Основные стадии организации бизнеса

Выработка концепции бизнеса

8.1. Выбор сферы бизнеса

8.2. Концепция бизнеса

8.3. Выбор целей бизнеса

8.4. Стратегия деятельности

8.5. Основные стадии организации бизнеса

8.6. Размещение предприятия

8.7. Организация работы предприятия

 

Выбор сферы бизнеса

Сфера деятельности определяется предпринимателем по своему усмотрению. Ее выбор является чрезвычайно ответственным делом и осуществляется в несколько этапов на основе анализа ряда факторов. Прежде всего, оценивается способности, знания, умения, жизненные устремления. Статистические данные свидетельствуют о том, что 90% предпринимателей начинают свое дело в знакомой сфере деятельности.

Следует принять во внимание правовые и экономические барьеры для различных видов бизнеса. Это относится к производству любых видов оружия и боеприпасов, изготовлению и реализации наркотических и ядовитых веществ, производству ликероводочных и табачных изделий, изготовлению ордеров и медалей и ряду других сфер. Конкретные виды деятельности могут, осуществляется только на основании специального разрешения (лицензии).

Планируя организовать собственное дело, важно осмыслить и чисто экономические ограничения на проникновение в ту или иную отрасль – так называемые входные барьеры. Среди них – высокий уровень первоначальных капиталовложений, длительный срок окупаемости вложенных средств, неопределенность в достижении коммерческого результата и др. Следует учесть и экономическую конъюнктуру в отрасли и регионе предполагаемой деятельности. Обычно бывает так, что отдельные регионы переживают бурное развитие, а в других наблюдается застой.

Соответственно ведут себя и предприниматели, тяготея к развивающимся регионам.

Сказанное относится и к отраслям: отдельные развиваются быстро, другие медленнее, третьи же, наоборот, приходят в упадок. Для бизнеса приоритетными являются новые динамичные отрасли.

Необходимо также изучить положение дел на рынке соответствующих товаров или услуг и отыскать на нем ту, часто очень узкую область, еще не занятую или недостаточно использованную конкурентами, - так называемую «нишу» рынка, попав в которую ваше производство или вид коммерческой деятельности может стать прибыльным или быстро растущим.

Американский толковый словарь дает следующее определение понятию «ниша рынка»: «ситуация или вид деятельности, специально предназначенные для чьих-то индивидуальных способностей и характера», которое как нельзя лучше отражает сущность процесса поиска и внедрения в определенную «нишу» рынка.

Этот процесс можно определить, как выбор ограниченной по масштабам сферы деятельности и с четким кругом потребителей, которая в наибольшей мере соответствует сравнительным преимуществам конкретного предпринимателя. Смысл выбора «ниши» рынка – «привести игру на свое поле, даже если оно очень маленькое» и должным образом использовать те преимущества, которые дает свое поле игроку – в данном случае предприниматель. Опыт многих зарубежных фирм показывает, что все без исключения преуспевающие предприятия обязательно когда – нибудь в своей истории делали нечто подобное.

Чтобы правильно выбрать «нишу» рынка для вашего предприятия, следует попытаться найти практическое применение собственным способностям, склонностям, квалификации.

Поиск «ниши» напоминает поиск свободного пространства, вакуума, который надо поскорее заполнить. В сущности, «ниша» рынка – это совмещение назревших и вполне осознанных потребностей и проблем общества с еще не вполне осознанными, нетрадиционными формами, способами, методами их решения и удовлетворения.

В экономике страны можно обнаружить и выгодно заполнить тысячи и тысячи «ниш» даже на традиционных и давно поделенных рынках. Многие преуспевающие компании быстрым ростом обязаны не стремлению их руководителей создать новый продукт, а внедрению на рынок той же продукции или услуги, что и другие фирмы этой отрасли, только совершенно иным образом.

Так, в США старым и давно поделенным был рынок услуг по доставке и организации питания в учреждения, на деловые встречи и на транспорте. Тем не менее, компания «Макдермот» сумела внедриться на этот рынок и успешно вести дела. Через 5 лет объем продаж составил уже 6,5 млн. долл., а через 10 лет- 10 млн. долл.

Основатель и глава компании Т.Макдермот уверен, что своим успехом его фирма обязана тем, что нашла свою специфическую группу потребителей – она начала обслуживать небольшие и средние колледжи, независимые частные школы. Необходимо было добиться более высокого качества в сравнении о основными, более крупными конкурентами. Это удалось сделать за счет более точного учета вкусов потребителей, что было труднее сделать гигантам, ориентированным на массовое обслуживание и производство.

Если же на достаточно насыщенном рынке предприниматели успешно находят все новые и новые «ниши», то на отечественном дефицитном рынке с его «ненавязчивым» сервисом возможности найти выгодную «нишу» просто огромные.

Это и производство различных потребительских товаров, и оказание разнообразных услуг для населения: консультационных, информационных, рекламных, исследовательских, посреднических и др. Важно только умело и вовремя их находить и организовывать соответствующее дело.

Умение чутко реагировать на любые изменения спроса и предложения на рынке, видеть уже сегодня то, что все остальные увидят только завтра – черта, характерная для преуспевающего предпринимателя.

Бизнес будет идти более успешно и прибыльно в той нише рынка, которую предприниматель знает достаточно хорошо, имеет опыт работы в ней и учитывает все особенности, тонкости и нюансы избранного дела. Но не следует забывать о том, что рано или поздно найдется еще кто-то, кто попытается втиснуться в эту нишу и начнет конкурировать с вами. Поэтому вашей целью всегда должен быть поиск следующей ниши рынка, на которую вы при необходимости можете переориентировать свое предприятие.

Концепция бизнеса

Концепция (миссия, линия деятельности) бизнеса характеризует идеологию формирования и развития предприятия. Ее выработка позволяет сформулировать линию деятельности, которая стимулирует коллектив в стремлении к достижению цели. Эффективно сформулированная концепция рождает положительные эмоции в отношении предприятия, мобилизует коллектив на конкретные действия.

Формирование миссии – это не только ответ на вопрос, почему фирма делает то, что она делает, но и нечто большее, чем определение роли фирмы. Каждая целенаправленная система исполняет несколько ролей, например производителя, потребителя, поставщика, нанимателя, налогоплательщика.

Концепция- это линия поведения, объединяющая все множество ролей фирмы, без которой фирма или любая другая организация не сможет консолидироваться и действовать как единое целое. Миссия фирмы служит мотивацией смысла работы членов организации.

Например, концепция фирмы может быть сформулирована следующим образом: «Добиться и поддерживать удовлетворенность потребителей, имея в виду повышение качества продукции и услуг путем постоянного обновления технологии, образцов изделий и развития потенциала работников и организации, что позволит иметь устойчивый рост объемов продаж и доли на рынке и обеспечить максимальную прибыль и лидерство в отрасли». В какой-то мере в концепции заявляются идеалы-результаты, выглядящие порой недостижимо, но приближение, к которым возможно и желательно.

Концепция включает:

· Формулирование целей бизнеса

· Выработку стратегии деятельности или нахождение конкретных путей достижения целей

· Выбор средств практического достижения поставленных целей

Выработка концепции играет важную роль в становлении и развитии бизнеса. Ее влияние на успех бизнеса определяется следующим:

1. Процесс выработки концепции имеет большое значение, поскольку заставляет руководство фирмы всесторонне оценить факторы, лежащие в основе ее деятельности.

2. Осмысление концепции помогает получить широкую панораму бизнеса, что позволяет и руководству, и персоналу фирмы взглянуть на происходящее как бы с высоты птичьего полета, без чего немыслимо обеспечить долгосрочную конкурентоспособность и успех бизнеса.

3. Концепция имеет большое значение для коммуникации как внутри фирмы (позволяет лучше понять цели бизнеса ее сотрудникам), так и вне ее (способствует доведению информации до акционеров, поставщиков и потребителей).

Концепция бизнеса обуславливается определенными факторами:

· Кругом удовлетворяемых потребителей

· Совокупностью потребителей

· Выпускаемой продукцией

· Конкурентными преимуществами фирмы

При выработки концепции бизнеса, основной линии деятельности предприятия следует исходить из желаний потребителей. Перечня предназначений, указанных в уставе или положениях предприятия, недостаточно.

Линия деятельности предприятия может быть основана, например, на том, что на рынке имеется пробел, незанятое место, или на идее производства определенной продукции, исходя из изменений спроса, на использовании перспективного производственно-технического открытия, изменившейся ситуации в конкурентной борьбе либо на других аналогичных факторах.

Линия деятельности должна всегда отвечать на основной вопрос: во имя удовлетворения, чьих и каких потребностей создается и действует данное предприятие? Выяснение и уточнение этого вопроса создает базу для построения и организации работы предприятия.

 

8.3.Выбор целей бизнеса

Выработка концепции бизнеса предполагает формулирование его целей. Цели - это ключевые результаты, к которым стремится предприятие в своей деятельности.

Ставя определенные цели, предприниматель формулирует те главные ориентиры, на которых должна быть сфокусирована вся деятельность предприятия и его управления им.

Цели являются изначальным элементом системы управления предприятием (фирмой), выполняя организующую, мотивирующую и контролирующую функции. Следовательно, если нет цели на предприятии, то и нет управления им.

Цели предприятия задают и определяют основу для конструирования, мобилизует коллектив для достижения результатов.

При определении целей обычно возникает несколько вопросов:

· Какие выбрать и в какой последовательности их расставить

· Насколько они актуальны и как оцениваются возможности их достижения

К типичным,относятся цели, связанные с ролью данного предприятия на рынках сбыта, ростом объема бизнеса, его прибыльностью, рентабельностью и другими характеристиками. Поставка целей способствует выполнению основной функции предприятия, выраженной в его линии деятельности

Кроме того, могут формулироваться и ставиться вспомогательные цели, способствующие достижению непосредственно функциональных результатов (рис.15).

 

 

К человеку

4.Квалификация и опыт Коммерческие цели:

5.Мотивация 1.Доля на рынке

6.Действенности управления 2.Рентабельность

3.Платежеспособность

7.Четкость работы организации и

стремление к результативности

8.Плановость

9.Эффективность использования

связанных групп

 
 


Внимание К целям организации

1-3 Основные цели (результаты)

4-9 Обеспечивающие (способствующие)

цели (результаты).

Рис.15. Цели деятельности предприятия

 

8.4. Стратегия деятельности

После определения линии и целей бизнеса наступает этап выработки стратегии.

Стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей.

Значение выработки стратегии, позволяющей фирме выживать в конкурентной борьбе, в долгосрочной перспективе, чрезвычайно велико. В условиях жесткой конкуренции и быстро меняющейся ситуации на рынке очень важно не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел фирмы, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволила бы ей успевать за изменениями, происходящими во внешней среде. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такой стратегии, которая обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющейся окружающей среде.

Например, стратегия японских фирм характеризуется следующим:

· Ориентацией на постоянные изменения, как во внешней среде, так и внутри фирмы

· Ориентация на место в этой среде

· Отсутствие детерминированного курса

· Учетом и использованием всех возможностей для выживания и усилением своей роли в изменяющемся мире не только в текущий момент, а на длительную перспективу

· Выделением в качестве основного ресурса выживания человеческих ресурсов, их интеллектуального потенциала и постоянно развивающихся технологий

При данной стратегии, отличающейся гибкостью, способностью к адаптации, стремлением быть на гребне изменений, объективно сказывается потребность в умении путем быстрых перестроек отвоевать свое место на рынке.

Следует отметить, что единой стратегии не существует. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии специфичен. Так как зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и др. В то же время есть основополагающие моменты, позволяющие говорить о некоторых обобщенных принципах выработки стратегии бизнеса.

Выбор стратегии осуществляется на основе анализа ключевых факторов, характеризующих внутреннее состояние фирмы и внешнюю среду. Стратегия должна отвечать на вопрос, какие существуют альтернативные варианты улучшения использования имеющихся на предприятии ресурсов и возможностей для достижения поставленных с учетом элементов внешней среды целей?

При выборе стратегии должны быть учтены следующие ключевые факторы:

· Сильные стороны отрасли

· Сильные стороны фирмы

· Цели фирмы

· Финансовые ресурсы фирмы

· Квалификация работников

· Степень зависимости от внешней среды

· Временный фактор

Выбранная стратегия подвергается оценке, которая осуществляется путем анализа правильности и достаточности факторов, определяющих возможности их осуществления. Основной критерий оценки: приведет ли выбранная стратегия к достижению поставленных фирмой целей.

Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:

· Соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения

· Соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы

· Приемлемость риска, заложенного в стратегии

 

Основные стадии организации бизнеса

Задача любого предпринимателя, решившего заняться бизнесом, в общем сводится к тому, чтобы определить сферу своей деятельности, найти новую идею, обещающую успех, оценить ее всесторонне с точки зрения возможного риска и прогноза выгод, и затем, преодолевая мощные силы сопротивления, которые всегда препятствуют рождению нового, довести задуманное до конкретного результата.

Организация бизнеса включает ряд стадий:

1. Поиск и формулирование новой идеи

2. Всесторонняя ее оценка

3. Поиск ниши рынка

4. Разработка бизнес-плана

5. Формулирование концепции деятельности, выбор целей бизнеса

6. Выработка стратегии деятельности

7. Привлечение необходимых ресурсов

8. Реализация проекта

9. Организация и управление предприятием


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: