УДК 316 (075.8)
ББК 60.5 я 73
С 69
Рецензенты:
докт. социол. наук С.И. Самыгин,
канд. социол. наук И.Г. Переяслова
Составители:
докт. социол. наук, профессор Л.И. Щербакова,
канд. техн. наук Е.В. Загороднюк
С 69 Социология. Краткий курс лекций: учеб. пособие / Сост.: Л.И. Щербакова, Е.В. Загороднюк; Юж.-Рос. гос. тех. ун-т (НПИ). - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2012. - 183 с.
Пособие разработано в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов II и III поколения и предназначено для студентов всех специальностей и направлений для подготовки к экзамену или зачету по социологии.
УДК 316 (075.8)
ББК 60.5 я 73
© Южно-Российский государственный
технический университет (НПИ), 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.... 4
Модуль I. Методология и история социологии 6
Лекция 1. Научный статус социологии 6
Лекция 2. История социологии 13
Лекция 3. Методика и техника социологического исследования 23
Лекция 4. Современные социологические теории 38
Лекция 5. Русская социологическая мысль 44
Модуль И. Структурные элементы общества 55
Лекция 6. Личность 55
Лекция 7. Формирование социальных взаимосвязей 70
Лекция 8. Социальные общности и группы 78
Лекция 9. Социальный институт и социальная организация 90
Лекция 10. Общественное мнение как институт гражданского общества. 102
Лекция 11. Социальный контроль и девиация. 111
Модуль III. Общество как целостная система 118
Лекция 12. Общество как социальная категория 118
Лекция 13. Социальная структура общества, социальная стратификация
и социальная мобильность 127
Лекция 14.Социальные изменения и социальные процессы 138
Лекция 15. Социальные революции и реформы. Социальные движения.. 151
Лекция 16. Культура как фактор социальных изменений 159
Лекция 17. Мировая система и процессы глобализации 171
Список литературы 178
Приложение 1. Содержание государственного образовательного стандарта II поколения 182
Курс «Социология» включен в федеральный компонент блока «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов II поколения всех специальностей нашего вуза (прил.1), а также в вариативную часть (обязательные дисциплины) «Гуманитарного, социального и экономического цикла» государственных образовательных стандартов III поколения большинства направлений вуза. Целями курса являются:
•дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания;
• помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных социологических направлений, школ и концепций, в том числе и русской социологической школы;
•способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований;
•помочь студентам сформировать активную жизненную и гражданскую позицию, их ценностные ориентации, в том числе и профессиональные.
Процесс изучения курса направлен на формирование у студентов следующих общекультурных компетенций:
- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия; понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, роли насилия и ненасилия в истории, места человека в историческом процессе, политической организации общества;
-способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, готовность использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
- способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм;
- способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
- готовность к ответственному и целеустремленному решению поставленных задач во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами;
- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
МОДУЛЬ I. МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ






