Проект Нокса и русско-японское сближение. Переместив основные усилия на Балканы и в область черноморских проливов, российская дипломатия на других направлениях стремилась по возможности избегать осложнений.
Особенно трудно было выполнить эту задачу на дальневосточных рубежах, где ситуация не отличалась стабильностью из-за глу-
бокого внутреннего кризиса цинского Китая и активной экспансии Японии и США. Внешнеполитический курс Извольского, а затем Сазонова предполагал признание итогов русско-японской войны 1904—1905 гг., но противодействие дальнейшему ослаблению позиций России.
Важной мерой по укреплению российских границ стало строительство в 1908—1916 гг. железнодорожной линии из Забайкалья на Дальний Восток вдоль Амура. В отличие от КВЖД Амурская железная дорога проходила только по российской территории.
В конце 1909 г. государственный секретарь США Ф. Нокс предложил России и Японии проект "коммерческой нейтрализации" железных дорог в Маньчжурии. Формально их выкупал Китай, а фактически они должны были перейти в руки международного финансового синдиката с большим участием американского капитала. Такое решение означало бы уничтожение раздела Маньчжурии на сферы влияния и соответствовало американской доктрине "открытых дверей" в отношении Китая.
|
|
Американская дипломатия надеялась получить поддержку России, сыграв на "японской угрозе". Американский посол в Петербурге убеждал Извольского, что установление международного контроля над Маньчжурией положит предел захватническим устремлениям Японии в северном направлении и что США готовы помогать России против японской экспансии.
Действия Вашингтона заставили Токио немедленно принять контрмеры. Япония предложила России заключить конвенцию о взаимной гарантии ранее установленных сфер влияния друг друга. При этом японская сторона настаивала на признании за ней права аннексировать Корею.
Российская дипломатия оказалась перед выбором. Извольский выступал за отклонение проекта Нокса и за русско-японское соглашение. В противном случае, учитывая резко негативную реакцию Токио, России пришлось бы забыть о приоритете балканского направления внешней политики и вновь вступить в противостояние с Японией в еще более худших с военной точки зрения условиях, чем в 1904 г. Всецело полагаться на обещания действенной помощи со стороны США Извольский считал рискованным занятием. К тому же заявления американских политиков о партнерстве с Россией не могли замаскировать конечных целей проекта Нокса. Под прикрытием рассуждений о предоставлении всем странам "равных возможностей" в развитии экономических и политических связей с Китаем США хотели прочно обосноваться в Маньчжурии и вытеснить оттуда конкурентов.
|
|
Такая перспектива не радовала торгово-промышленные круги России. Военные, со своей стороны, не хотели оставлять выгодную передовую позицию — под видом "охранной стражи" в полосе КВЖД находилось свыше 20 тыс. русских войск. На политической
сцене эти взгляды отстаивали правые, прогрессисты и октябристы. Они развернули мощную кампанию в печати за сохранение "особых прав" России в районах, прилегавших к русско-китайской границе от Джунгарии до Маньчжурии.
Идея сближения с Японией, чтобы воспрепятствовать проникновению в Маньчжурию третьих держав, получила поддержку Николая II и большинства министров. В январе 1910 г. американским послам в Петербурге и Токио демонстративно в один и тот же день были вручены ноты, отвергавшие "нейтрализацию" маньчжурских железных дорог.
Полгода спустя Россия и Япония заключили конвенцию, условия которой свидетельствовали об установлении между двумя государствами отношений сотрудничества в дальневосточных делах. Стороны не только подтвердили условия предыдущего соглашения 1907 г. о разграничении сфер влияния, но обязались сообща отстаивать это разграничение перед лицом других держав и не мешать друг другу "укреплять и развивать" свои "специальные интересы" на оговоренных в конвенции территориях. Тем самым Россия в завуалированной форме дала согласие на японскую аннексию Кореи.
В 1912г. Россия и Япония договорились продолжить разграничение взаимных интересов в китайских владениях. К сфере российского влияния была отнесена западная часть Внутренней (Южной) Монголии, в восточной части признавалось преобладание Японии.
Причины особого внимания к Монголии объяснялись начавшейся в 1911 г. в Китае буржуазной революцией. Цинская династия была низложена провозглашена республика. Падение Цинов немедленно отозвалось на национальных окраинах бывшей Цинской империи. Феодалы Внешней (Северной) Монголии объявили о независимости и обратились за поддержкой к России.
Царское правительство было не против использования благоприятной обстановки для расширения экономического и политического влияния на Внешнюю Монголию, граничившую с Россией. Но при этом российская дипломатия стремилась избежать прямого столкновения с Китаем. В результате ее посредничества между монгольскими и китайскими властями в 1912—1913 гг. Внешняя Монголия формально осталась в составе Китайского государства, но приобрела широкую автономию. Китайская администрация и войска были удалены с монгольской территории. Управление Внешней Монголией и ее хозяйственная жизнь фактически оказались под контролем России, являвшейся гарантом монгольской автономии. В 1914 г. в ответ на прошения местной феодальной знати российским протекторатом была объявлена Тува, прежде находившаяся в вассальной зависимости от Китайского государства
Нападение Италии на Турцию в 1911 г. возвестило об очередном обострении восточного вопроса. Не дожидаясь распада Османской империи, итальянское правительство решило вооруженным путем осуществить свои колониальные притязания на Триполитанию и Киренаику. Временно замещавший заболевшего Сазонова во главе МИД А. А. Нератов и посол в Константинополе Н. В. Чарыков полагали, что военные неудачи Турции и ее заинтересованность в поддержке следует использовать для новой попытки утвердить российское влияние на берегах Босфора. Чарыков передал турецкому правительству проект соглашения, который предусматривал открытие черноморских проливов для русских военных судов в обмен на помощь в защите проливов с прилегающей территорией и предоставление Турции большей свободы в строительстве железных дорог в направлении российской границы на Кавказе.
|
|
Одновременно российские дипломаты обратились к великим державам за получением необходимой санкции на изменение режима проливов, но снова, как и три года назад во время Боснийского кризиса, успеха не добились. Официальные ответы оказались благожелательными по форме и уклончивыми по существу. К возможному усилению России на Босфоре особенно болезненно отнеслись Германия, Австро-Венгрия и Великобритания. По дипломатическим каналам они сообщили турецкому правительству о своей негативной оценке российских предложений.
Первоначальный интерес турецких государственных деятелей к соглашению с Россией угас. Им стало ясно, что оно может лишить Турцию поддержки других держав при мирном урегулировании с Италией. К тому же Россия была связана достигнутыми еще Извольским в 1909 г. секретными договоренностями с Италией в отношении Триполитании и Киренаики. Они предусматривали признание Россией итальянских интересов в этих областях в обмен на поддержку Италией позиции России по черноморским проливам.
Вернувшийся в декабре 1911 г. к делам Сазонов понял, что никакой надежды на успех нет, и немедленно приказал отозвать проект соглашения с Турцией. Попутно ответственность за очевидный просчет была полностью снята с центрального аппарата МИД и возложена на Чарыкова, обвиненного в превышении данных ему полномочий.
Первая Балканская война. Параллельно с попытками улучшить русско-турецкие отношения российская дипломатия не оставляла надежд добиться сплочения под эгидой России балканских государств. Речь шла о плане, который неудачно пытался выполнить Столыпин в дни Боснийского кризиса 1908—1909 гг.: объеди-
нить балканские государства и Турцию в союз, с помощью которого Россия могла бы влиять на положение дел в этом регионе и противодействовать австро-германской экспансии.
|
|
В марте 1912 г. при активном участии российских дипломатов был заключен секретный союзный договор, а затем и военная конвенция между Сербией и Болгарией. Они договорились совместно выступить против любой державы, которая посягнула бы на балканские владения Турции. Это условие было направлено, в первую очередь, против Австро-Венгрии. В случае возникновения конфликта с Турцией Сербия и Болгария обязались не начинать войну без предварительного одобрения России. Стороны условились также о долях при возможном разделе балканских земель Османской империи, причем спорные территории в Македонии предусматривалось передать на верховный арбитраж России.
В Петербурге создание сербско-болгарского союза, к которому вскоре присоединилась и Греция, было расценено как несомненная удача, однако сближение нового Балканского союза с Турцией оказалось делом совершенно несбыточным. Неудачная война с Италией снова подорвала внутреннюю стабильность Османской империи. Младотурецкое правительство было свергнуто. В балканских провинциях вспыхнули вооруженные выступления против турецкой администрации. Порта ответила жестокими карательными мерами, вызвавшими на Балканах всеобщее возмущение. Балканские государства считали момент благоприятным для окончательного освобождения полуострова от турецкого господства.
Российская дипломатия делала все возможное, чтобы предотвратить войну, которая неизбежно вела к новому международному кризису с малопредсказуемыми последствиями. После безуспешных усилий склонить Порту к предоставлению широкой автономии ее балканским владениям Сазонов попытался организовать давление на Турцию со стороны всех великих держав, но было слишком поздно. Пока Сазонов вел переговоры в европейских столицах, 25 сентября (8 октября) 1912 г. начались военные действия между Турцией и Черногорией, которая фактически примыкала к Балканскому союзу, хотя формально его членом не являлась. Десять дней спустя войну Турции объявили Сербия, Болгария и Греция, проигнорировав все обращенные к ним предостережения России.
В течение месяца турецкая армия была разгромлена. Сербы вышли к Адриатическому морю, а болгары — к укрепленным позициям у селения Чаталджи всего в 45 км от Константинополя. На этой линии фронт стабилизировался, и некоторое время противники вели переговоры о мире. В январе 1913 г. под лозунгом продолжения войны власть в Константинополе вновь захватили младотурки. Военные действия возобновились. Греческие и болгарские войска нанесли туркам еще несколько поражений, но прорыв чаталджинских позиций снова не удался, и в апреле 1913 г. стороны вернулись за стол переговоров.
Известие о перемирии в российских правительственных кругах встретили с нескрываемым облегчением. В случае прорыва к Константинополю следовало ожидать неминуемой интервенции великих держав для обеспечения их интересов в зоне проливов. Вскоре после начала войны Великобритания уже выступила с неприемлемым для российской дипломатии проектом установления над ними международного контроля. Россия вынуждена была готовить черноморский флот к военно-морской демонстрации на Босфоре, чтобы при необходимости воспрепятствовать нежелательным решениям по поводу статуса Константинополя и проливов.
В мае 1913 г. в Лондоне при посредничестве великих держав Турция и балканские государства подписали мирный договор. Турция уступила на Балканах все свои владения к западу от линии Энос — Мидия вблизи Константинополя, остров Крит и Эгейские острова, признала независимость Албании, провозглашенную в 1912 г. в результате антитурецкого восстания. Не был однако решен принципиально важный вопрос — о распределении территорий между победителями.
Распри по этому поводу начались еще в ходе войны. Углублению противоречий между балканскими государствами способствовало вмешательство великих держав, искавших пути усиления своего влияния на Балканах. Едва сербские войска заняли часть адриатического побережья, Австро-Венгрия потребовала передать эти районы Албании, правительство которой придерживалось проавстрийской ориентации. Выход к морю означал для Сербии уменьшение экономической зависимости от Австро-Венгрии и расширение контактов со славянскими народами империи Габсбургов, что особенно пугало Вену.
Свои требования австрийское правительство подкрепило широкими военными приготовлениями, которые в свою очередь поддержала Германия. В 1912—1914 гг. австро-германский блок нередко шел на обострение обстановки, прибегая к военным демонстрациям и угрозам для решения внешнеполитических задач. К этому времени Германия добилась крупных успехов в гонке вооружений. Германские и австрийские военные считали, что их армии превосходят по оснащению и боеготовности вероятных противников. Политики в Вене и Берлине торопились использовать это преимущество, пока его не свело на нет выполнение аналогичных военных программ в России, Франции, Великобритании.
Давление на Сербию являлось очевидным вызовом российскому влиянию на Балканах. В ноябре-декабре 1912 г. Совет министров России неоднократно обсуждал возможную реакцию на действия Австро-Венгрии. Военные выступали за принятие аналогичных по масштабу мер по мобилизации армии. Но председатель Совета министров В. Н. Коковцов и С. Д. Сазонов горячо возражали, ссылаясь на слабую готовность войск и флота к войне, напряженное внутриполитическое положение, недостаточную сплоченность с
возможными союзниками — Францией и, особенно, Великобританией.
Председатель Совета министров и министр иностранных дел настояли на продолжении дипломатических усилий по урегулированию австро-сербского конфликта ценой уступок со стороны Белграда. В результате русско-австрийских и русско-сербских переговоров Сербия согласилась ограничиться "коммерческим доступом" к морю, т. е. правом беспошлинного транзита грузов через территории прибрежных государств.
Росийская дипломатия пошла навстречу и требованиям Вены присоединить к Албании город Скутари (Шкодер), на который претендовала Черногория. Однако черногорский король Никола не подчинился такому решению, хотя оно было одобрено всеми великими державами. Австро-Венгрия получила хороший предлог для войны против Черногории, и Сазонову стоило большого труда выиграть «время для новых уговоров черногорского монарха. В последний момент тот уступил, отказавшись от Скутари за денежную компенсацию.
Вторая Балканекая война. После заключения мира с Турцией, когда исчез общий противник, разногласия между участниками Балканского союза превратились в открытую вражду. Яблоком раздора стала Македония. Болгария требовала ухода греческих войск из Салоник и с Эгейского побережья. В свою очередь, сербское правительство поставило вопрос о ревизии сербско-болгарского договора 1912 г., настаивая на расширении своей зоны в Македонии. Положение еще больше осложнилось после выступления Румынии, которая решила воспользоваться трудным положением Болгарии для предъявления претензий на Южную Добруджу.
Поставив перед собой цель окончательно разрушить Балканский союз, Австро-Венгрия обещала болгарскому царю Фердинанду помощь в войне против Сербии. Россия, со своей стороны, добивалась сохранения единства балканских государств. Царское правительство предложило свой арбитраж и было готово организовать в Петербурге переговоры премьеров Сербии, Болгарии, Черногории, Греции. Большую настойчивость проявила российская дипломатия и в урегулировании болгаро-румынских отношений. При этом Сазонов полагал, что ради предупреждения в будущем новых конфликтов и привлечения Румынии к союзу балканских государств надо частично удовлетворить претензии Бухареста.
Однако амбиции балканских правительств взяли верх над миротворческими усилиями. 17(30) июня 1913 г. по приказу царя Фердинанда болгарские войска атаковали сербские и греческие позиции в Македонии. Началась вторая Балканская война. Внезапности болгарам достичь не удалось. Их противники столь же активно готовились к войне под прикрытием переговоров об арбитраже. Сербские и греческие части перешли в успешное контрнаступление.
Надежды болгарского царя на обещанную австрийскую помощь не оправдались. Германия удержала Австро-Венгрию от нападения на Сербию. В Берлине хотели закончить ряд мероприятий по дальнейшему укреплению армии, к тому же считали, что главное достигнуто — Балканский союз развалился, а поражение Болгарии позволит австрийским и германским дипломатам с успехом играть в отношениях с Софией на весьма чувствительной струне реванша.
Видя, что Болгария изолирована, в войну против нее вступили Румыния и Турция. 9 (22) июля 1913 г. царь Фердинанд капитулировал и обратился к России с просьбой о посредничестве. На мирных переговорах болгарская делегация согласилась уступить Румынии Южную Добруджу, Сербии и Греции — почти всю Македонию, но попыталась вернуть занятый греками порт Кавалла на Эгейском море и Адрианополь (Эдирне), которым вновь овладели турки. Сазонов считал необходимым поддержать Болгарию. Тем самым он надеялся сохранить ее в сфере влияния России и несколько ослабить реваншистские настроения в болгарском правительстве, которые перечеркивали возможность нового сближения балканских государств. Однако позиция остальных великих держав заставила российскую дипломатию отступить. По договору 29 июля (10 августа) 1913 г. Адрианополь перешел к Турции, а Кавалла — к Греции. Франция и Великобритания просьбы России о поддержке игнорировали, не пожелав рисковать ради них своими интересами в Афинах и Константинополе.
Миссия Лимана фон Сандерса В конце 1913 г. Германия предприняла попытку подчинить своему полному контролю турецкую армию, а заодно прочно утвердиться в районе черноморских проливов. Германская дипломатия поощряла и умело использовала в своих целях настроения реванша и воинствующего национализма, овладевшие правительством младотурок после поражения в первой Балканской войне. В ноябре 1913г. было подписано германо-турецкое соглашение о направлении в Турцию новой германской военной миссии. Германские военные инструкторы и ранее находились в Турции, но теперь их права были значительно расширены. Несколько десятков немецких офицеров получили назначения на важные посты в аппарате турецкого Военного министерства и Генеральном штабе. Глава военной миссии генерал О. Лиман фон Сандерс стал командиром турецкого корпуса, расположенного в районе Константинополя и проливов.
Эти события вызвали бурные протесты царского правительства. С большим трудом российской дипломатии удалось в начале 1914 г. добиться от Германии и Турции перемещения Лимана фон Сандерса на другую должность. Однако это было уступкой по оэор-ме, но не по сути. Остальные члены миссии остались на своих постах. Сам Лиман фон Сандерс был повышен в звании и стал генерал-инспектором всей турецкой армии, правда без прямого подчинения ему турецких воинских частей.