Афазия – расстройство речи, при котором частично/полностью утрачивается возможность пользоваться словами для выражения мыслей и общения при сохранность артикуляционного аппарата и слуха.
ВИДЫ АФАЗИИ
1. СЕНСОРНАЯ (рециптивная, импрессивная) – непонимание речи окружающих (нарушение слухового гнозиса)
При поражении коры левой височной доли (средние и задние отделы верхней височной извилины – зона Вернике или поле 22)
- элементарное восприятие слуха сохранено
- фонематическое восприятие нарушено (фонема – смысловой и различительный признак языка)
- речь воспринимается как шум или разговор на неизвестном языке
- вторично расстраивается экспрессивная речь (т.к. отсутствует слуховой контроль)
- больное говорит много и быстро (логорея)
- речь непонятна для окружающих, много парафазий (неточное употребление слов)
- иногда речь представляет поток бессмысленных звукосочетаний («словесная окрошка»)
- персеверация: частые повторения одних и тех же слов
- свой речевой дефект не осознают
- повторение предлагаемых слогов, слов, чтение и письмо нарушены
2. МОТОРНАЯ (экспрессивная) – нарушение высказывания активной устной речи
При поражении задних отделов нижней лобной извилины (зона Брока) левого полушария
- больной произносит только сохранившиеся в памяти слова\слоги, повторяя их (речевой эмбол)
- сохранено понимание отдельных слов, коротких фраз и заданий, даваемых в письменной форме
- выразительная мимика и жесты
- интонация и мелодия слов сохранена
При неполном разрушении зоны Брока:
- речь возможна, но она малопонятная, замедленная, с поиском нужных слов, лишена выразительности, произносимые слова искажены
- латеральные парафазии (перестановка слогов) и вербальные парафазии (замена, перестановка слов)
- нарушено правильное грамматическое построение фраз
- отсутствуют склонения и спряжения (аграмматизм)
3. АМНЕСТИЧЕСКАЯ – забывание предметов, имен
При поражении нижних и задних отделов теменной и височной областей
- больной определяет значение предмета, но назвать не может
- сразу вспоминает при подсказке первого слога
- спонтанное письмо расстроено
- речь насыщена глаголами, мало существительных
КИСТЕВЫЕ И СТОПНЫЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАКИ. МЕТОДИКА ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ.
КИСТЕВЫЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНКИ
1. Рефлекс Россолимо-Вендеровича
Сгибание дистальной фаланги 1 пальца кисти в межфаланговом суставе при ударе по дистальным фалангам слегка согнутых в межфаланговых суставах 2-5 пальцев и супинированной кисти
2. Рефлекс Бехтерева
Быстрое кивательное движение 2-5 пальцев при ударе молоточком по тылу кисти в области 2-5 пястных костей
3. Рефлекс Жуковского— исследующий наносит молоточком удар по ладони у основания пальцев. В ответ происходит ритмичное сгибание кончиков пальцев.