Принципы маркетинга:
1. Знание рынка, долговременный «горизонт видения» и соответственная направленность всей деятельности предприятия, проявляющаяся в особом внимании к прогнозным исследованиям и разработке на их основе товаров, обладающих рыночной новизной;
2. Приспособление к рынку. Отдел маркетинга является центром принятия хозяйственных решений;
3. Воздействие на рынок – целенаправленное воздействие на покупательские предпочтения, формирование нового спроса, стимулирование продаж («создавая товар, создавай и потребителя»);
4. Активность, наступательность и предприимчивость руководящих работников всех рангов, что обеспечивает быструю и эффективную реакцию на изменение конъюнктуры рынка;
5. Нацеленность на конкретный финансовый результат.
Задачи маркетинга:
1. комплексное изучение рынка, комплексный подход к достижению выдвинутых целей предприятия, при котором коммерческий успех обеспечивает вся совокупность средств маркетинга, взятая во взаимосвязи и взаимообусловленности;
|
|
2. выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребителей;
3. планирование товарного ассортимента и цен;
4. разработка мер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса;
5. формирование спроса;
6. планирование и осуществление сбыта;
7. разработка мер по совершенствованию управления и организации производства.
Методы маркетинга:
1. учет;
2. анализ;
3. моделирование;
4. прогнозирование;
5. проектирование;
6. корректировка.
Цели системы маркетинга
1. Достижение максимально возможного высокого потребления. Девиз: «Чем больше людей покупают, тем они счастливее» (сладости, напитки, мороженое, жвачка).
2. Достижение максимальной потребительской удовлетворенности. Девиз: «Люди счастливы, если их удовлетворяет то, что они потребляют».
Ограничения:
невозможно точно оценить потребительскую удовлетворенность;
степень удовлетворения, испытываемое потребителем определенного продукта (продукт престижной группы – показатель социального статуса владельца) зависит от того у сколь малого круга лиц эти товары есть;
3. Предоставление максимально широкого выбора (для потребительских товаров).
Ограничения:
чем шире ассортимент, тем дороже товар;
увеличение времени на знакомство с товаром и их оценкой;
эффект марочного изобилия (увеличение числа товаров, не всегда обозначающих для потребителя расширение возможностей реального выбора).
4. Максимальное повышение качества жизни включает:
а) качество, количество, ассортимент, доступность и стоимость товара;
б) качество физической среды (среды обитания);
|
|
в) качество культурной среды.
Виды маркетинга
В зависимости от состояния спроса выделяют следующие виды маркетинга:
1. Конверсионный маркетинг.
Применяется при отрицательном или негативном спросе. Рынок находится в состоянии отрицательного спроса, если большая часть потенциальных потребителей недолюбливает товар и согласна на определенные издержки, лишь бы избежать его покупки (стоматологические услуги, некачественный товар).
Причины отрицательного спроса:
а) вредность товара для здоровья,
б) неприятные ощущения при потреблении товара,
в) товар вышел из моды,
г) отрицательный имидж фирмы-производителя товара.
Задача маркетинга – проанализировать, почему рынок испытывает неприязнь к товару и может ли программа маркетинга изменить негативное отношение рынка переделкой товара, снижением цен, более активным стимулированием и рекламой.
2. Стимулирующий маркетинг.
Применяется в условиях отсутствия спроса. В данном случае потребители могут быть не заинтересованы в товаре или безразличны к нему.
Причины отсутствия спроса:
а) отсутствие информации,
б) новизна изделия,
в) несоответствие рынка сбыта,
г) потеря ценности товара.
Задача маркетинга – выявление способов увязки присущих товару выгод с естественными интересами и потребностями человека.
3. Ремаркетинг.
Применяется при снижающемся спросе.
Причины снижения спроса:
д) снижение качества товара,
е) появление товаров-заменителей,
ж) снижение престижности товара,
з) моральное старение товара.
Задача маркетинга – проанализировать причины падения спроса, оценить перспективы восстановления спроса, разработать комплекс мероприятий, направленных на оживление спроса.
4. Развивающийся маркетинг.
Применяется при скрытом спросе, который имеет место при возникновении у потребителя желания, которое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров и услуг.
Задача маркетинга – своевременно выявить спрос, оценить величину потенциального рынка и создать эффективные товары и услуги на новом качественном уровне, способные удовлетворить спрос, то есть превратить его из потенциального в реальный.
5. Синхромаркетинг.
Применяется при нерегулярном или колеблющемся спросе. В этом случае сбыт колеблется на сезонной, ежедневной и почасовой основе.
Задача маркетинга – изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса во времени с помощью гибких цен.
6. Поддерживающий маркетинг.
Применяется при полноценном спросе. В этом случае спрос полностью соответствует возможностям фирмы, которая удовлетворена своим торговым оборотом.
Задача маркетинга – поддерживать существующий уровень спроса возможно дольше, несмотря на меняющиеся потребительские предпочтения и усиливающуюся конкуренцию.
Средства поддержания спроса:
а) политика цен,
б) модернизация товара,
в) изменение условий продажи,
г) реклама,
д) проверка целесообразности издержек на маркетинговые операции.
7. Демаркетинг.
Применяется при чрезмерном спросе. В этом случае уровень спроса постоянно и существенно выше, чем фирма может удовлетворить.
Задача маркетинга – снизить спрос до разумных пределов.
Методы снижения спроса:
а) увеличение цен,
б) сокращение или прекращение рекламы,
в) выдача лицензий другим фирмам.
8. Противодействующий маркетинг.
Применяется при иррациональном спросе, который создает угрозу благополучию общества в целом или безопасности отдельных его индивидов (алкоголь, табак, оружие).
Задача маркетинга – ликвидировать или максимально снизить спрос.
Методы снижения спроса:
а) повышение цен,
б) запрет или ограничение рекламы,
в) антиреклама,
г) ограничение доступа товара,
|
|
д) формирование общественного мнения, негативного по отношению к потребителям данного товара.