Под конкуренцией понимается соперничество между отдельными лицами, хозяйственными единицами, заинтересованные в достижение одной и той же цели на каком-либо поприще. Понятие «конкурентоспособности» можно понимать, как способность выдерживать конкуренцию, противостоять ей.
Под конкурентоспособностью товара понимается комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, определяющих его предпочтительность для потребителя по сравнению с аналогичными товарами других отечественных и зарубежных предприятий. Понятие это относительно и четко привязано к конкретному рынку и времени продаж. Для проведения оценки конкурентоспособности используют 2 группы параметров: технические и экономические.
В группу технических параметров входят параметры назначения, эргономические, эстетические и нормативные параметры.
Параметры назначения характеризуют область применения продукции и функции, которые она обязана выполнять. По ним можно судить о содержание полного эффекта, достигаемого с помощью использования продукции и конкретных условий потребления. Параметры назначения подразделяются на: классификационные, технической эффективности, конструктивные.
|
|
Эргономические параметры – показывают продукцию с точки зрения ее соответствия, свойств человеческого организма при выполнение трудовых операций или потребления.
Эстетические - характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида.
Нормативные параметры – отражают свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством на рынке, где эту продукции предполагается продавать.
Прогнозировать конкурентоспособность товара в конкретной среде достаточно сложно, т.к. она зависит от конъюнктуры рынка. Существует одна неизменная тенденция – со временем конкурентоспособность снижается, и этот процесс можно лишь замедлить. Основу прогнозирования составляет оценка текущей конкурентоспособности плюс долгосрочное прогнозирование изменение потребностей покупателей, их требований к качеству и ассортименту.
Конкуренция на рынке имеет свои функции:
1) выявление и установление рыночной стоимости товара
2) выравнивание индивидуальной стоимости и распределение прибыли в зависимости от различных затрат предприятия;
3) регулирование перелива средств между отраслями и производствами
Конкуренция в сфере маркетинга может быть нескольких видов:
1. Функциональная конкуренция – возникает поскольку любую потребность можно удовлетворить по-разному.
2. Видовая – это результат того, что имеются товары, обслуживающие одну и туже потребность, но различающиеся между собой по каким-то существенным характеристикам
3. Предметная – возникает потому, что производители создают практически одинаковые товары различающиеся качеством, они редко одинаковы по качеству.
Отраслевая конкуренция?:? Комутенты. Патиенты, виоленты, эстреленты