Я живу в обществе потребления?

Глава 3. Потребление: проблема выбора

Примерное планирование изучения темы – 5 часов, из них на практические задания - 3 часа.

Что важно для учителя и ученика

Потребление мы рассматриваем в широком смысле - потребляется все, и книги (чтение), и роликовые коньки. Задача – очертить поле собственного потребления. В 6 классе уже шла речь о поле потребления и ресурсах, возобновляемых и не возобновляемых, но мы не уделяли большого внимания анализу поля потребления отдельного человека. Как оно складывается, как расставляются акценты в этом поле, как и кем определяются возможности (ресурсы) человека?

Современное общество рассматривается наряду с другими концепциями (индивидуализированное, общество риска) как общество потребления. Соответственно, такой подход актуализирует проблему выбора. В 6 классе мы уже говорили о выборе, но акцент был на сделан на самой ситуации выбора и ее последствиях. В 7 классе мы акцентируем внимание на процессе выбора. Как он происходит, как распределяется внешнее влияние и внутреннее сопротивление самого индивида в ходе этого процесса?

Я живу в обществе потребления?

В 6 классе мы уже говорили об обществе потребления. Это одна из версий современного общества, одна из концепций его понимания через потребление.

Если мы признаем, что сегодня люди в большей степени различаются и объединяются в зависимости от того, что и как они потребляют, а не производят, то это и есть общество потребления. На самом деле, конечно, это два неразрывно связанных аспекта любого общества. Вопрос в том, что выходит на первый план в реальных взаимодействиях и на чем мы сами делаем акцент, когда пытаемся осмыслить происходящее. Акцент концепции общества потребления - взгляд на общество в разрезе потребления. Это означает, что с точки зрения потребления рассматривается все: не только употребление пищи и одежды, но и услуг (образовательных, юридических, медицинских и т. д.), предметов искусства, отношений, интересов, желаний, чувств…

На этом месте наша коллективная память противится дальнейшему ходу рассуждений. Это свойственно не только представителям старших поколений, но и многим молодым людям, лично не заставшим советское время, когда «мещанство» и «вещизм» были страшными жупелами, даже когда речь шла о приобретении каких-то товаров. Что уж говорить о «потребительском отношении» к отношениям, что может быть страшнее?!

При этом как-то не задумываются о трагедиях семей, где, скажем, сверхзаботливая мамочка силком пичкает ребенка своей любовью, а потом удивляется его неблагодарности, когда «перекормленное» чадо отказывается и дальше потреблять такое отношение в таких количествах и заикается о самостоятельности. Другой вариант развития событий связан с тем, что повзрослевшее чадо так и не приучилось «производить» разнообразные отношения («осуществлять эмоциональную работу»), а желает только потреблять.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: