Общество представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся.
Общество следует понимать как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей, а государство - как искусственный политический конструкт - учреждение или институт, призванный управлять этими взаимоотношениями. Третье понятие - страна — описывает одновременно естественно сложившуюся общность людей (общество) и искусственные государственные границы.
Страна - часть света или территория, обладающая границами и пользующаяся государственным суверенитетом. Государство — политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти (монархия, республика) и наличие аппарата управления (правительство). Общество — социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени.
Понятия «общество», «государство» и «страна» по объему могут совпадать, но они обязательно различаются по содержанию, ибо отражают разные стороны одного и того же.
|
|
Признаки общества по американскому социологу Эдварду Шилзу:
1. Оно не является частью какой-либо более крупной системы.
2. Браки заключаются между представителями данного объединения.
3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.
4. Объединение имеет свою территорию, которую считает своейсобственной.
5. У него собственное название и собственная история.
6. Оно обладает собственной системой управления.
7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.
8. Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.
•
Общество как социальная система
Социальная система — целостное образование, состоящее из функционально взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (индивидов, групп, организаций, институтов, общностей). Общество как социальная система представляет собой сложное образование, включающее ряд подсистем, несущих функциональную нагрузку.
Экономическая подсистема регулирует отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Она призвана решать 3 взаимосвязанных вопроса: 1) что производить? 2) как производить? 3) для кого производить? Главная функция - адаптация к изменяющимся условиям природной среды и удовлетворение материальных потребностей и интересов членов общества.
|
|
Политическая подсистема регулирует отношения, связанные с установлением, организацией, функционированием и изменением публичной власти. Основными элементами являются государство, правовые институты (суд, прокуратура, арбитраж и т.д.), политические партии и движения и т.д. Главная функция - обеспечение социального порядка, стабильности и интеграции общества, его мобилизация на решение важных задач и проблем.
Социальная подсистема регулирует взаимодействия различных групп и общностей по поводу социальных условий их жизнедеятельности. Это совокупность организаций и институтов, отвечающих за благосостояние всего населения (общественное питание, здравоохранение, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание и т.д.).
Духовная (социокультурная) подсистема направляет деятельность по созданию, развитию и освоению культурных, духовнонравственных ценностей, определяющих сознание и поведение человека. К ней относятся наука, образование, воспитание, мораль, литература, искусство, религия. Главные функции — социализация личности, образование и воспитание молодого поколения, воспроизводство социокультурной среды жизнедеятельности людей. Обогащение их духовного мира.
Все четыре подсистемы тесно взаимосвязаны и оказываю? влияние друг на друга. Общество может нормально развиваться лишь в результате эффективного и согласованного функционирования всех своих основных подсистем.
Теории происхождения общества
1. Божественная («бог создал человека» и заповедовал ему материальный мир и нравственный закон);
2. Космическая («инопланетяне создали людей» и манипулируют человеческим прогрессом в своих лабораторных целях);
3. Естественная теория предполагает, что человек воплотил свою собственную природу в созданную им общественную систему и организацию. На этот счет существует 5 интересных концепций, каждая из которых нашла достаточно развернутое теоретическое воплощение и имеет свой доказательный ряд:
а) инструментальная концепция ставит во главу угла человеческую догадливость и сообразительность, повлекшие изобретение специальных орудий для удовлетворения потребностей. Используя орудия, люди обучались трудиться, повышалось их благосостояние. Это привело к функциональному делению общины и закреплению системы разделения труда, а также к появлению экономических различий между людьми и семейными группами. Возникла и стала развиваться социальная организация;
б) сексуальная концепция базируется на такой особенности человека, как внесезонный характер размножения и удовольствие от спаривания. Установление контроля над рождаемостью связано с формированием семей и возникновением норм, регулирующих сексуальные, а вместе с ними и другие отношения членов общины;
в) кратическая концепция опирается на то, что сила и ум, присущие людям распределены среди них неравномерно. Соединяясь с природной экспансивностью (жадностью и любопытством), эти качества легко превращаются в «монополии», когда приоритет человека по значимому признаку (физическая мощь, ловкость, изобретательность, наблюдательность и др.) позволяет ему занять позицию лидера и прибрать к рукам сразу все выигрыши: лучшее место, лучшую пищу, лучших сексуальных партнеров и т.п. Нормы, сохраняющиеся и поддерживающие отношения неравенства, ложатся в основу социальной организации, т.е. регламентированной, упорядоченной, подконтрольной в своей деятельности и развитии человеческой ассоциации;
г) гендерная концепция основана на анализе распределения социальных ролей между полами и изучает половое неравенство в обществе. Поскольку женщина обладает биологической монополией на воспроизводство рода, а в силу физической недееспособности человеческих младенцев становится не только родительницей, но и первым образцом для подражания, она «по естеству» обладает значимостью и распорядительной волей. Мужчина в силу тех же причин индивидуально незначителен, заменяем. Неудовлетворенные своей вспомогательной позицией, мужчины (и в этом состоит их историческая гениальность) создают искусственный противовес женской монополии воспроизводства в виде мужской монополии на установление порядка. Когда происходит договор между мужчинами о распределении женщин, возникает социальная организация, общность, в которой действуют правила общежития;
|
|
д) семантическая концепция строится на признании слабости человека как биологического существа. Люди потрясающе уязвимы - и в физическом, и в психическом смысле. Стоит также допустить, что мы не самые хитрые и не самые умные на планете. Закон выживания толкает человеческих индивидов к объединению усилий, к созданию коллективного «органического тела», способного справляться с множеством разнообразных задач. Групповое взаимодействие связано с координацией усилий, которое возможно только с развитием общения, с использованием языка. Разрабатывая обозначения и символы, Договариваясь о правилах толкования знаков, все активнее используя речь, люди формируют общество.
Типы обществ
Существует множество способов классификации обществ. Согласно К. Марксу, основанием для классификации обществ служат 2 главных критерия: способ производства и форма собственности. В связи с этим он различал 5 общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую коммунистическую. Переход от одной формации к другой должен осуществляться в результате социальной революции, которая выступает как разрешение конфликта между ростом производитель- ных сил общества и устаревшей системой производственных отноще_ ний.
Г.Ленски и Дж.Ленски классифицировали общества в соответствии с основными характерными для них способами получения средств к существованию, но в то же время выявили и другие важные черты:
|
|
1) Общества, живущие охотой и собирательством (бушмены юго-западной Африки, аборигены центральной Австралии): кочевой образ жизни; самые примитивные орудия труда; родственные связи; нет политической структуры, во главе стоит старейшина (вождь).
2) Огороднические общества (в наше время в Африке, на юге Сахары): не производят прибавочного продукта; используют мотыгу (но не плуг); политическая структура из 2-4 социальных слоев; усложняется система родственных связей.
3) Аграрные общества возникли в Древнем Египте: использование плуга и животных в качестве рабочей силы; появление прибавочного сельскохозяйственного продукта создало возможность для возникновения городов, развития ремесел и торговли; система родственных связей перестала быть основой социальной структуры общества. Возникло государство (армия + бюрократический аппарат).
4) Промышленные общества возникли в конце XVIII в.: совершенствование технологии; использование новых источников энергии (тепловой, электрической, атомной), применение научных знаний; огромный прибавочный продукт; крупные города; высокоразвитая система государственного управления.
Ф. Тённис ввел термины «гемайншафт» (община) и «гезельшафт» (общество) и привел основные различия между ними:
1) «гемайншафт» стимулирует стремление людей жить в соответствии с общинными принципами. Например, семьи в период сбора урожая бесплатно помогают друг другу. «Гезельшафт» основано на рациональном осуществлении личных интересов, индивиды взаимодействуют в деловой обезличенной обстановке и расплачиваются деньгами за определенные товары и услуги;
2) в сфере социального контроля «гемайншафт» придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и неписанным законам, в то время как «гезельшафт» основано на формальном праве;
3) в области разделения труда «гемайншафт» отличается ограниченной специализацией, складывающейся главным образом на основе родительских связей: обычно мужья, жены, дети выполняют определенные обязанности в хозяйстве. Для «гезельшафт» характерна специализация профессиональных ролей и отделение последних от семейных ролей;
4) в «гемайншафт» культура формируется на основе религиозных ценностей, а в «гезельшафт» - на основе светских;
5) главными социальными институтами в «гемайншафт» являются семья, соседи и община, а в «гезельшафт» складываются крупные объединения и ассоциации (деловые круги, правительство, политические партии).
Д. Белл выделял в общественном развитии 3 стадии: доиндуст- риальную, индустриальную и постиндустриальную. Первая стадия характеризуется развитием сельского хозяйства, вторая - промышленности. А на третьей стадии теоретическое знание становится осевым принципом общества и является источником инновации в формировании политики. В экономике это приводит к упадку производства товаров как основной формы экономической деятельности и заменой его производством услуг. Что касается классовой структуры, новый осевой принцип способствует преобладанию профессионалов и технических специалистов, составляющих новый класс. В 1973 г. Белл отметил появление постиндустриального общества, которое обладает следующими характеристиками:
1) широкие торговые отношения между странами;
2) большой излишек товаров;
3) сектор обслуживания настолько широкий, что позволяет нанимать большое количество рабочих;
4) широкое разнообразие и количество товаров, доступных среднему человеку;
5) «информационный взрыв»;
6) «глобальная деревня», т.е. технологический прогресс делает возможным мгновенные всемирные коммуникации.
Наиболее важные черты постиндустриального общества — это «информационный взрыв» и «глобальная деревня».
Гражданское общество
Гражданское общество — совокупность негосударственных (неполитических) социально-экономических отношений и институтов. В правовом аспекте оно определяется как «совокупность частных отношений между лицами, управляемых гражданским или частным правом» (Чичерин). В социально-экономическом аспекте - как «мир частной собственности, потребности и труда» (Гегель), какформа общения, порожденная буржуазным способом производства и связанная с ним (Маркс). В социально-классовом аспекте — как «отношения различных классов и слоев лиц» (Гизо). В политическом аспекте - как «система самостоятельных и независимых от государства обществ, институтов и межличностных отношений» (Гаджиев). В философско-социологическом аспекте - это «форма общения жителей современной промышленной цивилизации как самостоятельных субъектов и участников экономической, общественной, политической жизни» (Библер). Западно-европейская социально-философская мысль вслед за английскими и французскими мыслителями XVIII в. отождествляла эту ступень с капитализмом, а само это общество трактовала как сферу частных экономических отношений. Гражданское общество возникает на определенной ступени общественного развития. Оно характеризуется правом на свободное самоопределение личности в сфере, свободной от вмешательства государства, особенно в экономике и культуре, а также саморегулированием в этих областях в результате свободной игры сил. Гражданское общество, согласно Гегелю, характеризуется самостоятельным существованием собственности, торговли, промышленности и т.д. Это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности. В гражданском обществе Гегель выделяет важнейшее звено человека в качестве буржуа, который отличается от гражданина как выразителя всеобщего интереса, принадлежащего к политической сфере общества. В современной трактовке гражданское общество доминирует евроцентристский подход. В широком смысле гражданское общество - это система самодеятельных организаций членов социума для защиты своих интересов помимо государства, а подчас и вопреки государству, поэтому понятие гражданское общество вполне применимо и к неевропейским социумам.
Глобальное общество
Повышение значимости и постоянное развитие информационных процессов приводит к совершенствованию коммуникационных сетей и средств общения во всем мире.
Теоретики глобализации современного общества связывают социальное развитие технологических лидеров с их экономической и культурной экспансией. Немецкий социолог И. Валлерштайн доказывает, что в 1750 - 1950 гг. шел процесс становления единой мировой капиталистической системы, и происходила поляризация мира. Ядро глобального общества, состоящее из мировых лидеров (производства), использовало выгоды своего положения и закрепляло приоритеты за счет применения этнорасовых форм организации труда (проще говоря, эксплуатации колоний и национальных окраин).
Критикуя теорию К. Маркса, Валлерштайн доказывает невозможность мощного индустриального развития европейских стран при условии эксплуатации исключительно собственных хозяйственных и трудовых ресурсов. Только привлечение сырьевых источников и дешевой рабочей силы менее развитых обществ, попадающих в экономическую, затем политическую и социокультурную зависимость, позволило быстро обогащаться метрополиям, наиболее сильные из которых фактически становились империями. К середине XX в. ядро (развитые общества) стабилизировалось, поскольку весь окраинный, периферийный мир оказался экономически привязанным к центру, и экстенсивный путь развития мировой системы завершился. Всемирное (глобальное) общество остается структурно поляризованным, и надежд на национальное развитие в такой системе организации питать нельзя: оно достижимо не для всех и только за счет других - считает И.Валлерштайн.
Коммуникативное общество
Понятие ввел немецкий социолог Н. Луман.
Проходя в своей эволюции этапы сегментации, стратификации и Функциональной дифференциации, общество в конце концов переживает состояние автономизации (разделения) всех своих важнейщщ. систем. Хозяйство, политика, право, наука, религия начинают воспроизводиться по своим собственным законам, что делает развитие общественной системы бессвязным, несогласованным и дисгармоничным.
Все социетальные сферы (специализированные системы отношений) общества говорят на разных языках или используют разные символически обобщенные средства коммуникации, поэтому их семантические миры непрозрачны друг для друга, а ценности одной подсистемы безразличны для другой.
Поскольку общество Лумана состоит из коммуникаций, комплексы которых самовоспроизводятся и самоосознаются как соотнесенные к самим себе, люди играют в нем фоновую роль.
Если на более ранних ступенях своего развития общество представляло собой целостную систему и могло себя идентифицировать как государство — при приоритете политической сферы, — или рыночное общество - при приоритете экономической сферы, то теперь оно превратилось в чистую возможность коммуникации, повсеместного социально-информационного взаимодействия - мировое общество. Автономизация общества проявляется не только в самозамыкании его отдельных систем и отрыве этих систем от человека, но и в растворении самоидентичности этого самого отдельного человека, когда многие люди приходят к выводу «Родина там, где мне хорошо».
Информационное общество
Информационное общество — термин, применяемый для обозначения современного состояния индустриально развитых стран, связанного с новой ролью информации во всех сторонах их жизнедеятельности, качественно новым уровнем (размахом) производства, переработки и распространения информации. Новая технологическая революция, всеобщая компьютеризация, информатизация общества, интеллектуализация хозяйства в последней трети XX в. создают принципиально новую общественную ситуацию. Переосмысление социальных изменений, подступы к смене методологической парадигмы в теории общества стали наблюдаться в конце 60-х — начале 70-х гг. Теории информационного общества делят на две группы: 1) теории, примыкающие к концепциям постиндустриализма (Белл, Турен,), 2) концептуальные схемы Тоффлера, Дарендорфа. Информационное общество представляет собой особую стадию в историческом развитии. Существует два подхода, трактующих историческое место информационного общества: 1) рассматривает его как фазу индустриального общества (Хабермас, Гидденс; 2) фиксирует его в качестве совершенно нового этапа, следующего за индустриальным обществом (Тоффлер). В связи с расширением сферы информационной деятельности меняются профессиональная квалификация, образовательная структура общества, характер труда. Изменяются роль и функции важнейшего элемента производительных сил - человека, интеллектуальный и творческий труд вытесняет труд индивидуума, непосредственно включенного в процесс производства. В информационном обществе на первое место выходит производство услуг. На рынке услуг главным становится труд, направленный на получение, обработку, хранение, преобразование и использование информации, творческое начало приобретает первенствующее значение в мотивации трудовой деятельности. Если Парсонс рассматривал общество как сеть взаимообменов четырех основных подсистем - экономической, политической, правовой, морально-идеологической, то в информационном обществе к ним добавляются еще подсистемы - телекоммуникационная и образовательная.