double arrow

Тема №6 «Принципы статической и динамической организаций»

1. Логика изменений в организации.

2. Принципы организации.

 

I. Изменения в организации происходят не только по схемам формальной логики. Они также зависят от множества внешних факторов. Каждая организация подобна живому организму, который в своем развитии проходит множество циклов, в рамках которых существует множество различных моделей:

1. Модель Доусона (рассматривает жизненные циклы гос. комитетов);

2. Модель Липпета и Шмидта (Описывает развитие деловых организаций);

3. Модель Торбета.

Рассмотрим модель жизненного цикла Адизеса. Она является наиболее адекватной из перечисленных. В отличие от других она уделяет внимание не только росту, но и регрессии, организационному упадку и смерти. Процесс организационного упадка Адизес рассматривал как последовательный и предсказуемый. Основная идея – соотношение организации с живым организмом. Именно поэтому жизненный цикл делится на 2 фазы: рост и старение. Рост начинается с зарождения и завершается расцветом, проходя через такие стадии, как: «выхаживание», «младенчество», «go-go», «юность». Старение начинается со стабилизации и завершается смертью организации, проходя через следующие этапы: «аристократизм», «ранняя бюрократизация», «бюрократизация». Продвижение от одной стадии к другой происходит в результате разрешения ключевых проблем каждого этапа. При этом каждый этап имеет свои трудности, которые он делит на две категории: болезни роста и организационные патологии.

К первым относятся проблемы, обусловленные незрелостью компании, которые практически невозможно избежать и не следует этого делать, так как это способствует правильному взрослению. При грамотной стратегии и тактике Адизес считает, что организация может находиться в стадии расцвета достаточно долго. Он выделил два важных параметра в жизнедеятельности организации: гибкость и контролируемость (управляемость). При этом молодые организации очень гибкие и подвижные, но слабо контролируемые. При взрослении соотношение меняется.

Сформулируем наиболее характерные черты всех стадий развития организации:

1. «Выхаживание» - зарождение организации: идея нового бизнеса и решение о его создании. Важен энтузиазм, готовность брать на себя риск, высокий уровень обязательств, финансовая поддержка и готовность рынка.

2. «Младенчество», то есть начало деятельности. Нечеткая структура, небольшой бюджет, неотлаженные бизнес-процессы, демократическая персонифицированная организационная культура, слабая субординация, неразвитость кадровой политики. Для успеха необходимы постоянный приток денежных средств и преданность идее. Когда денежный поток и деятельность организации стабилизируются, начинается следующий этап.

3. «Go-go» - стадия быстрого роста. Бизнес-идеи начинают приносить первые плоды (прибыль), увеличивается объем продаж, растут запросы потребителей, организация работает в «пожарном» режиме. В этот период могут появляться неординарные личности, неформальные лидеры, могут возникать новые дополнительные идеи. Одна из патологий на данном этапе – желание охватить необъятное. Чтобы выжить, организация должна четко представлять, чем не следует заниматься. Происходит переход от интуитивного управления к профессиональному.

4. «Юность» - период духовного перерождения организации. Бизнес перерастает в индивидуальные способности и возможности основателя. Формируется новая структура, стиль работы, организационная культура. Основные бизнес-процессы – процесс противоречия между старой и новой компанией, между менеджерами и специалистами, между организацией и основателем, между целями организации и целями сотрудников. Происходит смена акцентов от «развития любой ценой» до «повышения качества работы». Здесь возможны конфликты.

5. «Расцвет» - оптимальная точка кривой жизненного цикла, где организация достигает баланса между самоконтролем и гибкостью. Она знает, что делает, куда идет и как достичь цели. Компания ориентируется на результат, имеет четкую организационную структуру и систему служебных обязанностей. отмечается рост продаж и прибыли. В это время может создаваться сеть новых организаций. Если на этом этапе организация не пополнится новыми силами и не сможет превратить «точку расцвета» в «длинную линию», то она переходит на стадию стабильности, которая является концом роста и началом падения.

6. Стабилизация – первая стадия старения. Компания пока еще сильна, но уже начинает терять гибкость, утрачивается дух творчества, сокращаются инновации и не поощряются изменения. Организация становится зрелой. Она по-прежнему адаптирована на рост, хорошо организована и управляема, однако в ней возникает меньше конфликтов, чем раньше. Роль людей, непосредственно работающих с клиентами, становится второстепенной. Не первое место выдвигаются администраторы и финансисты. Количественные показатели вытесняют гибкое концептуальное мышление. Организация еще растет, что видно по росту объема продаж, но уже зарождается основная причина будущего падения (истощается дух предпринимательства).

7. «Аристократизм» - укрепляется система контроля и старые традиции, растет формализация в отношениях. В организационной культуре преобладают личные интересы. Те, кто делит деньги и прочие блага, устанавливают правила и играют более важную роль, чем те, кто наращивает бизнес и занимается производством. На руководящие посты назначаются по принципу личной лояльности, а не по профессионализму. Карьеру начинают успешно делать не яркие личности, а «серые мышки», умеющие не «высовываться». Все большее значение приобретают внутренние инфраструктурные подразделения (хозяйственные службы, финансово-бухгалтерские подразделения, различные советники 1-го лица, астролог-нарколог-психолог-дочки-матери-охранники-водители и другие «доверенные» лица). Профессионалов среди них немного. Все это происходит на фоне избытка денежных средств, которые вкладываются не в развитие, а в поддержание статуса. Много внимания уделяется тому, как люди одеваются, то есть внешние формы преобладают над внутренними. Организация пытается сохранить существующие объемы прибыли путем повышения цен. При этом качество продукции не улучшается, а часто ухудшается.

8. «Ранняя бюрократизация» - организация «забывает» о том, что и как делается и обращается к вопросу «кто виноват?», что приводит к частым конфликтам и управленческой паранойе. Потребитель отодвигается на второй план. виновник в проблеме просто «назначается». Начинается борьба за выживание не компании, а каждого в отдельности. Инициативные и предприимчивые люди уходят или вытесняются на задний план, администраторов становится все больше. Компания бюрократизируется без ориентации на результат и потребителя.

9. «Бюрократизация и смерть». Отсутствие рабочей команды, ориентация на результат, не создаются для самосохранения ресурсы, существует сосредоточенность на правила и процедуры, бессмысленный контроль, минимальное общение с внешним миром, игнорирование потребителя. Компания обречена.

 

В реальной жизни трудно выделить «химически чистое состояние». Обычно присутствуют черты нескольких стадий развития, как правило, 2-3 соседних. Грамотное определение переживаемой стадии жизненного цикла позволяет точнее определить целесообразность использования различных управленческих технологий и привлечь тех или иных менеджеров для работы в компании.

 

II. Принципы организации.

Рациональный смысл отнесения организации к статичной или динамичной группе состоит в изначальном определении допустимых методов изучения организации, либо воздействии на нее. В статичной организации внутренние и внешние отношения рассматриваются в отрыве от их развития. Это плодотворно при подготовке, реорганизации и ликвидации. В динамичной организации преобладают координирующие действия. Рассматриваемые далее принципы входят в состав механизма реализации законов организации и законов для организации.

1. Принцип приоритета.

- принципы приоритета целей: в системе цель-задача-функция наивысший приоритет имеет цель, потом задача и функция.

- принципы приоритета функции над структурой при создании организации: создание новых организаций осуществляется для реализации определенного набора целей.

- принципы приоритета структуры над функциями в действующих организациях: в реально действующих организациях со временем отлаживаются связи между элементами структуры. Лишние постепенно отмирают, а недостающие появляются.

- принципы приоритета субъекта управления над объектом при создании структурного подразделения: при создании организации учредители должны подбирать «под себя» персонал, выпускаемую продукцию, местоположение организации.

- принципы приоритета объекта над субъектом для действующих организаций: руководители и главные специалисты должны подбирать под конкретные структурные подразделения.

2. Принципы соответствия:

- принципы соответствия между целями и ресурсами: каждой цели должен соответствовать набор материальных, финансовых, кадровых ресурсов, призванных обеспечить выполнение набора задач.

- принципы соответствия распорядительства и подчинения: у каждого работника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных.

- принципы соответствия эффективности производства и экономичности.

- принципы соответствия централизации и децентрализации производства и управления.

3. Принципы рационализации: изменения в организации – объективный процесс, который регулируется законом единства анализа и синтеза. Принципы рациональности формируют механизмы таких преобразований. Существует 3 типа организации мыслительной деятельности человека:

- рационализм;

- иррационализм;

- сенсуализм.

Рационализм (от латинского «ratio» - разум) – усовершенствование, формирование более целесообразной организации чего-либо (например, производства), принятие решений по раннее разработанным алгоритмам, правилам, законам.

Иррационализм – познание реальности через аспекты духовной жизни человека: волю, интуицию, инстинкт, озарение. Он характеризуется постоянными сомнениями в правильности принятия решений и возможных результатах.

Сенсуализм – познание реальности только через восприятие, чувства, ощущения (сенсорика).

С позиции отношения к будущему все компании можно разделить на 3 группы:

1. Которые не видят необходимости в переменах и остаются в статике. Это статичные организации.

2. Компании, признающие необходимость в постоянной модернизации, реализующие динамичный подход. Это динамичные организации.

3. Компании, которые своей главной задачей видят создание преимущественного нового, того, чего нет на рынке. Инновационные компании.

 

Информационная база выработки стратегий динамической и статичной организаций:

Статическая Динамическая
1. Каковы наши нынешние потребители?   1. Кто будут отличаться завтрашние клиенты от сегодняшних?
2. Как меняются их потребности?   2. Как и чем привлечь завтрашних клиентов?
3. Как используется изменение потребностей клиентов? 3. Каковы индустриальные изменения в будущем?
4. Кто конкуренты и почему потребители предпочитают их? 4. Какой будет конкуренция в будущем?
5. Меняется ли динамика конкурентной борьбы? 5. Как осуществляется доминирование на рынке?
     

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: