Ассортимент – это набор товаров, предлагаемых на рынке предприятием, которые включают в себя различные виды товаров. Эти товары делятся на ассортиментные группы. Они отличаются по функциональным особенностям, цене, качеству. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций.
Ассортимент предприятия характеризуется:
- широтой – количество ассортиментных групп;
- глубиной – количество позиций каждой ассортиментной группы;
- общностью – между различными ассортиментными группами
Т.е. существует связь между изделиями.
Оптимальной ассортиментной концепцией является та, которая учитывает и потребности рынка, цели предприятия и его ресурсы.
Ассортиментная концепция выражается в системе показателей:
1. виды группы и позиции товаров;
2. уровень и частота обновления ассортимента;
3. уровень и соотношение цен на товар;
4. уровень и соотношение цены товара единичного и серийного производства;
5. соотношение между наукоемкими и обычными товара;
6. соотношение между осуществляемыми товарами и услугами.
|
|
Перед разработкой ассортимента принимается ряд стратегических решений:
1) выбор товарной стратегии;
2) выбор стратегии развития товара;
3) выбор конкурентной стратегии:
- обработка писем;
- дифференцирование;
- по качеству.
4) выбор стратегических зон хозяйствования. Стратегия трех – это область деятельности предприятия, выделенная по признаку товара рынка или общности технологий.
Формирование ассортимента включает следующие стадии:
1. маркетинговое исследование товара и рынка. При этом определяется конъюнктура рынка потребности покупателя: анализируются способы использования товаров и другие особенности покупательского поведения, проводится исследование собственных товаров и конкурентов, т.е. производится оценка и сравнение;
2. формирование базового товарного ассортимента осуществляется:
- рассмотрение предложений о создание новых продуктов, совершенствование имеющихся в новых областях применения товаров;
- осуществление решение вопросов – какие продукты добавить в ассортимент, а какие исключить, и нужно ли проводить диверсификацию производства;
3. проводится оценка экономических характеристик товаров «входящих в базовый товарный ассортимент»; осуществляется разработка спецификаций, расчет себестоимости, цены, рентабельности, объема производства, трудоемкости, продолжительности, освоение капитальных вложений.
4. тестирование, т.е. испытание продукта с учетом мнения потребителей.
5. Рейтинг каждого товара, включенного в базовым товарный ассортимент, определяется путем ранжирования или бальной оценки по целевым экономическим характеристикам.
|
|
В качестве целевых характеристик могут выступать:
- Рентабельность по себестоимости;
- Капитальные вложения;
- Зарплата;
- Чистая прибыль, если отсутствуют источники финансирования.
6. Формирование и отбор предпочтительных вариантов товарного ассортимента с учетом рейтинга и ограничений:
- производственные мощности;
- объема капитальных вложений;
- численности работников
Предпочтительным вариантом товарного ассортимента следует считать номенклатурные позиции, обладающие наивысшим рейтингом по выбранному показателю ранжирования в условиях заданных ресурсных ограничений.
7. Разработка специальных рекомендаций для производства соответствия с результатами тестирования: относительно качества, упаковки, цены, наименования, сервиса, что обеспечивает связь маркетинга с производством.
Стратегия маркетинга
I. Стратегия позиционирования на рынке (по матрице Ансоффа)
Существующий товар | Новый товар | |
Существующий рынок | 1. Проникновение на рынок | 2. Развитие товара |
Новый рынок | 3. Развитие рынка | 4. Диверсификация |