Проблемы формирования и развития системы региональных средств массовой информации. Отличие региональных СМИ от центральных

Региональная периодическая печать

До 90-х гг региональная печать имела жестко заданную иерархическую структуру. Почти вся она была однородно партийно-советской, т.е. ее соучредителями являлись преимущественно соответствующие партийные и советские органы. Каждому территориальному образованию полагался обязательный, строго регламентированный сверху набор периодических изданий: одна ежедневная общественно-политическая (краевая, областная) четырехполосная газета формата А-2, одна молодежная (комсомольская краевая, областная) газета, формат которой в разных регионах варьировался, один малоформатный партийный бюллетень «Блокнот агитатора».

И все же при всех трудностях, с которыми столкнулась региональная пресса, в ее развитии к середине 90-х гг. обозначились определенные тенденции. Периодическая печать представлена изданиями различного типа: общественно-политическими, деловыми, молодежными, женскими, детскими, религиозными, литературно-художественными, изданиями различных партий и объединений, развлекательными и др

Процесс формирования новой структуры региональной журналистики гибок и подвижен. Благоприятный фон для ее успешного функционирования в условиях обостряющейся конкурентной борьбы на информационном рынке создается естественной предрасположенностью аудитории к местной информации. Так складываются предпосылки для развития региональных СМИ.

Ограниченная численность населения и увеличивающееся количество местных изданий обостряют между ними борьбу за читательскую аудиторию, значительная часть которой не может теперь выписывать или регулярно приобретать по нескольку газет и журналов. Тем не менее на областном и краевом рынках предлагается пока достаточно широкий перечень конкурентоспособных изданий, удовлетворяющих различные запросы читательских групп.

Заметные перемены произошли в содержании региональной периодики. На смену только политическим материалам (как в советское время) пришли материалы культурно-развлекательного цикла.

В структуре региональной прессы утвердились деловые, коммерческие издания, получающие материальную поддержку от финансовых и других структур, занимающихся бизнесом. В крупных краевых и областных центрах издаются по одной-две газеты типа «Коммерсантъ» или «Мегаполис экспресс» (в Тольятти – Понедельник, Хронограф, Постскриптум).

 

Местное телевидение и радиовещание

Политическая и экономическая децентрализация, возникшая вслед за дезинтеграцией СССР, актуализировала проблему расширения местного телевидения и радиовещания Российской Федерации. Реальная независимость потребовала от них упрочения своей самостоятельности в условиях перехода к рыночным отношениям, выработки оптимальной модели местной студии, которая позволила бы телевидению и радиовещанию стать непосредственными соучастниками происходивших перемен в регионе и во всей стране.

Аудитория у государственного и коммерческого телевидения одна. Региональное вещание оказывает на нее ощутимое воздействие, поскольку телевидение сохраняет за собой статус наиболее распространенного источника информации. В региональной системе СМИ коммерческие телеканалы привлекают зрителей различными информационными и культурно-развлекательными программами. В основе многопрограммности лежали тематический, адресный, территориальный, национальный, временной признаки.

Программы городских и районных редакций радиовещания оказываются наиболее приближенными к интересам слушателей. Проводятся конкурсы, поздравления, обстановка на дорогах, в эфире идет обсуждения проблем городского или областного масштаба.

 

Говоря о региональной печати в целом, необходимо остановиться на некоторых тенденциях, характерных для всех региональных печатных СМИ.

Первая тенденция. Сегодня не получили широкого распространения, но постепенно формируются издания, использующие особые способы организации информационного пространства. Отдельные региональные газеты и журналы претендуют на распространение по всей России, возникают межрегиональные издания. Вообще следует заметить, что образование «встречных потоков» информации – не из центра в провинцию, как было в советский период, а из провинции в центр – становится заметным явлением последнего времени.

Вторая тенденция. Региональная печать, так же как и центральная пресса, оказалась вовлечена в процессы концентрации и монополизации. Большинство новых, созданных после 1991 г. региональных изданий сразу начинали свою жизнь в составе медиа-холдингов, другие вынуждены были образовывать их под давлением крайне неблагоприятных для информационного бизнеса обстоятельств.

Третья тенденция. Симбиоз медиа-бизнеса с другими видами экономической деятельности – явление чрезвычайно распространенное. Большинство концернов активно осваивает смежные виды деятельности. Газетным концернам проще решить и другую немаловажную проблему – распространение изданий. Они создают собственные службы доставки, услуги которых обходятся читателям гораздо дешевле, чем услуги «Роспечати». В целом бюджет местных изданий складывается из доходов от рекламной деятельности, реализации тиража, внегазетной деятельности, госдотаций или спонсорской поддержки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: