рынок – целенаправленное воздействие на покупательские предпочтения, формирование нового спроса, стимулирование продаж («создавая товар, создавай и потребителя»);

4. Активность, наступательность и предприимчивость руководящих работников всех рангов, что обеспечивает быструю и эффективную реакцию на изменение конъюнктуры рынка;

5. Нацеленность на конкретный финансовый результат.

 

Задачи маркетинга:

1. комплексное изучение рынка, комплексный подход к достижению выдвинутых целей предприятия, при котором коммерческий успех обеспечивает вся совокупность средств маркетинга, взятая во взаимосвязи и взаимообусловленности;

2. выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребителей;

3. планирование товарного ассортимента и цен;

4. разработка мер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса;

5. формирование спроса;

6. планирование и осуществление сбыта;

7. разработка мер по совершенствованию управления и организации производства.

 

Методы маркетинга:

1. учет;

2. анализ;

3. моделирование;

4. прогнозирование;

5. проектирование;

6. корректировка.

 

 

Цели системы маркетинга

 

1. Достижение максимально возможного высокого потребления. Девиз: «Чем больше людей покупают, тем они счастливее» (сладости, напитки, мороженое, жвачка).

2. Достижение максимальной потребительской удовлетворенности. Девиз: «Люди счастливы, если их удовлетворяет то, что они потребляют».

Ограничения:

невозможно точно оценить потребительскую удовлетворенность;

степень удовлетворения, испытываемое потребителем определенного продукта (продукт престижной группы – показатель социального статуса владельца) зависит от того у сколь малого круга лиц эти товары есть;

3. Предоставление максимально широкого выбора (для потребительских товаров).

Ограничения:

чем шире ассортимент, тем дороже товар;

увеличение времени на знакомство с товаром и их оценкой;

эффект марочного изобилия (увеличение числа товаров, не всегда обозначающих для потребителя расширение возможностей реального выбора).

4. Максимальное повышение качества жизни включает:

а) качество, количество, ассортимент, доступность и стоимость товара;

б) качество физической среды (среды обитания);

в) качество культурной среды.

 

 

Виды маркетинга

В зависимости от состояния спроса выделяют следующие виды маркетинга:

1. Конверсионный маркетинг.

Применяется при отрицательном или негативном спросе. Рынок находится в состоянии отрицательного спроса, если большая часть потенциальных потребителей недолюбливает товар и согласна на определенные издержки, лишь бы избежать его покупки (стоматологические услуги, некачественный товар).

Причины отрицательного спроса:

а) вредность товара для здоровья,

б) неприятные ощущения при потреблении товара,

в) товар вышел из моды,

г) отрицательный имидж фирмы-производителя товара.

Задача маркетинга – проанализировать, почему рынок испытывает неприязнь к товару и может ли программа маркетинга изменить негативное отношение рынка переделкой товара, снижением цен, более активным стимулированием и рекламой.

2. Стимулирующий маркетинг.

Применяется в условиях отсутствия спроса. В данном случае потребители могут быть не заинтересованы в товаре или безразличны к нему.

Причины отсутствия спроса:

а) отсутствие информации,

б) новизна изделия,

в) несоответствие рынка сбыта,

г) потеря ценности товара.

Задача маркетинга – выявление способов увязки присущих товару выгод с естественными интересами и потребностями человека.

3. Ремаркетинг.

Применяется при снижающемся спросе.

Причины снижения спроса:

д) снижение качества товара,

е) появление товаров-заменителей,

ж) снижение престижности товара,

з) моральное старение товара.

Задача маркетинга – проанализировать причины падения спроса, оценить перспективы восстановления спроса, разработать комплекс мероприятий, направленных на оживление спроса.

4. Развивающийся маркетинг.

Применяется при скрытом спросе, который имеет место при возникновении у потребителя желания, которое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров и услуг.

Задача маркетинга – своевременно выявить спрос, оценить величину потенциального рынка и создать эффективные товары и услуги на новом качественном уровне, способные удовлетворить спрос, то есть превратить его из потенциального в реальный.

5. Синхромаркетинг.

Применяется при нерегулярном или колеблющемся спросе. В этом случае сбыт колеблется на сезонной, ежедневной и почасовой основе.

Задача маркетинга – изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса во времени с помощью гибких цен.

6. Поддерживающий маркетинг.

Применяется при полноценном спросе. В этом случае спрос полностью соответствует возможностям фирмы, которая удовлетворена своим торговым оборотом.

Задача маркетинга – поддерживать существующий уровень спроса возможно дольше, несмотря на меняющиеся потребительские предпочтения и усиливающуюся конкуренцию.

Средства поддержания спроса:

а) политика цен,

б) модернизация товара,

в) изменение условий продажи,

г) реклама,

д) проверка целесообразности издержек на маркетинговые операции.

7. Демаркетинг.

Применяется при чрезмерном спросе. В этом случае уровень спроса постоянно и существенно выше, чем фирма может удовлетворить.

Задача маркетинга – снизить спрос до разумных пределов.

Методы снижения спроса:

а) увеличение цен,

б) сокращение или прекращение рекламы,

в) выдача лицензий другим фирмам.

8. Противодействующий маркетинг.

Применяется при иррациональном спросе, который создает угрозу благополучию общества в целом или безопасности отдельных его индивидов (алкоголь, табак, оружие).

Задача маркетинга – ликвидировать или максимально снизить спрос.

Методы снижения спроса:

а) повышение цен,

б) запрет или ограничение рекламы,

в) антиреклама,

г) ограничение доступа товара,

д) формирование общественного мнения, негативного по отношению к потребителям данного товара.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: