| Основные функции управления персоналом | Содержание направлений аудита персонала |
| Формирование кадровой политики организации | Оценка текущего состояния кадровой политики, степени ее согласования с целями организации, стратегией ее развития; оценка степени связи кадровой политики со спецификой организации и внешними условиями |
| Планирование персонала | Оценка наличных ресурсов, целей и перспектив развития организации, будущих потребностей в персонале, анализ штатного расписания, степени его обоснованности, анализ изменений кадрового потенциала организации |
| Использование персонала | Анализ уровня занятости персонала, анализ обеспечения стабильности состава сотрудников, изучение занятости женщин, лиц пожилого возраста |
| Наем и отбор персонала | Оценка используемых методов найма персонала, источников и путей покрытия потребностей в персонале, стоимости найма, оценка результативности найма, обеспеченности вакансий кандидатами, оценка взаимодействия организации со службами трудоустройства, учебными заведениями |
| Деловая оценка персонала | Анализ используемых форм деловой оценки персонала, периодичность ее проведения, представляемые решения |
| Обучение персонала | Анализ целей и используемых форм обучения, изучение содержания и продолжительности обучения, оценка персонала, прошедшего обучение, оценка эффективности обучения |
| Работа с кадровым резервом | Анализ и проектирование управленческой деятельности в организации, оценка управленческого потенциала и определение потребности в подготовке кадрового резерва, оценка методов работы с кадровым резервом |
| Служебно-профессиональное продвижение | Анализ системы продвижения персонала в организации, анализ схем замещения должностей, анализ реализации плана кадрового роста |
| Организация трудовой деятельности персонала | Анализ условий труда, техники безопасности и охраны труда, анализ состояния нормирования труда в организации, оценка эффективности организации рабочих мест, распределения работ, анализ вложений финансовых средств в эту сферу и оценка полученных результатов |
Цель аудита службы управления персоналом - определение уровня эффективности и качества организации работы с персоналом в соответствии с целями и стратегией управления персоналом и бизнесом.
Основанием для проведения аудита данного подразделения является тот факт, что функции управления персоналом объективны и присущи любой компании (фирме), но управленческая деятельность по реализации этих функций выполняется по-разному, что существенным образом влияет на результативность работы, поэтому при проведении аудита нужно учитывать:
1. Тип кадровой службы (прогрессивный, адаптивный, переходный, традиционный).
2. Уровень эффективности управленческой деятельности службы
3. Качество проектирования внутренней структуры службы, степень ее централизации
4. Уровень квалификации специалистов, работающих в службе управления персоналом
Можно выделить критерии и показатели аудита службы управления персоналом. Формирование и группировку критериев оценки деятельности службы управления персоналом целесообразно осуществлять по направлениям:
Первое направление аудита службы управления - определение типа кадровой службы на основе оценки ее статуса и места в организационной структуре организации, отношения к ней высшего руководства и работников.
Установить тип кадровой службы можно с помощью показателей:
1. Уровень централизации управления персоналом.
2. Наличие стратегии и политики управления персоналом, которое оценивается в данном случае с точки зрения формального закрепления и доведения до всех руководителей и работников организации.
3. Количество выполняемых функций управления персоналом.
4. Отношение к службе управления персоналом высшего руководства и работников организации.
5. Статус и место службы в организационной структуре
Второе направление аудита службы управления персоналом - оценка уровня реализации функций планирования, организации, координации и контроля работы по управлению персоналом.
1. Уровень организации планирования работы по управлению персоналом
2. Уровень организации работы службы управления персоналом
3. Уровень координации действий внутри службы управления персоналом
4. Уровень организации контроля работы службы по управлению персоналом
Третье направление аудита службы управления персоналом - оценка уровня и качества проектирования и развития службы управления персоналом.
Это состояние можно оценить с помощью следующих критериев:
- соответствие типа организационной структуры службы управления персоналом специфике деятельности организации, ее размерам, уровню организационного развития. Это соответствие можно определить путем сравнения типа организационной структуры предприятия с типом структуры службы;
- уровень распределения прав и ответственности по выполнению функций управления персоналом между подразделениями службы;
- соответствие численности специалистов службы трудоемкости выполняемых ими работ;
- наличие иерархии в службе и соответствие объема полномочий отдельных подразделений службы уровню иерархии;
- наличие планов развития службы управления персоналом и др.
Четвертое направление аудита - установление уровня профессионализма специалистов данной службы, который существенным образом влияет на качество выполнения работы.
Для этого можно использовать следующие критерии и показатели:
1. Образовательный уровень специалистов службы:
- соответствие профиля образования выполняемой работе;
- соответствие уровня образования выполняемой работе.
2. Стаж работы в организации.
3. Возрастная структура работников службы.
4. Наличие у работников службы специфических качеств, определяемых профессиональными особенностями. Например, отзывчивость, способность к сотрудничеству, ответственность, знание методов мобилизующего воздействия на коллектив, техника публичного выступления и т.д.
5. Частота повышения квалификации сотрудниками, направления специализации знаний.
6. Уровень мотивации труда сотрудников службы и др.
Таким образом обозначенны основные направления аудита, систематизировали критерии и показатели оценки. Для реализации аудита важно разработать его технологию и применить в конкретных условиях деятельности компании.