Социальный статус и социальная роль

Социальное поведение личности определяется двумя основны­ми понятиями «социальный статус» и «социальная роль»

Социальный статус — это определенная позиция, занимаемая индивидом в обществе или социальной группе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Каждого человека ха­рактеризует не один, а несколько статусов. Р. Мертон ввел в социоло­гию понятие «статусный набор», которое применяется для обозначе­ния всей совокупности статусов данного человека. В этой совокупно­сти чаще всего выделяют ключевой, главный, или интегральный, ста­тус, характерный для данного индивида. Именно по этому статусу его выделяют окружающие и отождествляют с ним индивида. Часто бы­вает так, что главный статус обусловлен должностью или профессией человека (директор, банкир). Это может быть также расовая принад­лежность (например, негр) и социальное происхождение (дворянин) и т.д. Главным для жизнедеятельности человека выступает тот статус, который определяет ценности и установки, образ жизни, круг знако­мых, манеру поведения личности.

В социологии принято различать два уровня статусной позиции человека: социально-групповой и личный. Социально-групповой - это положение индивида в обществе, которое он занимает как представи­тель большой социальной группы (расы, нации, пола, класса, слоя, религии, профессии и т.д.). Личным статусом называется положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, студенческой группе, сообществе сверстников и т.д.). Социально-групповой статус зависит от положения той или иной социальной группы в социальной стратификации общества. Личный же статус определяется индивиду­альными качествами личности и зависит от того, как ее оценивают и воспринимают члены малой группы.

В зависимости от того, занимает ли человек определенную ста­тусную позицию благодаря наследуемым признакам или благодаря собственным усилиям, различают еще два вида статусов; предписан­ный (приписываемый, приписанный, аскриптивный) - обусловленный полом, расой, этническим происхождением, социальным положением семьи, местом рождения и т.д., и достигнутый {приобретенный), ко­торый определяется усилиями самого человека, его талантами, на­стойчивостью, целеустремленностью или оказывается следствием удачи и везения.

При характеристике любого социального статуса выделяют еле- дующие компоненты!

статусные права и обязанности: первые определяют то, что носитель данного статуса может делать, вторые - что он должен де­лать;

статусный диапазон: установленные рамки, в которых осуще­ствляются статусные права и обязанности;

статусные символы: внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать носителей разных статусов (военнослужащие носят форму, у каждого сословия и класса - свой стиль одежды и своя атри­бутика);

статусный образ, или имидж: совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом;

статусная идентификация: определение степени соответствия индивида своему статусу.

Зная социальный статус данного человека, его социальные функции, люди ожидают от него, что он будет обладать определен­ным набором качеств, осуществлять определенный набор действий, которые необходимы для выполнения его функций. По определению Р. Линтона, ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, кото­рый имеет человек, называется социальной ролью.

Социальная роль - это соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Совокупность ролей, вытекающих из каждого статуса, при­надлежащего данному человеку, называется ролевым набором. Каж­дая личность обладает лишь ей присущим набором ролей. Уникаль­ность сочетания социальных ролей следует рассматривать как один из аспектов индивидуальности личности, ее духовных свойств и качеств.

Социологи рассматривают социальную роль как динамический аспект социального статуса. Если статус статичен, т.е. фиксирует по­зицию в данной

социальной системе координат, то роль - это дина­мическая характеристика, определяющая, как должен вести себя че­ловек, обладающий тем или иным статусом. Между статусом и ролью существует важное промежуточное звено - ожидание (экспектация), «предъявляемое» обществом или социальной группой к людям данно­го статуса. Ролевые ожидания (экспектации) могут закрепляться в ви­де правил, стандартов, норм поведения, а могут иметь и неформаль­ный характер. И в том и в другом случае они выступают как особый тип социальной регуляции.

Каждый статус чаще всего предусматривает не одну, а не­сколько ролей. Так, статус университетского профессора предполагает такие роли, как преподавание, воспитание студентов, научное исследование, проведение экспертизы в соответствующей облас­ти, администрирование и т.д. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяют как «ролевой набор».

В ролевом наборе можно выделить основные роли, к которым относятся семейно-бытовые, профессиональные и общественно- политические роли. Успешное освоение и исполнение этих ролей членами общества обеспечивает нормальное функционирование всего общественного организма. В повседневной жизни человеку приходится исполнять также множество ситуационных ролей (роль пасса­жира, пешехода, покупателя, зрителя и т.д.).

При всех различиях социальные роли объединяет нечто общее - нормативная структура, в которой выделяются четыре компонента:

описание типа поведения, соответствующего данной роли;

предписания, или нормы, определяющие требования к выпол­нению той или иной роли;

оценка выполнения данной роли;

меры поощрения или наказания, стимулирующие правильное выполнение роли.

Таким образом, социальная роль – это своеобразный образец поведения, требуемый от носителя определенного статуса. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закрепленные за этой социальной позицией.

От социальной роли как образца поведения следует отличать ре­альное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной роли. И здесь мно­гое зависит от личностных качеств индивида, от степени усвоения (интернализации) им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентации.

По мнению некоторых отечественных социологов, процесс реализации социальных ролей в целом определяют следующие факторы:

- биопсихологическое возможности человека, которые могут способствовать или препятствовать выполнению той или иной соци­альной роли;

- личностный образец, определяющий комплекс поведенче­ских характеристик, необходимых для успешного выполнения роли;

- характер принятой в группе роли и особенности социального контроля, призванного следить за выполнением ролевого поведения;

- структура группы, ее сплоченность и степень идентификации индивида с группой.

В процессе реализации социальных ролей могут возникать оп­ределенные трудности, связанные с необходимостью человека испол­нять в различных ситуациях множество ролей. Это приводит в ряде случаев к несовпадению социальных ролей, к возникновению между ними противоречий и конфликтных отношений. Социологи выделяют следующие виды ролевых конфликтов:

внутриролевые конфликты - это конфликты, при которых требования одной и той же роли противоречат друг другу (так, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с Детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним);

межролевые конфликты - конфликты, возникающие в ситуа­циях, когда требования одной роли противоречат требованиям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей);

личностно-ролевые конфликты — конфликтные ситуации, ко­гда требования социальной роли противоречат интересам и жизнен­ным устремлениям личности (например, когда работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).

Социальный опыт показывает, что очень немногие роли сво­бодны от внутренних напряжений и конфликтов, которые нередко приводят к отказу от выполнения ролевых обязательств, к диском­форту, моральному кризису, психологическому стрессу. Выходом из положения здесь является применение ряда защитных психологиче­ских механизмов («рационализация ролей» - перенос притязаний с одной роли на другую; «разделение ролей», предполагающее «вы­ключение» из сознания индивида нежелательных ролей), а также нормативное регулирование ролей с целью разрешения конфликтных ситуаций.

Следует отметить, что представители структурного функцио­нализма (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.) рассматривают статусно­ролевые образования как исходные элементы структуры любой соци­альной общности, любого объединения людей. В зависимости от конфигурации этих элементов, а главное - конкретного содержания социальных статусов и ролей, возникает множество социальных групп и систем, совокупность которых образует социальную структу­ру общества в самом широком смысле слова.

Таким образом, статусно-ролевая теория позволяет описывать не только механизмы взаимодействия личности и общества, но и про­цессы функционирования и развития социальной системы в целом.

Теории личности

Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого фе­номена, множество различных моделей, образов человека в современ­ной социологии. Одна из них - образ человека как совокупность со­циальных ролей.

Ролевая концепция личности возникла в американской психоло­гии в 30-х годах XX в (Дж.Мид) и получила широкое распростране­ние в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе. Т.Парсонс и его последователи рас­сматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить, не согласовываться друг с другом, что приво­дит к возникновению ролевого конфликта. Примером тому может служить часто описываемый конфликт между профессиональной и се­мейной ролью женщины.

Помимо ролей, несущих непосредственную общественную на­грузку, имеющих смысл и значение для социальной системы в целом, существуют и личные отношения людей друг с другом, в которых че­ловек также занимает определенное место и в соответствии с ним вы­полняет какие-то функции. Этот слой отношений описывается поня­тием «межличностная роль». Как и социальные роли, межличностные роли тоже могут быть различными и даже совершенно противопо­ложными в разных малых группах: друг, враг, доверенное лицо и т.д. Зачастую человек вынужден учитывать в своем поведении эту разно­образную палитру ожиданий, предъявляемых к нему, ориентировать­ся не на одну, а на несколько групп сразу.

Концепция личности 3.Фрейда рассматривает человека как сис­тему нужд, а общество - как систему запретов, табу. Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных по­требностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать ком­промисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Модель личности, созданная Фрейдом, пред­ставляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями», средний слой (Я или Эго) и верхний слой (Сверх-Я или Супер-Эго) - нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои - Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон «атакуют» психику человека, порождая невротический тип поведения. Это модель личности, постоянно обороняющейся от общественного давления и находящейся в конфликте с социальным окружением. Поскольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

Поведенческая концепция рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы (Б.Скиннер, Дж.Хоманс). Поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной сре­дой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации и т.д. Взаимодействуя с другими людьми, человек в лю­бой социальной группе «блюдет» свой интерес: если его поведение поощряется, положительно стимулируется, то и он будет лоялен, доб­рожелателен по отношению к окружающим и к социальной системе в целом; если же он не получает признания со стороны общества, то будет вести себя скорее всего агрессивно, дезорганизирующе. Но ка­ждый человек стремится избегать наказаний и получить поощрения и в этом плане однозначно реагирует на внешние стимулы и социаль­ные приказы. Иными словами, рассматривая проблему личности, ана­лизируя, почему человек определенным образом реагирует на ту или иную ситуацию, поведенческая социология главную роль отводит системе стимулов, «подкреплений», проводя прямую аналогию между поведением человека и животных. Отсюда и изменения личностного поведения выводятся из процесса научения, понимаемого как стиму­ляция «хороших», т.е. желаемых действий.

Теория самоактуализации К.Роджерса гласит, что всякий чело­век наделен стремлением заботиться о своей жизни с целью сохранять ее и улучшать. Он обладает способностью решать возникающие перед ним проблемы и направлять должным образом свое поведение. Эта способность, однако, может развиваться только в контексте социаль­ных отношений.

Представление ребенка о самом себе, т.е. концепция собствен­ного «Я», будет эволюционировать в соответствии с возникающими перед ним ситуациями и его собственными действиями; оно фактиче­ски формируется на основе того разнообразного опыта, который ему придется переживать в общении с другими людьми. Роджерс называ­ет эту систему представлений «реальным Я».

Человек, кроме того, склонен видеть себя тем, чем ему хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей («идеальное Я»). К этому «идеальному Я» и стремится приблизиться «Я реаль­ное»- Согласно концепции Роджерса, «реальное Я» человека чаще всего сталкивается с противоречием между «идеальным Я», отра­жающим то, чем человек хотел бы стать, и требованиями общества, проявляющимися, как правило, в виде условного отношения к его по­ступкам.

Теория интенциональности Ш.Бюлер утверждает, что в основе человеческой природы лежит «намерение» (интенция). Эта интенцио- нальность проявляется в совершаемых на протяжении жизни выборах для достижения целей, которые сам человек может и не осознавать. По мнению Бюлер, зачастую один раз в жизни, в самом ее конце, че­ловек способен осознать глубинную суть своих прежних ожиданий и оценить, насколько они исполнились. Бюлер рассматривает в связи с формированием и достижением целей 5 главных фаз жизненного цик­ла.

Фаза I продолжается до 15-летнего возраста. Для нее характерно отсутствие у человека каких-либо точных целей. Ребенок живет на­стоящим и имеет о будущем весьма смутное представление. В этот период происходит в основном развитие физических и умственных

способностей.

Фаза II, длящаяся с 15 до 20 лет, соответствует отрочеству и юности. Человек осознает свои потребности, способности и интересы. Он вынашивает великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Этот период первых дерзаний позволяет ему оценить, в какой степени способен он овла­деть определенными навыками и быстро достичь поставленных це­лей.

Фаза III длится с 25 до 40-45 лет и соответствует зрелости вплоть до ее расцвета. Это самый богатый период жизни. Для него характерна постановка четких и точных целей, позволяющая добиться стабильности на профессиональном поприще и в личной жизни, при­нимаются решения, связанные с созданием и укреплением собствен­ной семьи и рождением детей.

Фаза IV продолжается с 45 до 65 лет. Это солидный возраст, ко­гда человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пере­сматривать свои цели с учетом профессионального статуса, физиче­ского состояния и положения дел в семье.

Фаза V начинается в преклонном возрасте в 65-70 лет. В этот \ период многие люди перестают преследовать цели, которые они по­ставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на раз­личные формы досуга, путешествия или просто приятно проводят время, спокойно проживая последние годы жизни. Это период, когда человек пытается придать смысл своему существованию, обозревая его как нечто целое. Одни, проанализировав многочисленные события собственной жизни, чувствуют, что поставленные перед собой задачи они выполнили. Другим, наоборот, подобный экзамен может принес­ти разочарование.

 

Лекция 7. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ

Во всех эпизодах своей жизни человек связан с другими людьми непосредственно или опосредованно, постоянно или спорадически, активно или пассивно. Социальные взаимосвязи имеют различные основания и множество разных оттенков. Формирование этих связей происходит постепенно, от простых форм к сложным.

Социальные контакты

Обстоятельства сталкивают каждого человека со многими инди­видами. В соответствии со своими потребностями и интересами чело­век отбирает в этом множестве тех, с которыми он затем вступает в сложные взаимодействия. Эта селекционная работа представляет со­бой особый тип мимолетных кратковременных связей, которые назы­ваются контактами.

Социальные контакты бывают: пространственными (опосредо­ванными или визуальными); заинтересованности; обмена.

Н.Н.Обозов выявил два типа пространственных контактов:

1) предполагаемый пространственный контакт, когда поведение человека изменяется в силу предположения о присутствии индивидов в каком-либо месте. Исследователь социальных взаимосвязей Я.Щепаньский называет такой контакт «опосредованным» и приводит пример: начальник отдела кадров, зная о наличии потенциальной ра­бочей силы, дает объявление о приеме на работу;

2) визуальный пространственный контакт, или контакт «молча­ливого присутствия», когда поведение индивида изменяется под влиянием визуального наблюдения других людей. В психологических исследованиях применяется термин «публичный эффект», суть кото­рого заключается в том, что характеристики индивидуальной дея­тельности и поведения изменяются под влиянием пассивного присут­ствия других людей.

Пространственный контакт — первоначальное и необходимое звено формирования социальных взаимосвязей. Зная, где находятся люди и сколько их, а тем более наблюдая их визуально, человек мо­жет выбрать объект для дальнейшего развития взаимосвязей исходя из своих потребностей и интересов.

Сущность контактов заинтересованности состоит в выборе социального объекта, обладающего определенными ценностями или чертами, соответствующими потребностям данного индивида. Всту­пая в пространственный контакт, каждый индивид может обратить внимание на других индивидов или социальные группы, выделяя их из всех пространственно воспринимаемых социальных объектов. В контактах заинтересованности проявляются уникальные индивиду­альные черты личности, а также особенности социальных организа­ций, институтов, групп, к которым она принадлежит.

Продолжая развивать и углублять социальные связи, индивиды начинают вступать в кратковременные соприкосновения, в ходе кото­рых они обмениваются какими-либо ценностями (материальными предметами, информацией, образцами поведения и т.д.). Я. Щепаньский, описывая контакты обмена, отмечает, что они представляют собой специфический вид социальных взаимосвязей, в которых инди­виды обмениваются ценностями, не имея стремления изменить пове­дение других людей. Это означает, что в ходе подобных спорадиче­ских и кратковременных обменов внимание индивида концентрирует­ся на самом предмете обмена, а не на другом индивиде, вступающем в обмен.

Социальные контакты имеют большое значение в изучении мес­та каждого индивида в системе социальных связей, его группового статуса, особенностей исполнения им своей социальной роли. Изме­рение числа и направленности социальных контактов позволяет опре­делить структуру социальных взаимодействий и характер социальных отношений. Кроме того, именно социальные контакты являются ос­новой группообразующих процессов, первым шагом в образовании социальных групп.

Социальное действие

Социальное действие представляет собой простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Изначально оно содер­жит в себе все основные черты, противоречия, движущие силы, при­сущие социальным процессам. Не случайно многие известные социо­логи выделяют социальное действие в качестве первоосновы соци­альной жизни.

Понятие «социальное действие» было введено в социологию и научно обосновано М. Вебером. Социальным он называл такое дей­ствие, которое «по предполагаемому действующим лицом смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на него». Другими словами, социальное действие - это преднамеренный, осоз­нанный поведенческий акт, ориентированный на других людей, их возможные ответные действия.

Следовательно, социальное действие предполагает два ос­новных условия: субъективную мотивацию и ориентацию на других. Исходя из этого, нельзя считать действие социальным, если оно явля­ется чисто подражательным, когда индивид действует как атом толпы или когда он ориентируется на какое-либо природное явление.

Любое социальное действие включает в себя следующие ос­новные элементы: 1) субъект; 2) цель; 3) метод; 4) объект; 5) резуль­тат.

Важно учитывать конкретную среду («ситуацию»), в которой осуществляется социальное действие. Эта среда (материальная, соци­альная, культурная) во многом определяет условия и средства соци­ального действия. Под условиями действия понимаются те элементы внешнего окружения, которые действующее лицо не может изменить, а под средствами - элементы, которые оно контролирует.

Исходным моментом социального действия является воз­никновение потребности у индивида. Это могут быть потребности в безопасности, общении, самоутверждении, достижении высокого по­ложения в обществе и т.д. Потребность соотносится индивидами с ус­ловиями внешней среды, актуализируя строго определенные мотивы. Социальный объект в соединении с актуализируемым мотивом вызы­вает интерес. Постепенное развитие интереса ведет к появлению у индивида цели в отношении конкретных социальных объектов. Мо­мент появления цели означает осознание индивидом ситуации и воз­можность дальнейшего развития активности, которая далее приводит к формированию мотивационной установки, означающей потенци­альную готовность к совершению социального действия.

Таким образом, основными элементами механизма социального действия являются потребность индивида, актуализованный мотив, интерес, цель и мотивационная установка.

Одну из первых типологий мотивации социальных действий разработал М. Вебер, выделивший четыре их типа:

1 .Целерациональное - характеризуется ясным пониманием дея­телем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны (действия инженера, который строит мост; спеку­лянта, который стремится заработать деньги; генерала, который хочет одержать победу).

2. Ценностно-рациональное - подчинено сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо другую, ина­че понимаемую безусловную собственную ценность (самоценность) определённого поведения, взятого просто как таковое и независимое от успеха (действие капитана, который утонул, отказываясь покинуть своё судно; действия дуэлянтов).

3. .Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта (драка футболистов во время игры).

4. Традиционное действие диктуется привычками, обычаями, ве­рованиями. Оно осуществляется на основе глубоко усвоенных соци­альных образцов поведения (рукопожатие при встрече).

Вероятность реализации того или иного типа мотивации соци­ального действия зависит от многих причин. На личностном уровне особенно сказываются индивидуальные особенности, культурно­интеллектуальные возможности человека. На массовом уровне боль­шое значение имеют формы организации социальной жизни, характер экономических отношений, особенности политической системы и социокультурной среды. Социальные действия, выражающие зависи­мость людей, формируют социальную связь.

Социальные взаимодействия и социальные отношения

Социальное взаимодействие (интеракция) — это система взаи­мообусловленных социальных действий, при которой действия одно­го субъекта одновременно являются причиной и следствием ответ­ных действий других субъектов.

Говоря иначе, это обмен действиями, которые сопряжены друг с другом. Именно сопряженность действий, их возобновляемость, регу­лярность отличают социальное взаимодействие от единичных соци­альных контактов, делают его основой социальной Жизни.

Социальные взаимодействия могут классифицироваться по са­мым различным категориям. Так, П.А. Сорокин разграничивал их следующим образом:

• по количеству субъектов взаимодействия - на взаимодействия двух индивидов, одного и многих, многих и многих индивидов;

•по продолжительности - на кратковременные и долговремен­ные;

• по характеру - на односторонние и многосторонние;

•по организованности - на организованные и неорганизован­ные;

•по сознательности - на сознательные и стихийные;

•по «материи» обмена- на интеллектуальные (идейные), чувст­венно-эмоциональные и волевые.

Как и все виды социальной связи, социальные взаимодействия могут быть непосредственными и опосредованными. Первые возни­кают в ходе межличностного общения, вторые - в результате совме­стного участия людей в сложных системах (так, предприниматель, изменяющий оплату труда, включается в процесс взаимодействия со всеми рабочими, в том числе и с теми, об индивидуальном существо­вании которых он даже не знает).

Выделяют также два основных типа социального взаимодей­ствия: сотрудничество и соперничество. Сотрудничество пред­полагает наличие общих, совместных целей. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми (деловое партнерство, политический альянс, торговый союз, движения соли­дарности и т.д.) и строится на основе взаимоподдержки, взаимопо­мощи, признательности, уважения, стремления учитывать интересы партнера. Особой формой сотрудничества является кооперация, осно­ву которой составляет социальный обмен услугами (материально­хозяйственными, интеллектуальными, образовательными, управлен­ческими и др.).

Соперничество предполагает наличие единого неделимого объ­екта притязаний субъектов взаимодействия (авторитет, голоса изби­рателей, территория, властные полномочия и т.д.). Оно характеризу­ется стремлением опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника. Соперничество может принимать вид конкуренции и кон­фликта. Конкуренция- это соперничество, при котором субъекты взаимодействия пытаются только опередить друг друга (например, предложить более качественный или дешевый товар). Конкуренция не обязательно предполагает знание конкретного соперника (например, участие в творческом конкурсе, спортивных соревнованиях и т.д.). Даже если соперник известен, то главное — добиться лучших резуль­татов на данном поприще. Конфликт - это всегда прямое столкнове­ние соперников. В отличие от конкуренции для конфликта ха­рактерны знание соперника и ожидание ответных действий с его сто­роны.

Рассматривая сотрудничество и соперничество как основные типы социального взаимодействия, современная социология избегает крайностей в их оценке. Так, конфликтологи признают пользу сопер­ничества и рассматривают конфликты как источник развития системы социальных взаимодействий.

На основе социальных взаимодействий формируются соци­альные отношения, которые являются необходимой предпосылкой образования различных социальных групп и общностей. Социальные отношения - это устойчивая система взаимодействий, предполагающая определенные взаимные обязательства партнеров.

Социальные отношения отличаются продолжительностью, сис­тематичностью, самовозобновляющимся характером. Так, когда гово­рят о межгосударственных отношениях, то имеют в виду сложив­шуюся и воспроизводящуюся систему отношений между странами как в сфере хозяйственно-экономической, так и в политической, куль­турной, научной и др.

По своему содержанию социальные отношения чрезвычайно многообразны. Это определяется прежде всего необычайно широким диапазоном тех целей и ценностных ориентации, которыми руково­дствуются в своих взаимоотношениях социальные субъекты (богатст­во, власть, престиж, справедливость, дружба и др.).

Среди социальных отношений особое место занимают отно­шения зависимости, поскольку они пронизывают все системы соци­альных связей и отношений. Социальная зависимость может прини­мать формы структурной и латентной (скрытой) зависимости. Первая связана с различием статусов в группе, что характерно для организа­ции, где подчиненные зависят от руководителя. Вторая возникает из- за обладания социально значимыми ценностями независимо от офи­циального статуса (так, руководитель может иметь подчиненного, от которого зависит в денежном отношении).

Наибольший интерес среди социальных отношений зависимости представляют властные отношения, в социологическом объяснении которых существуют два подхода. Первый подход связан с именем М. Вебера и акцентирует внимание на личностных способностях одних людей контролировать действия других. Второй подход, называемый «системным», вытекает из того, что основой власти в организованном сложном обществе является официальный статус руководителя, за­ставляющий других подчиняться ему независимо от личностных ка­честв руководителя и подчиненных.

Оба подхода к объяснению сущности властных отношений под­тверждаются социальной практикой. Так, возникновение по­литической партии нередко начинается с того, что появляется лидер, обладающий способностью к руководству людьми, оптимальному ис­пользованию ресурсов власти. Однако для укрепления своего влияния этот лидер должен получить официальный статус руководителя, узако­нить свое общественное положение.

Социальные отношения охватывают очень широкий круг со­циальных систем и подсистем. Они могут быть экономическими, по­литическими, правовыми, профессиональными, семейно­родственными, национально-этническими, религиозными, социокуль­турными и др. Из этого многообразия социальных отношений социо­логи-марксисты выделяют две основные их группы: материальные и идеологические. К первым относятся экономические, производствен­ные, а также материальные отношения людей к природе; ко вторым - политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные и др. При этом идеологические отношения представляют собой над­стройку над материальными общественными отношениями. Социаль­ные отношения являются тем устойчивым элементом, на основе которо­го возникают различные социальные общности людей.

Социальные связи

Социальные связи это культурные обязательства индивидов или группы индивидов по отношению друг к другу. Понятие введено в социологию Э.Дюркгеймом.

В структуре социальной связи можно выделить следующие эле­менты:

• субъекты социальной связи может быть любое количество людей);

• предмет социальной связи (т.е. по поводу чего осуществляется связь);

• механизм регуляции социальной связи («правила игры»).

Все эти элементы скоординированы, сопряжены друг с другом. Так, изменение числа участников связи может отразиться на характе­ре ее регуляции (например, если хозяйственные связи между соседя­ми регулируются на основе моральных норм, то между смежными предприятиями - уже на правовой основе).

На регулировании социальной связи сказывается и характер ее предмета. Так, у военнослужащих регулирование связи жестко регла­ментировано, а у научных работников — допускает значительную сте­пень свободы.

Особое значение имеет разграничение непосредственных и опо­средованных связей. Первые устанавливаются чаще всего визуально, на межличностном уровне, вторые — предполагают посредников, ряд промежуточных звеньев. По мере развития общества, его усложнения все большую роль играют опосредованные связи.

Социальная связь может выступить в виде как социального кон­такта, социального взаимодействия, социальных отношений.

 

Лекция 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ

Понятие социальной общности

Важными элементами социальной структуры общества явля­ются социальные общности и группы. Социальная общность - это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность лю­дей, характеризующаяся относительной целостностью и высту­пающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

Из этого и других, во многом сходных, определений социальной общности следует:

- во-первых, это не номинальное (т.е. условное), а реальное со­циальное образование, которое можно эмпирически зафиксировать и проверить в любой момент;

- во-вторых, это не простая совокупность индивидов, а оп­ределенная общность, предполагающая все характеристики целостной системы;

- в-третьих, это субъект социального взаимодействия, который содержит в себе источник самодвижения, развития социальных про­цессов и отношений.

Социальные общности отличаются необычным разнообразием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться по коли­чественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс; по продолжительности существования: от минут и часов (пассажи­ры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (этно­сы, нации); по степени связи между индивидами: от относительно ус­тойчивых объединений до весьма аморфных, случайных образований (очередь, толпа, болельщики футбольных команд). Поэтому для клас­сификации социальных общностей важно выделить тот или иной системообразующий признак. В этом случае одни виды общностей определяются этнической принадлежностью (племя, народность, на­ция); другие - принадлежностью к исторически сложившимся терри­ториальным объединения (город, деревня, поселок); третьи - соци­ально-демографическими факторами (пол, возраст); четвертые - со­циокультурными и т.д. Соответственно выделяются социально­этнические, территориальные, демографические, культурные и другие общности.

В целом все множество реальных социальных общностей можно разделить на два широких подкласса - общности массовые и общно­сти групповые (социальные группы).

Массовая общность — совокупность людей, выделенных на ос­нове поведенческих признаков. Такие общности еще называют «квази­группами» или «социальными агрегациями» (толпа, публика, аудито­рия слушателей или зрителей, социальные круги и др.).

Массовые общности характеризуются следующими признаками: 1) представляют собой структурно нерасчлененные аморфные обра­зования с довольно раздвинутыми границами, с неопределенным ка­чественным и количественным составом, не имеют точно обозначен­ного принципа вхождения в них; 2) для них характерен ситуативный способ существования, т. е. они образуются и функционируют на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее и поэтому оказываются неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образованиями; 3) им присуща разнородность состава, меж- групповая природа, т. е. эти общности разрывают классовые, группо­вые, этнические и иные границы; 4) вследствие своего аморфного об­разования они не способны выступать в составе более широких общ­ностей, в качестве их структурных единиц.

Классические труды, посвященные исследованию массовых общностей, были написаны Г. Тардом «Толпа и публика» (1883 г.) и Г. Лебоном «О поведении толпы» (1903 г.). Наиболее яркой формой массовых общностей является толпа. Г. Тард определял толпу как «множество лиц, собравшихся в одно и то же время и в определенном месте и объединенных чувством, верой и действием». Всякая толпа, по Гарду, иррациональна и легко поддается внушению. Она повторя­ет одни и те же движения, она мелочно самолюбива. Критиковать ее нельзя, обращаться к разуму бесполезно. Бороться с толпой таким об­разом - это все равно, что бороться с циклопом. Она криком, воем, топаньем заглушит всех, кто не умеет ей угодить. Причем, чем мно­гочисленнее ее рациональный уровень. Короче говоря, толпа делает из человека животное, ослабляя или уничтожая его индивидуаль­ность.

Социолог Герберт Блумер различает 4 основные типа поведения толпы:

Случайная толпа - собрание людей, не имеющих между собой ничего общего, за исключением того, что они наблюдают одно и тоже явление (разглядывание витрины магазина).

Конвенциональная толпа представляет собой группы людей, со­бравшихся вместе с какой-нибудь конкретной целью и обычно со­блюдающих установленные правила (болельщики на футбольном по­ле или зрители в концертном зале).

Экспрессивная толпа - совокупность людей, которые собрались вместе для получения личного морального удовлетворения (религи­озное собрание или рокфестиваль).

Активная толпа - возбужденное, восприимчивое собрание лю­дей, занятых бунтом, грабежом или проявляющих иные формы агрес­сивного поведения, где признанные нормы не имеют никакой ценно­сти.

Несмотря на то, что формы толпы имеют множество различий, им свойствен ряд общих характеристик: внушаемость, деиндивидуа­лизация, неуязвимость.

Существует несколько интересных теорий объяснения поведе­ния толпы.

Теория заражения. Подчеркивает, что в условиях толпы большое значение имеют быстро передаваемые и безусловно прини­маемые чувства, мнения и действия. Сторонники этой теории предпо­лагают, что в толпе превалирует настроение единомыслия, поскольку именно в этом случае люди действуют одинаково и руководствуются сходными побуждениями. Французский социальный психолог XIX в. Гюстав Лебон описывает толпу как обладающую «общим разумом», который подминает под себя и подавляет индивида. Общее настрое­ние и воображение распространяются подобно инфекции, возникая в результате воздействия трех механизмов: имитации - стремления од­ного человека делать то, что делают остальные; внушаемости – состояния, в котором индивиды становятся более восприимчивыми к образам, целям и предложениям, исходящим от других; цепной реак­ции - процесса, с помощью которого эмоции других людей вызывают у индивида такие же чувства, что в свою очередь еще более усиливает чувства остальных в форме обратной связи.

Теория конвергенции. Аналогией теории заражения является процесс распространения инфекционного заболевания. Для теории конвергенции самой подходящей аналогией представляется аналогия с отделением сердечно-сосудистой хирургии больницы. Пациентов этого отделения объединяет общая проблема, но совсем не потому, что они заразились общим заболеванием друг от друга. Скорее, они выделяют друг друга из множества обитателей больницы потому, что их объединяют общие страдания, и они собрались в хирургическом отделении с одинаковой целью.

Теория возникновения норм. Подчеркивает отсутствие в толпе единогласия во многих ситуациях, а также различия в мотивах, взгля­дах и действиях, характерные для членов толпы. По мнению таких социологов, как Ральф Г.Тернер и Льюис М.Киллиан, коллективное поведение предполагает попытки людей найти смысл в непонятной социальной обстановке. Индивиды ищут «ключ» к надлежащему и приемлемому поведению. Члены толпы совместно создают для себя новые стандарты поведения.

Толпе Г.Тард противопоставляет другой вид массовых общно­стей - публику. В отличие от толпы, психическое единство которой создается физическим контактом, публика представляет собой ду­ховную общность: индивиды физически рассредоточены, но духовно связаны друг с другом. В основе этой общности лежит сходство мне­ний. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. По мнению Г.Тарда, публика продукт нового времени. Ее истоки в светских салонах и клубах XVIII века. Однако подлинный расцвет публики начинается с появления газет, а позже - радио и телевидения. Через средства массовой информации и коммуникации сотни миллионов людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях, выражать свое мнение.

Понятие социальной группы

В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуються:

- устойчивым взаимодействием, которое способствует проч­ности и стабильности их существования;

- относительно высокой степенью единства и сплоченности;

- однородностью состава, предполагающего наличие признаков, свойственных всем членам группы;

- способностью входить в более широкие социальные обра­зования в качестве структурных единиц.

Существует много определений понятия «социальная группа». По мнению одних российских социологов, социальная группа -- это объединение людей, имеющих общие социальные признаки и выпол­няющих совместно необходимые функции в общественной структуре разделения труда и деятельности. Другие социологи определяют со­циальную группу как совокупность людей, которые определенным об­разом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлеж­ность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.

Социальные группы можно разделить на два подкласса: номи­нальные и реальные.

Номинальные - это искусственно выделенные исследователем группы, предназначенные только для статистического учета населе­ния (пассажиры пригородных автобусов, состоящие на учете в мили­ции, имеющие временную прописку и т.д.)

Реальные называются так потому, что критерием их выделения служат реально существующие признаки: пол; доход; националь­ность; возраст; родство и брак; профессия, место жительства. В само­стоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют 4 типа и назы­вают их главными:

- стратификационные (рабство, касты, сословия, классы);

- этнические (расы, нации, народы, народности, племена, кла­ны);

- функциональные (шахтеры, учителя, директора);

- территориальные (ростовчане, горожане).

Все социальные группы можно подразделить:

- по характеру взаимодействия - на первичные и вторичные;

- по количественному составу — на малые и большие;

- по способу организации и регулирования взаимодействия - на формальные и неформальные.

- по принадлежности - внешние, внутренние, референтные.

1. Под первичной понимается такая группа, в которой взаи­модействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку. Понятие «первичная группа» было введено в научный оборот американским социологом и соци­альным психологом Ч. Кули применительно к семье, где индивид по­лучает первый опыт социального общения. Позднее этот термин стал применяться социологами при изучении любой группы, в которой сложились тесные личные отношения (группа друзей, сверстников, соседей и т.д.). Первичная группа является своего рода начальным связующим звеном между личностью и обществом.

В качестве вторичной выступает группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер. В таких группах основное значение прида­ется не личностным качествам членов группы, а их умению выпол­нять определенные роли и функции. Вторичные группы имеют инсти­туционализированную систему отношений, а их деятельность регла­ментируется на основе формализованных правил. Примерами таких групп являются производственно-хозяйственные организации, проф­союзы, политические партии и др.

Вместе с тем не следует считать, что все вторичные группы аб­солютно безличны и лишены какого-либо своеобразия. Внутри этих групп люди вступают в дружеские отношения и часто образуют, по сути, первичные социальные образования. При руководстве вторич­ной группой необходимо учитывать эти неформальные связи и отно­шения, которые оказывают существенное воздействие на функциони­рование всего.

2.Малая группа — это небольшое число непосредственно кон­тактирующих индивидов, осуществляющих совместную дея­тельность. Для малых групп характерны следующие черты:

- малочисленный и стабильный состав (как правило, от трех; до тридцати человек);

- пространственная близость членов группы;

- устойчивость и продолжительность функционирования

- интенсивность межличностных взаимодействий;

- высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и правил поведения;

- развитое чувство принадлежности к группе;

- неформальный контроль и информационная насыщенность общения.

Иногда малые группы отождествляют с первичными. Это не со­всем справедливо, ибо не всякая малая группа является первичной. Существуют в высшей степени формализованные малые группы, от­ношения в которых регулируются строгими служебными предписа­ниями (например, экипаж самолета, космический экипаж, диверсион­ная группа - «командос»). При изучении малой группы выделяют два основных аспекта: лидерство и групповую динамику.

Большая социальная группа — это многочисленная по своему со­ставу группа, которая создается для определенной цели и взаимодей­ствия в которой носят, главным образом, опосредованный характер. Примерами такой группы могут служить крупные предприятия, тру­довые коллективы, управленческие организации и т.д. Под большой социальной группой понимается также многочисленная совокупность (неконтактная, нецелевая, непсихологическая) людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы. Сюда относятся социально-классовые, профес­сиональные, политические, религиозные и другие группы.

3.Формальная группа — это обладающая юридическим ста­тусом группа, взаимодействие в которой определяется системой формализованных норм и правил. Эти группы имеют нормативно за­крепленную иерархическую структуру и действуют согласно уста­новленному административно-правовому порядку.

Неформальная группаэто не имеющая юридического стату­са группа, возникающая на основе межличностных взаимодействий. Подобные группы лишены официальной регламентации и скрепляют­ся общностью взглядов и интересов индивидов. Во главе таких групп стоят обычно неформальные лидеры. Примерами неформальных групп являются дружеские компании, объединения «неформалов» среди молодежи, любителей рок-музыки и т.д.

4.Внешняя группа — это группа, с которой мы не идентифици­руем себя и к которой не принадлежим (они).

Внутренняя группа - это группа, с которой мы идентифициру­ем себя и к которой принадлежим (мы).

Референтная группа - социальная единица, на которую мы ори­ентируемся при оценке и формировании наших взглядов, чувств и действий.

Социально-территориальные общности

Социально-территориальная общность представляет собой совокупность людей, постоянно проживающих на определенной тер­ритории и осуществляющих совместную деятельность для удовле­творения своих экономических и социальных потребностей.

Социально-территориальные общности обладают системообра­зующими признаками, главными из которых являются устойчивые экономические, социальные, политические, духовно-идеологические связи и отношения. Это позволяет выделить социально­территориальную общность как самостоятельную систему простран­ственной организации жизнедеятельности людей.

К социально-территориальным общностям относится население города, деревни, поселка, села, отдельного района большого города. В качестве таких общностей выступают также и более сложные терри­ториально-административные образования - район, область, край, штат, провинция и др.

Исследуя социально-территориальные общности, социологи главное внимание уделяют изучению города (социология города) и деревни (социология деревни).

Город - это крупный населенный пункт, жители которого за­няты несельскохозяйственным трудом. Для города характерны раз­нообразие трудовой и внепроизводственной деятельности населения, специфика его социального состава и образа жизни.

Выделение города как территориальной единицы в разных стра­нах имеет свои особенности. Так, в ряде стран к городам относят на­селенные пункты с числом жителей в несколько сот человек, хотя общепринятый показатель составляет от 3 до 10 тыс. жителей. В Рос­сийской Федерации городом считается населенный пункт с численно­стью жителей свыше 12 тыс. человек, из которых не менее 85% занято вне сферы сельского хозяйства. Города делятся на малые (с населени­ем до 50 тыс. человек), средние (50-100 тыс. человек) и большие (свыше 100 тыс. человек). Особо выделяются города с населением свыше 1 млн человек. При этом города с населением свыше 2 млн че­ловек принято считать мегаполисами.

Развитие городов связано с урбанизацией, главное социальное содержание которой заключено в особых «городских отношениях», охватывающих социально-профессиональную и демографическую структуру населения, его образ жизни, культуру, размещение произ­водительных сил, расселение. Для урбанизации характерны приток в города сельского населения, рост доли городского населения, увели­чение числа больших городов, расширение доступное крупных горо­дов для всего населения и др.

Важным моментом в развитии урбанизации был переход от «то­чечной» к «ареальной» структуре расселения. Это означало расшире­ние не самого города, а зоны его влияния на все более отдаленные территории. Сложный комплекс социального пространства, вклю­чающий город, пригороды, населенные пункты, получил название аг­ломерации. Агломерация становится основным элементом «ареально­го» расселения. На этой основе возникает новое явление в социально­демографической структуре ареала - маятниковая миграция населе­ния, связанная с возрастающей мобильностью жителей города и пе­риферийного окружения.

Процесс урбанизации имеет как позитивные, так и негативные последствия. Среди первых - распространение новых, более совер­шенных форм образа жизни и социальной организации; создание бла­гоприятных условий для развития науки, техники, культуры; выбор различных видов образования и профессиональной деятельности; широкие возможности для более интересного проведения свободного времени и др.; среди вторых — обострение экологических проблем; повышение заболеваемости; увеличение социальной дезорганизации, преступности, девиации и др.

Деревня - это небольшой населенный пункт, жители которого заняты сельскохозяйственным трудом. Для этой формы социально­территориальной общности характерны непосредственная связь жи­телей с землей, сезонная цикличная работа, небольшое разнообразие занятий, относительная социальная и профессиональная однород­ность населения и специфический сельский образ жизни.

Исторически название «деревня» возникло на северо-востоке Руси, откуда оно распространилось по другим областям страны, дру­гим типичным видом поселения было село, которое отличалось от де­ревни большим размером и наличием помещичьей усадьбы или церк­ви. Более мелкие поселения назывались выселками, хуторами, почин­ками, заимками и т.п. На Дону и Кубани крупные сельские поселения называются станицами. В Средней Азии основной вид поселения - кишлак, а в горных районах Северного Кавказа - аул.

В настоящее время, в соответствии с градостроительным ко­дексом, к сельским поселениям относятся села, станицы, деревни, ху­тора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и другие однотипные соци­ально-территориальные общности. Все эти поселения могут обоб­щенно определяться понятием «деревня», отражающим специфиче­ский комплекс социально-экономических, культурно-бытовых и есте­ственно-природных условий сельской жизни.

Социально-этнические общности

Социально-этническая общность это исторически сло­жившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, связанных общностью языка, культуры, психологического склада и самосознания.

Естественной предпосылкой формирования того или иного эт­носа служила общность территории, поскольку она создавала необхо­димые условия для совместной деятельности людей. Однако в даль­нейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (рассеяния) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.

Другое важное условие формирования этноса - общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, так, в ряде случаев (например, США), этнос складывается в ходе развития хозяй­ственных, политических и других связей, а общие языки являются ре­зультатом данного процесса.

Более устойчивым признаком этнической общности является единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально- психологические характеристики сознания и поведения людей.

Интегративным показателем сложившейся социально-этни­ческой общности выступает этническое самосознание — чувство при­надлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп. Важную роль в развитии этни­ческого самосознания играют представления об общности происхож­дения, истории, исторических судеб, а также традиции, обычаи, обря­ды, фольклор, т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую куль­туру.

Основными историческими разновидностями социально-эт­нической общности являются племя, народность и нация.

Племя - тип этнической общности, присущий преимуще­ственно первобытно-общинному строю и основанный на кров­нородственном единстве.

Племя имело свою территорию и охватывало большое число ро­дов и кланов. Род представлял собой группу кровных родственников (по материнской или отцовской линии), а клан - родовую общину, ставшую источником формирования основ племенной власти.

Для племени уже было свойственно выделение собственного на­звания, своего языка или диалекта. Оно также скреплялось общими традициями, обычаями, религиозными представлениями и обрядами. В племени содержались некоторые элементы хозяйственного уклада, зачатки внутренней организации. Проявлением последних были пле­менные советы вождей, на которых решались важные для всех дела и вопросы (например, организация военного похода, охоты, религиоз­ного обряда и т.д.).

Племена в ходе дальнейшего развития объединялись, создавали союзы, осуществляли совместные завоевания и переселения, что при­водило, в конечном счете, к образованию народности.

Народность - тип этнической общности, возникающий в пери­од разложения родо-племенной организации и основанный уже не на кровнородственном, а на территориальном единстве.

Народности образуются на основе смешения племен и пле­менных союзов и характеризуются возрастанием значения территори­альных связей, формированием общего языка на основе племенных диалектов. Народности свойственно и наличие хозяйственных связей, элементов общей культуры, общего собирательного имени. С разви­тием товарно-денежных отношений происходит превращение народ­ностей в нацию, хотя некоторые из них в силу своей малочисленности и недостаточной развитости не смогли стать национальньши образо­ваниями.

Нация - исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания.

Становление нации — процесс сложный и длительный, опре­деляющую роль в котором играют социально-экономические факто­ры. Вместе с тем выделение нации возможно на основе ее собственно этнических свойств. Экономической и политической консолидации нации способствует образование единого национального языка и об­щенациональной культуры. На этой почве формируются особенности национального характера, возникает национальное самосознание, ко­торое предполагает приверженность к национальному языку, терри­тории, культуре, чувство национальной гордости, а также определен­ные этнические стереотипы, аккумулирующие коллективный опыт отношения к своей нации и другим этносам.

Большинство наций современного мира полиэтничны по своей внутренней структуре. Так, во Франции различные этнические общ­ности до сих пор сохраняют свою самобытность, но это не мешает кельтам, корсиканцам, эльзас-лотарингцам и другим народностям входить в состав французской нации. В Швейцарии еще более неод­нородный этнический состав: население говорит на немецком, фран­цузском, итальянском и других языках, - но все эти группы считают Швейцарию своим отечеством.

В Российской Федерации в настоящее время проживает 30 на­ций, около 60 народностей и более 40 этнических групп. В последние годы в России заметно усложнились межнациональные отношения. Это связано, прежде всего, с противоречивым характером процесса рыночных реформ. Неодинаковые стартовые условия и темпы прове­дения реформ, отдаленность от центра, различия в уровне жизни ре­гионов страны — все это способствует обострению межэтнических от­ношений. Кроме того, национальная идея, порой, используется клано­выми и узкоэтническими группировками в своих прагматических целях, связанных преимущественно с переделом собственности.

Маргинальностъ

Специальный социологический термин для обозначения погра­ничного, переходного, структурно неопределенного социального со­стояния субъекта. Маргиналы - это люди, по разным причинам выпа ­ дающие из привычной социальной среды и еще не примкнувшие к но ­ вой общности. Более глубокая трактовка маргинальное™ позволила объяснить формирование новых профессиональных, религиозных и т.п. сообществ, которые не во всех случаях могли возникать из «соци­альных отбросов» - индивидов, насильственно выбитых из своих общностей (безработных, беженцев, мигрантов) или асоциальных по выбранному стилю жизни (бродяг, наркоманов и т.п.).

Виды маргиналов:

• этномаргиналы, сформированные миграциями в чужую среду или выросшие в результате смешанных браков;

• биомаргиналы, чье здоровье перестает быть предметом заботы со­циума;

• социомаргиналы (группы, находящиеся в процессе незавершенного социального перемещения, например абитуриенты);

• возрастные маргиналы, формирующиеся при разрыве связей между поколениями;

• политические маргиналы, которых не устраивают легальные воз­можности и легитимные правила общественно-политической борьбы;

• экономические маргиналы (безработные);

• религиозные маргиналы - не решающиеся осуществить выбор между конфессиями.

 

Лекция 9. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Социальный институт

Социальный институт (от лат. institutum - установление, учреж­дение) - одно из главных понятий в социологии. Существует немало его определений и трактовок. В российском энциклопедическом со­циологическом словаре социальные институты определяются как от­носительно устойчивые типы и формы социальной практики, посред­ством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается ус­тойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Известный американский социолог Н. Смелзер (чье учебное по­собие по социологии завоевало особую популярность в России) опре­деляетсоциальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной по­требности. Нередко социальный институт трактуется и как ус­тойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих наиболее важные сферы человеческой деятельности и организующих их в сис­тему ролей и статусов.

При всех различиях подобные определения объединяет по­нимание социального института как специфического социального об­разования, призванного обеспечить воспроизводство общественных отношений, надежность и регулярность удовлетворения основных по­требностей общества. Благодаря социальным институтам в обществе достигается стабильность, предсказуемость поведения людей, устой­чивость их социальных связей.

Социальный институт представляет собой сложную обще­ственную конструкцию, в основе которой лежат нормативные связи, предписывающие определенные стандарты и типы поведения. Поэто­му, с одной стороны, социальный институт - это совокупность лиц, учреждений, осуществляющих конкретную функцию (семья, религия, политика, образование, наука, государство), а с другой - система норм и ценностей, гарантирующих сходное поведение людей, согла­сование их интересов. Именно в социальном институте содержатся самые общие, и универсальные ценностно-нормативные образцы по­ведения, ориентированные на реализацию базовых потребностей че­ловека и общества.

Деятельность любого социального института определяется: 1) набором специфических социальных норм и предписаний, регули­рующих соответствующие типы поведения; 2) интеграцией института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить его деятельность; 3) наличием ма­териальных средств и условий, обеспечивающих выполнение опреде­ленных функций.

В зависимости от целей и задач, выполняемых функций в обще­стве можно выделить следующие основные социальные институты:

институт семьи и брака, выполняющий наиболее важную функцию — биологическое воспроизводство населения;

экономические институты, занимающиеся производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (собственность, предприятия, бан­ки, торговая система, хозяйственные объединения различного типа);

политические институты, связанные с завоеванием, осущест­влением и распределением политической власти, с выполнением функций управления и мобилизации ресурсов, обеспечивающих со­циальный порядок, безопасность общества и его функционирование как целостной системы (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы, общественно-политические объединения и т.д.);

социокультурные и воспитательные институты, ориентиро­ванные на создание, развитие и распространение научных знаний, ду­ховных и культурных ценностей, на образование и воспитание моло­дого поколения (образование, наука, искусство, религия и др.).

Существуют и другие классификации социальных институтов. Многие социологи особо выделяют институт религии, подчеркивая уникальность его роли в жизни общества. Отмечают также сущест­венное значение церемониально-символических институтов, регули­рующих повседневные контакты, разнообразные формы группового и межгруппового поведения. В качестве важнейшего социального ин­ститута современного общества рассматриваются средства массовой информации, формирующие общественное мнение и оказывающие идеологическое воздействие на сознание людей. Наконец, классифи­кация социальных институтов часто дополняется институтами здра­воохранения и социальной защиты.

Следует отметить известную условность любой типологии со­циальных институтов. В реальной жизни их функции настолько тесно переплетены, что порой бывает трудно провести грань между ними. Так, государство занимается хозяйственной деятельностью, способст­вует развитию духовных процессов, регулирует семейные отношения, д институт семьи фактически является пунктом пересечения функ­циональных связей всех других социальных институтов (собственно­сти, финансов, образования, права, религии, культуры и т.д.).

Каждый социальный институт предполагает как внешние атри­буты, гак и внутреннюю содержательную сторону. Так, если правовой институт внешне - это совокупность учреждений и лиц (адвокаты, судьи, прокуроры), то в содержательном отношении - это комплекс стандартизированных образцов поведения, выражающих социальные роли, присущие правоохранительной системе (роль прокурора, адво­ката, судьи).

Вместе с тем существуют определенные черты и признаки, ха­рактерные для всех социальных институтов. Социологи выделяют пять групп таких общих признаков (табл.2)

Таблица 2

Признаки главных институтов общества


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


признаки семья государство

double arrow