double arrow

МОДУЛЬ I. МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

УДК 316 (075.8)

ББК 60.5 я 73

С 69

Рецензенты:

докт. социол. наук С.И. Самыгин,

канд. социол. наук И.Г. Переяслова

Составители:

докт. социол. наук, профессор Л.И. Щербакова,

канд. техн. наук Е.В. Загороднюк

С 69 Социология. Краткий курс лекций: учеб. пособие / Сост.: Л.И. Щербакова, Е.В. Загороднюк; Юж.-Рос. гос. тех. ун-т (НПИ). - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2012. - 183 с.

Пособие разработано в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов II и III поколения и предназначено для студентов всех специальностей и направлений для подготовки к экзамену или зачету по социологии.

УДК 316 (075.8)

ББК 60.5 я 73

© Южно-Российский государственный

технический университет (НПИ), 2012


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.... 4

Модуль I. Методология и история социологии 6

Лекция 1. Научный статус социологии 6

Лекция 2. История социологии 13

Лекция 3. Методика и техника социологического исследования 23

Лекция 4. Современные социологические теории 38

Лекция 5. Русская социологическая мысль 44

Модуль И. Структурные элементы общества 55

Лекция 6. Личность 55

Лекция 7. Формирование социальных взаимосвязей 70

Лекция 8. Социальные общности и группы 78

Лекция 9. Социальный институт и социальная организация 90

Лекция 10. Общественное мнение как институт гражданского общества. 102

Лекция 11. Социальный контроль и девиация. 111

Модуль III. Общество как целостная система 118

Лекция 12. Общество как социальная категория 118

Лекция 13. Социальная структура общества, социальная стратификация

и социальная мобильность 127

Лекция 14.Социальные изменения и социальные процессы 138

Лекция 15. Социальные революции и реформы. Социальные движения.. 151

Лекция 16. Культура как фактор социальных изменений 159

Лекция 17. Мировая система и процессы глобализации 171

Список литературы 178

Приложение 1. Содержание государственного образовательного стандарта II поколения 182

 

Курс «Социология» включен в федеральный компонент блока «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» го­сударственных образовательных стандартов II поколения всех специ­альностей нашего вуза (прил.1), а также в вариативную часть (обяза­тельные дисциплины) «Гуманитарного, социального и экономическо­го цикла» государственных образовательных стандартов III поколе­ния большинства направлений вуза. Целями курса являются:

•дать студентам глубокие знания теоретических основ и законо­мерностей функционирования социологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и мето­дов социологического познания;

• помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии науч­ных социологических направлений, школ и концепций, в том числе и русской социологической школы;

•способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогно­зированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований;

•помочь студентам сформировать активную жизненную и граж­данскую позицию, их ценностные ориентации, в том числе и профес­сиональные.

Процесс изучения курса направлен на формирование у студентов следующих общекультурных компетенций:

- готовность уважительно и бережно относиться к историческо­му наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать со­циальные и культурные различия; понимание движущих сил и зако­номерностей исторического процесса, роли насилия и ненасилия в ис­тории, места человека в историческом процессе, политической орга­низации общества;

-способность научно анализировать социально значимые пробле­мы и процессы, готовность использовать на практике методы гумани­тарных, социальных и экономических наук в различных видах про­фессиональной и социальной деятельности;

- способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в общест­ве моральных и правовых норм;

- способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессио­нальной деятельности;

- готовность к ответственному и целеустремленному решению поставленных задач во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами;

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

 

МОДУЛЬ I. МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: