Цели, задачи и функции инновационного менеджмента

 

Цель - это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Цель устанавливает определенные ориентиры развития на заданный период времени. С одной стороны, цель выступает как результат прогнозов и оценки ситуации, а с другой - как ограничитель для планируемых инновационных мероприятий.

Цели инновационного менеджмента сводятся к тому, чтобы найти новое техническое решение в области создания изобретения, проведения НИОКР, организации серийного производства, одновременной подготовки и организации сбыта продукции, внедрения нового товара на рынок, закрепление на новых рынках с помощью более высокого качества и конкурентоспособности товара.

Реализация поставленных целей предполагает учет различного рода факторов, среди которых можно выделить следующие:

ориентация инноваций на рынок,

соответствие инноваций целям предприятия,

восприимчивость предприятия к инновациям,

наличие на предприятии источника творческих идей,

экономически обоснованная система отбора и оценки инновационных проектов,

эффективные методы управления инновационными проектами и контроль за их реализацией,

индивидуальная и коллективная ответственность за результаты инновационной деятельности.

 

Принципы инновационного менеджмента:

инновации есть решающее условие выживания предприятия, и они должны соответствующим образом управляться;

ресурсы, выделенные на НИОКР, оправданы лишь в той мере, в какой они приводят к достижению поставленной цели.

 

Чтобы выявить факторы, обеспечивающие успех, требуется постоянный анализ выполненных и внедренных инноваций; повышение эффективности инвестиций в НИОКР.

 

Инновационный менеджмент предполагает выполнение следующих задач (работ):

o разработка и осуществление единой инновационной политики;

o разработка проектов и программ инновационной деятельности;

o подготовка и рассмотрение проектов по созданию новых пилон продуктов;

o контроль над ходом работ по созданию новой продукции и по ее внедрению;

o финансовое и материальное обеспечение проектов инновационной деятельности;

o подготовка и обучение персонала к инновационной деятельности;

o формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов.

 

Перечень задач, которые можно решить в процессе управления инновациями, довольно широк и может различаться по отношению к продуктовым инновациям и технологическими нововведениями. Так, применительно к продуктовым инновациям основными задачами, требующими своего решения, будут: исследование рынков сбыта и возможных способов реализации новых продуктов, исследование рынков ресурсов; прогноз особенностей и длительности каждой стадии жизненного цикла нового товара; анализ патентной чистоты нового продукта и способов ее обеспечения, определение методов защиты нового продукта; определение субподрядчиков по проекту создания нового продукта; поиск вариантов кооперации с возможными конкурентами при реализации технически сложных изделий и высоко рисковых нововведений.

 

К этим задачам также относятся: анализ затрат, цены с учетом объемов производства и сбыта нового продукта для получения целевой прибыли; оценка эффективности инновационного проекта и его привлекательности для инвесторов, способы привлечения инвестиций; выявление возможных технических и коммерческих рисков, их минимизация, способы страхования; определение эффективной маркетинговой стратегии, выбор организационной формы создания, освоения и размещения на рынке нового продукта; оценка идей по созданию новых продуктов, управление персоналом, занятым в разработке и производстве нового продукта, создание благоприятного климата и корпоративной культуры.

Из множества решаемых инновационным менеджментом задач можно сформулировать его ocновную задачу - достижение прибыльности (выгоды) от осуществления инновационной деятельности.

 

Состояние инновационной системы, когда обеспечивается эффективное и согласованное функционирование всех внутренних и внешних ее элементов, называется гармонией. Поэтому основная целевая шага инновационного менеджмента - достижение гармонии в развитии инновационного предприятия.

Функции управления инновационным менеджментом в общем виде можно определить как виды (направления) деятельности, необходимые для руководства тем или иным объектом.

Выделяют две группы функций инновационного менеджмента:

1) основные функции;

2) обеспечивающие функции.

Основные функции - это планирование (стратегическое, текущее, оперативное); организация; мотивирование; контроль. Основные функции инновационного менеджмента являются общими для всех видов и любых условий ведения инноваций, они отражают содержание основных стадий управления инновационной деятельностью.

 

К обеспечивающим функциям инновационного менеджмента относят функции, способствующие эффективному осуществлению основных функций: социально-психологические и технологические или процессуальные функции. Социально-психологические функции менеджмента связаны с состоянием производственных отношений в коллективе. Различают две их разновидности: делегирование и мотивация.

Делегирование - комплекс управленческих решений, способствующих рациональному распределению работ по управлению инновационными процессами и ответственности за их осуществление между сотрудниками аппарата управления.

Мотивация - создание системы моральных и материальных стимулов для сотрудников организации, обеспечение их профессионального уровня и возможности карьерного роста, т.е. создание условий, оказывающих воздействие на поведение человека. Рациональное соотношение делегирования полномочий и мотивации труда исполнителей - главное условие успешного менеджмента в инновациях.

К числу обеспечивающих относятся также технологические функции, которые позволяют реализовать основные и социально-психологические функции и включают подготовку, получение, переработку и передачу информации для успешного продвижения инноваций.

Все перечисленные функции инновационного менеджмента взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга, создают целостную функциональную систему инновационного менеджмента.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: