Общество, страна, государство

Общество представляет собой системную организацию соци­ального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удов­летворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморе­гулирующуюся и самовоспроизводящуюся.

Общество следует понимать как исторический результат есте­ственно складывающихся взаимоотношений людей, а государство - как искусственный политический конструкт - учреждение или инсти­тут, призванный управлять этими взаимоотношениями. Третье поня­тие - страна — описывает одновременно естественно сложившуюся общность людей (общество) и искусственные государственные гра­ницы.

Страна - часть света или территория, обладающая границами и пользующаяся государственным суверенитетом. Государство по­литическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти (монархия, республика) и наличие аппарата управления (правительство). Общество социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени.

Понятия «общество», «государство» и «страна» по объему могут совпадать, но они обязательно различаются по содержанию, ибо от­ражают разные стороны одного и того же.

Признаки общества по американскому социологу Эдварду Шилзу:

1. Оно не является частью какой-либо более крупной системы.

2. Браки заключаются между представителями данного объеди­нения.

3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.

4. Объединение имеет свою территорию, которую считает своейсобственной.

5. У него собственное название и собственная история.

6. Оно обладает собственной системой управления.

7. Объединение существует дольше средней продолжительно­сти жизни отдельного индивида.

8. Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Общество как социальная система

Социальная система — целостное образование, состоящее из функционально взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (индивидов, групп, организаций, институтов, общностей). Общество как социальная система представляет собой сложное образование, включающее ряд подсистем, несущих функциональную нагрузку.

Экономическая подсистема регулирует отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребле­ния материальных благ. Она призвана решать 3 взаимосвязанных во­проса: 1) что производить? 2) как производить? 3) для кого произво­дить? Главная функция - адаптация к изменяющимся условиям при­родной среды и удовлетворение материальных потребностей и инте­ресов членов общества.

Политическая подсистема регулирует отношения, связанные с установлением, организацией, функционированием и изменением публичной власти. Основными элементами являются государство, правовые институты (суд, прокуратура, арбитраж и т.д.), политиче­ские партии и движения и т.д. Главная функция - обеспечение соци­ального порядка, стабильности и интеграции общества, его мобилиза­ция на решение важных задач и проблем.

Социальная подсистема регулирует взаимодействия различных групп и общностей по поводу социальных условий их жизнедеятель­ности. Это совокупность организаций и институтов, отвечающих за благосостояние всего населения (общественное питание, здравоохра­нение, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслужива­ние и т.д.).

Духовная (социокультурная) подсистема направляет деятель­ность по созданию, развитию и освоению культурных, духовно­нравственных ценностей, определяющих сознание и поведение чело­века. К ней относятся наука, образование, воспитание, мораль, лите­ратура, искусство, религия. Главные функции — социализация лично­сти, образование и воспитание молодого поколения, воспроизводство социокультурной среды жизнедеятельности людей. Обогащение их духовного мира.

Все четыре подсистемы тесно взаимосвязаны и оказываю? влияние друг на друга. Общество может нормально развиваться лишь в результате эффективного и согласованного функционирования всех своих основных подсистем.

Теории происхождения общества

1. Божественная («бог создал человека» и заповедовал ему ма­териальный мир и нравственный закон);

2. Космическая («инопланетяне создали людей» и манипулируют человеческим прогрессом в своих лабораторных целях);

3. Естественная теория предполагает, что человек воплотил свою собственную природу в созданную им общественную систему и организацию. На этот счет существует 5 интересных концепций, каж­дая из которых нашла достаточно развернутое теоретическое вопло­щение и имеет свой доказательный ряд:

а) инструментальная концепция ставит во главу угла человече­скую догадливость и сообразительность, повлекшие изобретение спе­циальных орудий для удовлетворения потребностей. Используя ору­дия, люди обучались трудиться, повышалось их благосостояние. Это привело к функциональному делению общины и закреплению систе­мы разделения труда, а также к появлению экономических различий между людьми и семейными группами. Возникла и стала развиваться социальная организация;

б) сексуальная концепция базируется на такой особенности че­ловека, как внесезонный характер размножения и удовольствие от спаривания. Установление контроля над рождаемостью связано с формированием семей и возникновением норм, регулирующих сексу­альные, а вместе с ними и другие отношения членов общины;

в) кратическая концепция опирается на то, что сила и ум, при­сущие людям распределены среди них неравномерно. Соединяясь с природной экспансивностью (жадностью и любопытством), эти каче­ства легко превращаются в «монополии», когда приоритет человека по значимому признаку (физическая мощь, ловкость, изобретатель­ность, наблюдательность и др.) позволяет ему занять позицию лидера и прибрать к рукам сразу все выигрыши: лучшее место, лучшую пищу, лучших сексуальных партнеров и т.п. Нормы, сохраняющиеся и поддерживающие отношения неравенства, ложатся в основу социаль­ной организации, т.е. регламентированной, упорядоченной, подкон­трольной в своей деятельности и развитии человеческой ассоциации;

г) гендерная концепция основана на анализе распределения со­циальных ролей между полами и изучает половое неравенство в об­ществе. Поскольку женщина обладает биологической монополией на воспроизводство рода, а в силу физической недееспособности челове­ческих младенцев становится не только родительницей, но и первым образцом для подражания, она «по естеству» обладает значимостью и распорядительной волей. Мужчина в силу тех же причин индивиду­ально незначителен, заменяем. Неудовлетворенные своей вспомога­тельной позицией, мужчины (и в этом состоит их историческая гени­альность) создают искусственный противовес женской монополии воспроизводства в виде мужской монополии на установление поряд­ка. Когда происходит договор между мужчинами о распределении женщин, возникает социальная организация, общность, в которой действуют правила общежития;

д) семантическая концепция строится на признании слабости человека как биологического существа. Люди потрясающе уязвимы - и в физическом, и в психическом смысле. Стоит также допустить, что мы не самые хитрые и не самые умные на планете. Закон выживания толкает человеческих индивидов к объединению усилий, к созданию коллективного «органического тела», способного справляться с мно­жеством разнообразных задач. Групповое взаимодействие связано с координацией усилий, которое возможно только с развитием обще­ния, с использованием языка. Разрабатывая обозначения и символы, Договариваясь о правилах толкования знаков, все активнее используя речь, люди формируют общество.

Типы обществ

Существует множество способов классификации обществ. Со­гласно К. Марксу, основанием для классификации обществ служат 2 главных критерия: способ производства и форма собственности. В связи с этим он различал 5 общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую коммунистическую. Переход от одной формации к другой должен осуществляться в результате социальной революции, которая выступает как разрешение конфликта между ростом производитель- ных сил общества и устаревшей системой производственных отноще_ ний.

Г.Ленски и Дж.Ленски классифицировали общества в соответст­вии с основными характерными для них способами получения средств к существованию, но в то же время выявили и другие важные черты:

1) Общества, живущие охотой и собирательством (бушмены юго-западной Африки, аборигены центральной Австралии): кочевой образ жизни; самые примитивные орудия труда; родственные связи; нет политической структуры, во главе стоит старейшина (вождь).

2) Огороднические общества (в наше время в Африке, на юге Сахары): не производят прибавочного продукта; используют мотыгу (но не плуг); политическая структура из 2-4 социальных слоев; ус­ложняется система родственных связей.

3) Аграрные общества возникли в Древнем Египте: использова­ние плуга и животных в качестве рабочей силы; появление прибавоч­ного сельскохозяйственного продукта создало возможность для воз­никновения городов, развития ремесел и торговли; система родствен­ных связей перестала быть основой социальной структуры общества. Возникло государство (армия + бюрократический аппарат).

4) Промышленные общества возникли в конце XVIII в.: совер­шенствование технологии; использование новых источников энергии (тепловой, электрической, атомной), применение научных знаний; ог­ромный прибавочный продукт; крупные города; высокоразвитая сис­тема государственного управления.

Ф. Тённис ввел термины «гемайншафт» (община) и «гезельшафт» (общество) и привел основные различия между ними:

1) «гемайншафт» стимулирует стремление людей жить в соот­ветствии с общинными принципами. Например, семьи в период сбора урожая бесплатно помогают друг другу. «Гезельшафт» основано на рациональном осуществлении личных интересов, индивиды взаимо­действуют в деловой обезличенной обстановке и расплачиваются деньгами за определенные товары и услуги;

2) в сфере социального контроля «гемайншафт» придает ре­шающее значение традиционным обычаям, верованиям и неписанным законам, в то время как «гезельшафт» основано на формальном праве;

3) в области разделения труда «гемайншафт» отличается ограни­ченной специализацией, складывающейся главным образом на основе родительских связей: обычно мужья, жены, дети выполняют опреде­ленные обязанности в хозяйстве. Для «гезельшафт» характерна спе­циализация профессиональных ролей и отделение последних от се­мейных ролей;

4) в «гемайншафт» культура формируется на основе религиоз­ных ценностей, а в «гезельшафт» - на основе светских;

5) главными социальными институтами в «гемайншафт» явля­ются семья, соседи и община, а в «гезельшафт» складываются круп­ные объединения и ассоциации (деловые круги, правительство, поли­тические партии).

Д. Белл выделял в общественном развитии 3 стадии: доиндуст- риальную, индустриальную и постиндустриальную. Первая стадия характеризуется развитием сельского хозяйства, вторая - промыш­ленности. А на третьей стадии теоретическое знание становится осе­вым принципом общества и является источником инновации в фор­мировании политики. В экономике это приводит к упадку производ­ства товаров как основной формы экономической деятельности и за­меной его производством услуг. Что касается классовой структуры, новый осевой принцип способствует преобладанию профессионалов и технических специалистов, составляющих новый класс. В 1973 г. Белл отметил появление постиндустриального общества, которое об­ладает следующими характеристиками:

1) широкие торговые отношения между странами;

2) большой излишек товаров;

3) сектор обслуживания настолько широкий, что позволяет на­нимать большое количество рабочих;

4) широкое разнообразие и количество товаров, доступных среднему человеку;

5) «информационный взрыв»;

6) «глобальная деревня», т.е. технологический прогресс делает возможным мгновенные всемирные коммуникации.

Наиболее важные черты постиндустриального общества — это «информационный взрыв» и «глобальная деревня».

Гражданское общество

Гражданское обществосовокупность негосударственных (неполитических) социально-экономических отношений и институ­тов. В правовом аспекте оно определяется как «совокупность част­ных отношений между лицами, управляемых гражданским или част­ным правом» (Чичерин). В социально-экономическом аспекте - как «мир частной собственности, потребности и труда» (Гегель), какформа общения, порожденная буржуазным способом производства и связанная с ним (Маркс). В социально-классовом аспекте — как «от­ношения различных классов и слоев лиц» (Гизо). В политическом ас­пекте - как «система самостоятельных и независимых от государства обществ, институтов и межличностных отношений» (Гаджиев). В фи­лософско-социологическом аспекте - это «форма общения жителей современной промышленной цивилизации как самостоятельных субъектов и участников экономической, общественной, политической жизни» (Библер). Западно-европейская социально-философская мысль вслед за английскими и французскими мыслителями XVIII в. отождествляла эту ступень с капитализмом, а само это общество трактовала как сферу частных экономических отношений. Граждан­ское общество возникает на определенной ступени общественного развития. Оно характеризуется правом на свободное самоопределение личности в сфере, свободной от вмешательства государства, особенно в экономике и культуре, а также саморегулированием в этих областях в результате свободной игры сил. Гражданское общество, согласно Гегелю, характеризуется самостоятельным существованием собст­венности, торговли, промышленности и т.д. Это опосредованная тру­дом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собст­венности. В гражданском обществе Гегель выделяет важнейшее звено человека в качестве буржуа, который отличается от гражданина как выразителя всеобщего интереса, принадлежащего к политической сфере общества. В современной трактовке гражданское общество до­минирует евроцентристский подход. В широком смысле гражданское общество - это система самодеятельных организаций членов социума для защиты своих интересов помимо государства, а подчас и вопреки государству, поэтому понятие гражданское общество вполне приме­нимо и к неевропейским социумам.

Глобальное общество

Повышение значимости и постоянное развитие информацион­ных процессов приводит к совершенствованию коммуникационных сетей и средств общения во всем мире.

Теоретики глобализации современного общества связывают со­циальное развитие технологических лидеров с их экономической и культурной экспансией. Немецкий социолог И. Валлерштайн доказы­вает, что в 1750 - 1950 гг. шел процесс становления единой мировой капиталистической системы, и происходила поляризация мира. Ядро глобального общества, состоящее из мировых лидеров (производст­ва), использовало выгоды своего положения и закрепляло приоритеты за счет применения этнорасовых форм организации труда (проще го­воря, эксплуатации колоний и национальных окраин).

Критикуя теорию К. Маркса, Валлерштайн доказывает невоз­можность мощного индустриального развития европейских стран при условии эксплуатации исключительно собственных хозяйственных и трудовых ресурсов. Только привлечение сырьевых источников и де­шевой рабочей силы менее развитых обществ, попадающих в эконо­мическую, затем политическую и социокультурную зависимость, по­зволило быстро обогащаться метрополиям, наиболее сильные из ко­торых фактически становились империями. К середине XX в. ядро (развитые общества) стабилизировалось, поскольку весь окраинный, периферийный мир оказался экономически привязанным к центру, и экстенсивный путь развития мировой системы завершился. Всемир­ное (глобальное) общество остается структурно поляризованным, и надежд на национальное развитие в такой системе организации пи­тать нельзя: оно достижимо не для всех и только за счет других - счи­тает И.Валлерштайн.

Коммуникативное общество

Понятие ввел немецкий социолог Н. Луман.

Проходя в своей эволюции этапы сегментации, стратификации и Функциональной дифференциации, общество в конце концов пережи­вает состояние автономизации (разделения) всех своих важнейщщ. систем. Хозяйство, политика, право, наука, религия начинают вос­производиться по своим собственным законам, что делает развитие общественной системы бессвязным, несогласованным и дисгармо­ничным.

Все социетальные сферы (специализированные системы отно­шений) общества говорят на разных языках или используют разные символически обобщенные средства коммуникации, поэтому их се­мантические миры непрозрачны друг для друга, а ценности одной подсистемы безразличны для другой.

Поскольку общество Лумана состоит из коммуникаций, ком­плексы которых самовоспроизводятся и самоосознаются как соотне­сенные к самим себе, люди играют в нем фоновую роль.

Если на более ранних ступенях своего развития общество пред­ставляло собой целостную систему и могло себя идентифицировать как государство — при приоритете политической сферы, — или рыноч­ное общество - при приоритете экономической сферы, то теперь оно превратилось в чистую возможность коммуникации, повсеместного социально-информационного взаимодействия - мировое общество. Автономизация общества проявляется не только в самозамыкании его отдельных систем и отрыве этих систем от человека, но и в растворе­нии самоидентичности этого самого отдельного человека, когда мно­гие люди приходят к выводу «Родина там, где мне хорошо».

Информационное общество

Информационное общество — термин, применяемый для обо­значения современного состояния индустриально развитых стран, связанного с новой ролью информации во всех сторонах их жизнедея­тельности, качественно новым уровнем (размахом) производства, пе­реработки и распространения информации. Новая технологическая революция, всеобщая компьютеризация, информатизация общества, интеллектуализация хозяйства в последней трети XX в. создают принципиально новую общественную ситуацию. Переосмысление со­циальных изменений, подступы к смене методологической парадигмы в теории общества стали наблюдаться в конце 60-х — начале 70-х гг. Теории информационного общества делят на две группы: 1) теории, примыкающие к концепциям постиндустриализма (Белл, Турен,), 2) концептуальные схемы Тоффлера, Дарендорфа. Информационное общество представляет собой особую стадию в историческом разви­тии. Существует два подхода, трактующих историческое место ин­формационного общества: 1) рассматривает его как фазу индустри­ального общества (Хабермас, Гидденс; 2) фиксирует его в качестве совершенно нового этапа, следующего за индустриальным обществом (Тоффлер). В связи с расширением сферы информационной деятель­ности меняются профессиональная квалификация, образовательная структура общества, характер труда. Изменяются роль и функции важнейшего элемента производительных сил - человека, интеллекту­альный и творческий труд вытесняет труд индивидуума, непос­редственно включенного в процесс производства. В информационном обществе на первое место выходит производство услуг. На рынке ус­луг главным становится труд, направленный на получение, обработ­ку, хранение, преобразование и использование информации, творче­ское начало приобретает первенствующее значение в мотивации тру­довой деятельности. Если Парсонс рассматривал общество как сеть взаимообменов четырех основных подсистем - экономической, поли­тической, правовой, морально-идеологической, то в информационном обществе к ним добавляются еще подсистемы - телекоммуникацион­ная и образовательная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: