double arrow

Тема №7 «Организация в интерпретации отечественных школ управления»

1. Вклад А.А. Богданова в ТО

2. Отечественные школы НОТ

 

I. «Всеобщая организационная наука или тектология» Богданова – выдающийся памятник русской теоретической мысли начала 20 века. Создатель тектологии – яркий, талантливый человек, один из интереснейших руководителей русской революционной интеллигенции на рубеже 19-20вв. по своему содержанию тектология намного обогнала свое время, однако, в момент публикации она оказалась непонятной для общества.

Исходным пунктом тектологии является признание необходимости выделения универсального подхода к изучению любого явления с точки зрения его организации. Принять организационную точку зрения – значит изучать любую систему с точки зрения как отношений всех ее частей, так и отношений ее как целого со средой, то есть со всеми внешними системами.

В соответствии с организационной точки зрения мир находится в непрерывном изменении. В нем нет ничего постоянного, все суть изменения, действия и противодействия. В результате взаимодействия изменяющихся элементов наблюдатель может выделить некоторые типы комплексов, различающихся по степени из организации:

1. Организационный комплекс. Здесь действует принцип «целое больше суммы своих частей». При этом чем больше целое отличается от суммы частей, тем более его организация.

2. Неорганизационные комплексы – целое меньше суммы своих частей.

3. Нейтральные комплексы - целое равно сумме своих частей.

 

Среди множества организационных форм Богданов выделяет два универсальных типа систем: централистический (эгрессия) и скелетный (дегрессия). Для первого типа характерно наличие центрального, более высокого организационного комплекса, по отношению к которому все остальные комплексы играют роль периферии. Система второго типа образуется за счет организации низших группировок, имеет важное положительное значение с организационной точки зрения. Лишь она делает возможным развитие самоорганизации и самоуправления.

Важны также такие термины, как конъюгация (соединение комплексов), ингрессия (вхождение элемента одного комплекса в другой), дезингрессия (распад комплекса). Данные термины относятся к механизмам формирования системы. Универсальным регулирующим механизмом является «подбор». Отбор может быть положительный и отрицательный. Положительный, усложняя формы, увеличивает разнородность бытия, доставляет для нее материал, все более возрастающий. Отрицательный отбор, упрощая этот материал, устраняя из него все непрочное, нестройное, противоречивое, внося в его связи однородность и согласованность, упорядочивает некий материал. Взаимодействуя друг с другом, оба эти процесса стихийно организуют мир.

Тектология не может заменить ни теории управления вообще, ни теории управления общественным процессом. Однако, именно благодаря глубокому исследованию всеобщих закономерностей организационных процессов, она является фундаментальной для данных дисциплин.

 

II. В начале 20 века импорт в Россию капитала, специалистов и техники сопровождался также заимствованием прогрессивных идей в области менеджмента. Впоследствии сформировалась самобытные отечественные школы организационной самоуправленческой науки, активно работающие до середины 30-х годов 20в. Направлением деятельности научного менеджмента стало НОТ.

«Индустриальная утопия» О. Ерманского. Являясь автором многих учебников по НОТ, он предложил глобальный проект переустройства управления обществом. Оценив прогрессивную роль механического и автоматического производства, Ерманский приходит к неожиданным выводам о том, что в скором времени все станут руководителями, поскольку работать будут не живые люди, а машины-автоматы.

А. Ф. Журавский – известный специалист в области НОТ. Круг его интересов составляют вопросы организации, нормирование и стимулирование труда, профессиональный отбор и культура труда. Организация труда – рациональное условие совместной коллективной деятельности. Цель организации труда - распределение работников таким образом, чтобы усилия одного были согласованы с усилиями всех. Он подробно изучил буржуазные теории труда, в частности Тейлора, выделил плюсы и минусы этой теории. Оптимальной он считал разработку научно-обоснованных, отвечающих новому, социальным условиям норм труда. Считал, что за ошибки в установлении расценок труда должна платить дирекция, а не работники. Отдает предпочтение сдельной оплате, считая, что сдельные расценки следует устанавливать по выработке не плохого рабочего, а хорошего. Высокая и обоснованная норма труда стимулирует работника к повышению производительности труда. Интенсивность труда должна зависеть от квалификации, возраста, пола и других факторов. Умелый рабочий достигает большего, благодаря более эффективному применению своих знаний и навыков. Кроме того, делал акцент на проблемы профессионального отбора, структуры управления и административной работы, биомеханике человека, классификации типа рабочих в зависимости от психофизиологических качеств, проблемы гигиены труда, организации и культуры труда.

«Социальная инженерия» Гастева. Лидером отечественной науки и НОТ был Гастев. С 1921-1938гг. он возглавлял Центральный Институт Труда (ЦИТ). Основная заслуга – разработка теоретических и экспериментальных идей новой науки – социальной инженерии, соединявшей в себе методы естественных наук, социологии, психологии и педагогики. Под его руководством на предприятиях внедрялись инновационные методы труда. Было подготовлено более 500 тысяч квалифицированных рабочих, тысячи консультантов по управлению и НОТ. Внес вклад в разработку идей кибернетики и общей теории систем. Его разработки получили мировое признание в США, Англии, Франции и других странах.

Промышленное возрождение России, по мнению Гастева, неотделимо от культуры переворота. Данная концепция пропагандировала уничтожение «стихийной распущенности» человека. Для этого необходим переход к рациональному режиму дня, правильному питанию, отдыху, рациональным движениям, что закрепляется в социально-психологической культуре поведения, искусстве владению собой, как результат - подъем общей культуры производства. Исходная ступень трудового обучения руководителя - исполнительская работа, простое послушание, ибо только здесь проверяется, на что способен человек.

Харьковская школа управления. Она занималась вопросами управления, контроля, коллегиальности и единоначалия, совершенствованием организационной структуры и стилей управления.

Всеукраинский институт труда возглавлял крупный специалист по методологии принятия управленческих решений Ф. Р. Дунаевский. Важнейшее условие рационализации производства – учет его социальных масштабов. Например, с точки зрения отдельного предприятия наиболее продуктивно было бы загрузить завод заказами на 100%, хотя в интересах государства целесообразней его вовсе закрыть. То есть для принятия окончательного управленческого решения необходим всесторонний анализ ситуации.

В основу своей классификации выделил 2 основные фазы организационного процесса:

1. Инициация, то есть воплощение проекта в первых реальных действиях;

2. Ординация – период налаживания деятельности управленческого аппарата от начальной фазы до его нормального функционирования;

3. Администрация – оперативная работа по решению управленческих проблем.

В соответствии с 3 фазами выделил 3 функции:

1. Починные (Инициация);

2. Устроительные (Ординация);

3. Распорядительные (Администрация).

 

Конструктивизм Н. А. Витке. Согласно его воззрениям, наука выступает той силой, которая концентрирует опыт и знания, упорядочивая их логические формулы и научные обобщения. Нужны не только научные знания, но и техника управления людьми. Руководитель любого ранга должен четко распределять обязанности, определять цели и функции, координировать и контролировать подчиненных, но не случайно подобранных, а сконструированных. Современный администратор – социальный техник или инженер – строитель людских отношений. Особо рассматривал административную деятельность руководителей, за счет чего за ним и закрепилось имя главы русского «файолизма».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: