Клинико-физиологическое обоснование применения средств физической реабилитации в педиатрии

Под реабилитацией в педиатрии следует понимать систему государственных, социально-экономических, медицинских, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на полную ликвидацию патологических изменений, нарушающих ход нормального развития детского организма, или на максимально возможную компенсацию врожденных или приобретенных дефектов развития и нарушений функций организма, и на возвращение ребенка в короткий срок до присущего ее возраста образа жизни, обеспечивает гармоничное физическое и духовное развитие.

В силу особенностей детского организма физическая реабилитация в педиатрии имеет свою специфику. Вынужденный покой или резкое ограничение двигательной активности ребенка очень неблагоприятно влияют как на ее общее состояние, так и на течение болезни. Любое ограничение движений дети всегда переносят очень тяжело, так как потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей их организма, его нормального формирования и развития, а именно мышечные движения является биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма во все периоды детства. Доказано, что движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детского организма, всегда оздоровительным фактором. Этим, вероятно, можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных средств ЛФК, когда они основываются на принципе общего воздействия на организм ребенка.

В основе лечебного действия физических упражнений относительно больных и ослабленных детей следует понимать целенаправленный процесс восстановления нарушенных функций организма в целом, а также отдельных его органов и систем. Основным итогом влияния физических упражнений является восстановление нарушенных болезнью нервных и нервно-гуморальных регуляций. Длительное систематическое применение физических упражнений приводит функциональную адаптацию организма к нагрузкам, что приводит к устранению нарушений, которые появились в результате болезни. Лечебное действие физических упражнений, прежде всего, заключается в том, что они помогают корректировать изменены и искажены во время болезни функции ЦНС и кортико-висцеральные взаимоотношения, способствуют торможению патологических рефлексов. Вместе они помогают созданию новых условно-рефлекторных связей, ускоряют репаративные процессы.

Современные представления об основных механизмах лечебного действия физических упражнений - тонизирующее воздействие, трофическое действие, формирование компенсации временными и постоянными средствами ЛФК и восстановления функции - вполне можно отнести и к детскому организму. Именно в детском возрасте ЛФК способствует наиболее быстрому и надежному влияния всех этих механизмов.

В практике врачей-педиатров ЛФК следует рассматривать в плане широкого комплекса различных средств, которые включают в себя физические упражнения, организацию двигательных режимов, трудовых процессов, использования природных факторов для закаливания организма и массаж, который, особенно в раннем детском возрасте, является неотъемлемой частью ЛГ. Наибольшее лечебного эффекта, используя в терапевтической и воспитательной целью адекватные возраста и характера заболевания средства ЛФК, можно достичь лишь при условии соблюдения некоторых дидактических и методических принципов проведения ЛФК, а именно: принцип систематичности, принцип от простого к сложному, принцип постепенного повышения требований, принцип индивидуального подхода к каждому ребенку, принцип доступности, принцип учета развития движений в зависимости от возраста ребенка, принцип сочетания физических упражнений общего действия и специального характера, принцип чередования («рассеяние») мышечной нагрузки и, наконец, принцип сознательности и активности, который помогает усилить действие средств ЛФК, повысить психотерапевтический эффект, тем более, что для решения лечебно-педагогических задач необходима сознательная, активное участие ребенка в занятиях. Понимание задач и возможностей физических упражнений в объеме, соответствующем психофизиологическим особенностям больного, способствует повышению эмоционального уровня, активизирует и дисциплинирует детей.

Занятия ЛФК с детьми всегда должны представлять собой творческий процесс и отвечать не только требованиям поставленных задач, но и содержания назначенного врачом двигательного режима. При переводе детей из одного режима на другой, необходимо руководствоваться клиническими показателями и определением функционального состояния больных, для чего обязательно надо использовать функциональные пробы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: