Основы воззрений на общество Платона, Аристотеля

2.1.. Социальная мысль античности в основном представлена работами Платона и его ученика Аристотеля. Платон одним из первых пытался сформулировать законо­мерности развития отдельных социальных институтов: госу­дарства, семьи, права, используя логико-понятийный метод. Его работу "Государство» можно считать первым трактатом по общей социологии.

Основу воззрений на общество у Платона составляет конструкция "идеального государства". При этом он отожде­ствлял понятия "государство" и "общество":

• идеальное государство понимается как отражение вечных идей (эйдосов) - идей справедливости, всеобщего блага. Справед­ливость состоит в том, чтобы каждому гражданину было от­ведено занятие, наиболее соответствующее его природе;

определенные социальные различия между людьми носят характер иерархии (теория социальной стратификации). Все население делится на три сословия в соответствии с тремя началами человеческой души: разумным, яростным, вожделеющим: философы-правители (управляют государством), воины-стражи (охраняют государство от беспорядков и агрессии), и ремесленники-земледельцы (обеспечивают первые два сословия предметами первой необходимости).

• развитие и функционирование идеального государства обусловлено наличием четырех добродетелей у граждан: мудрости (ее носителями выступают философы-правители); мужества (ее олицетворяют воины-стражи); рассудитель­ности и справедливости, свойственных всем гражданам;

* назначение государства видел и том, чтобы создавать ус­ловия для добродетельной жизни максимального числа граждан. В идеальном государстве отсутствуют частная собственность, имущественное неравенство, поскольку их наличие противопоставляет частный и общественный интересы и приводит к конфликтам.

2. Аристотель, используя (эмпирико~сравнительный метод) ана­лизировал общество на примере городов-полисов, которые описал в своей работе "Политика":

* выдвинул тезис о человеке как существе общественном ("политическое животное");

* государство считал самой совершенной формой человече­ского общения, которая ограничивает, проявления живот­ных инстинктов у людей. Оно создается для достижения всеобщего счастья, воплощения справедливости и права. Поэтому государство первично по отношению к индивиду и к семье; \

* первичной "клеточкой" государства считал гражданина. Граждане - свободные люди, которые занимаются управ­лением, военными и судебными делами. Им он противо­поставлял рабов, удел которых - физический труд;

• выявил обусловленность форм государства социальными раз­личиями между людьми, общественным разделением труда;

* определил форму государства, которая отличалась бы ста­бильностью (полития), в основе которой лежат доброде­тель аристократии, богатство олигархии и свобода демокра­тии. Социальной базой политии является средний класс, который объединяет интересы бедных и богатых и тем са­мым предохраняет общество от социальных столкновений.

Считается, первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы Платон и Аристотель. Затем наступила очень долгая, растянувшаяся на две тысячи лет историческая пауза, прежде чем появились выдающиеся ученые и мыслители (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ф. Бэкон, Ж.-Ж. Руссо, А. Гельвеции, И. Кант и многие другие), которые серьезно обогатили наши знания об обществе и поведении людей.

1.3.Средневековые представления об обществе опреде­лялись христианской религией.

(конец 5-середина 17 вв.), соотв. Времени зарождения, развития и разложения феодализма в Зап. Европе).

В средние века (средневековые представления) сложными социальными вопросами занималось в основном богословие, которое многое взяло из античности, но при этом отталкивалось в первую очередь от христианских догматов. Проблемы повседневной жизни решались на основе традиций, привычек, предрассудков. Разработка наиболее влиятельной социальной концепции периода патристики (произведений так называемых «отцов церкви»- II-XIII в., в которых изложены основы христианского богословия и философии (patros – отец) принадлежит Августину Аврелию (Блаженному) (354-430). Крупнейшим представителем социальной мысли периода схоластики (Средневековая религиозно-идеалистическая (т.н. «школьная») философия, основанная на церковных догматах и обслуживающая богословие; второе значение – бесплодное умствование; формальное знание, оторванное от жизни и практики, начетничество.) является Фома Аквинский (1225-1274) и др.

 

Разработка наиболее влиятельной социальной концепции периода патристики (11—VIII вв.) принадлежит Августину Аврелию (Блаженному) (354—430). Его главная работа, по­священная проблемам общества - «О граде Божьем». С его точки зрения, в мире параллельно существует два града: один — нечестивцев и грешников, а другой — праведников. Граждане обоих градов живут вместе, рядом, но в день Суда они будут поставлены по разные стороны. Те, кто живут в согласии с христианским Богом, образуют «Град Божий», или "Град небесный»; нечестивцы — «Град Земной». Последние будут осуждены к вечному проклятью, первые — к вечному спасению. Истинным государством может быть лишь Цер­ковь; лишь она олицетворяет общую пользу и истинную спра­ведливость.

Крупнейшим представителем социальной мысли пери­ода схоластики является Фома Аквинский (1225 — 1274). Проблемам общества посвящена его работа "О правлении государей", а также комментарии к «Политике» и «Этике» Аристотеля.

Аквинский оправдывает систему феодализма и сослов­ную структуру общества; лишь сословность с разделением на властвующих и подчиняющихся удерживает людей в рам­ках добродетели и естественного закона. Сословная иерархия – следствие божественного установления, а феодаль­ные порядки отражают естественный закон, выполнение которого необходимо для сохранения жизни и продолжения рода.

Фома Аквинский исходит из приоритета духовной власти над светской: если правление монарха нарушает божествен­ный закон, духовная власть должна оказать давление на свет­скую. Церковь - исключительный выразитель божественной воли на земле.

Фома Аквинский дает типологию общества: пра­вильные - монархия, полития, аристократия и непра­вильные - олигархия, тирания, демократия. Критерий такого деления - соответствие благу и законности. Первые опираются на традиции и закон, вторые - на насилие и про­извол.

Большой научный интерес представляют социальные утопии Томаса Мора (1478—1535) и Томмаазо Кам- панеллы (1568—1639). Они создают теоретический проект желаемого социального устройства; для них идеаль­ным является такое общество, в котором личные интересы подчинены общественным. Частная собственность, с их точ­ки зрения, - главная причина социальных бедствий.

Параллельно развиваются альтернативные религиозные и социальные течения, появившиеся во времена Реформации в XVI в. Идейное обоснование Реформация получила в уче­ниях М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина. Их главная идея - личная ответственность человека перед Богом: чело­веку в общении с Богом не нужен посредник в виде Церкви.

Это религиозное движение оказало огромное влияние на развитие социальной мысли Запада, способствовало разру­шению феодального строя с его сословной иерархией. В пе­риод Реформации возрождается противостояние идей «ин­дивидуализма» и «коллективизма».

Постепенно при переходе от Средневековья к Новому времени на арене борьбы социальных идей западных теоре­тиков приоритетным направлением становится конфликт между индивидуалистической (либеральной) и социалисти­ческой доктринами обустройства общества. В работах фран­цузских просветителей XVIII в. развиваются принципы совер­шенствования общества.

В первой половине XIX в. возникает социология как отдельная наука. В это время формируются экономичес­кие, социально-политические, теоретико-методологические предпосылки выделения ее в самостоятельную отрасль зна­ния.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: