Решение спорных вопросов при транспортировке

Для проведения транспортных операций стороны вступают в договорно-плановые отношения. После завершения внешнеторговой сделки могут возникнуть различные спорные ситуации, факты нарушения сторонами взятых на себя обязательств по транспортировке. Нарушители должны нести ответственность, в том числе и материальную. В этом случае перевозчику должна быть предъявлена претензия.

Порядок предъявления претензий к перевозчику, их рассмотрение определены уставами и кодексами отдельных видов транспорта и изданными в установленном порядке Правилами. По Уставу железных дорог и СМГС претензии к российским железным дорогам могут быть предъявлены в течение шестимесячного срока, а претензии по уплате штрафов - в течение 45 дней.

Право предъявления претензий, основанное на договоре перевозки, принадлежит отправителю или получателю (СМГС, ст. 29). Претензии представляются в письменном виде с соответствующим обоснованием и указанием требуемой суммы возмещения. Претензия предъявляется по каждой отправке в отдельности: отправителем - к дороге отправления, а получателем - к дороге получения груза. Если по всем отправкам составлен один коммерческий акт, допускается предъявление претензии по всем этим поставкам. Следует иметь в виду, что претензии о возврате сумм, уплаченных по договорам перевозки, могут быть предъявлены только тем лицом, которое произвело данный платеж, и только к той национальной железной дороге, которая взыскала эти суммы (п.З, ст. 29). Существует ограничение: не подлежат удовлетворению и не предъявляются претензии юридических лиц на сумму менее 23 швейцарских франков.

Основаниями для предъявления претензий являются полная утрата, частичная утрата, повреждения, порча или снижение качества груза, просрочка в доставке груза, перебор провозных платежей. При подаче претензии отправитель обязан предъявить дубликат накладной и коммерческий акт, а получатель грузов - накладную и коммерческий акт. Они должны быть оригинальными.

Срок для рассмотрения и дачи ответа претендодателю для железной дороги установлен в 180 дней со дня заявления претензии, подтвержденного почтовым штемпелем пункта отправления или распиской администрации железной дороги в получении непосредственно предъявленной претензии. Железная дорога может полностью или частично признать требование об уплате причитающейся суммы, или отклонить поданную претензию. В последнем случае она обязана возвратить все приложенные к претензионному заявлению документы и дать мотивированное объяснение отказов в требовании (п. 11, ст. 29). А податель претензии может заявить иск к той национальной железной дороге, которой была предъявлена претензия. Основанием для иска может быть также неполучение претендодателем ответа на претензионное заявление в течение 180-дневного периода (п. 2, ст. 30). Срок предъявления иска - 9 месяцев (по просрочке в поставке - 2 месяца).

При фрахтовании отечественных судов или бронировании мест на линейных российских судах применяются положения Кодекса торгового мореплавания СССР, при заключении договоров морской перевозки грузов с иностранными перевозчиками для российских грузовладельцев применимы положения Гамбургских правил (выработаны в 1978 г. на конференции ООН по морской перевозке грузов, вступили в силу в октябре 1992 г. СССР подписал эту конвенцию в момент ее принятия, однако РФ до настоящего времени ее не ратифицировала).

По Кодексу торгового мореплавания претензии, вытекающие из перевозок грузов в заграничном сообщении, предъявляются в течение первых шести месяцев срока исковой давности с приложением перевозочных документов в подлиннике. Перевозчик обязан рассмотреть предъявленную претензию и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении в течение трехмесячного срока со дня получения.

Обязательным условием попадания под юрисдикцию Гамбургских правил является оформление договора морской перевозки по коносаментам. К чартерам их положения не применяются. Морской перевозчик несет ответственность за ущерб, являющийся результатом утраты или повреждения груза, а также задержания его сдачи, если обстоятельства, вызвавшие утрату, повреждение и задержку, имели место в то время, когда груз находился в его ведении. Грузовладелец вправе считать его утраченным и требовать полного возмещения стоимости, если груз не был передан ему в течение 60 календарных дней по истечении срока доставки, указанной в коносаменте, а при отсутствии такового - в течение 60 суток с момента окончания срока, который было бы разумно требовать от заботливого перевозчика для исполнения им договорных обязательств.

Рассчитывать на какое-либо возмещение, связанное с ущербом по договору перевозки, грузоотправитель не вправе, если им не поданы претензии в течение 90 дней с момента выдачи груза.

Мы подробно остановились на Гамбургских правилах, т.к. они менее известны нашим предпринимателям, чем наш действующий Морской кодекс.

Морской перевозчик несет материальную ответственность за груз в размере его фактической стоимости по общепринятой цене в месте и во время принятия его к перевозке. Помимо этого перевозчикам возмещаются фрахтовые и иные платежи, связанные с перевозкой груза, таможенные пошлины. При частичной утрате или повреждении

- возмещаются вышеуказанные платежи пропорционально части Утраченного или поврежденного груза. Установлены пределы ответственности перевозчика: 835 единиц специальных средств заимствования (СДР) за место или другую единицу отгрузки, либо 2,5 СДР за 1 кг массы брутто утраченного или поврежденного груза. За задержку в сдаче груза ответственность ограничивается суммой в 2,5-кратном фрахту размере, который подлежит уплате за задержанный сдачей груз, но не выше размера фрахта, который подлежит уплате на основании договора морской перевозки. Уведомление об утрате или повреждении грузополучатель может сделать (подать претензию) в письменной форме не позднее рабочего дня, следующего за днем выдачи груза. Если же они не являются очевидными - в течении 15 календарных дней после передачи груза получателю. Иначе действует презумпция - груз выдан в хорошем состоянии.

По воздушному кодексу претензии к перевозчику по международным воздушным авиаперевозкам предъявляются:

• в случае причиненного вреда - лицо, имеющее право на получение груза, немедленно по обнаружении вреда, но не позднее 14 дней со дня получения груза;

• в случае просрочки в доставке - не позднее, чем в течение 21-го дня, считая со дня передачи груза в распоряжение получателя;

• в случае утраты груза - в течение 2-х лет со дня прибытия самолета в место назначения или со дня прибытия самолета по расписанию, либо со дня прекращения перевозки. Претензии могут быть предъявлены с приложением авиагрузовой накладной в порт отправления или назначения на усмотрение заявителя.

В заявлении о претензии должен быть обоснованный расчет суммы требуемого возмещения, к нему также прилагаются документы, подтверждающие претензию, в том числе подлинный экземпляр грузовой накладной. При отклонении претензии перевозчиком или частичном удовлетворении заявитель вправе предъявлять иск к воздушному перевозчику.

Грузополучатель вправе считать груз утраченным и потребовать от перевозчика возмещения как за полную его утрату в том случае, если груз не прибыл в указанный в накладной пункт назначения по истечении 7-дневного срока со дня, когда он должен был прибыть.

Основным нормативным актом, который регламентирует условия перевозок грузов в международном автомобильном сообщении, является Конвенция о договоре международной перевозки грузов (КДПТ-CMR) Перевозчик согласно статье 1 7 имеет ответственность за полную или частичную утрату груза или его повреждения, происшедшие с момента

\ груза и перевозки и до момента его сдачи, а также за просрочку вОСТавке. Конвенция построена на презумпции вины перевозчика.

Автомобильный перевозчик освобождается от ответственности, если покажет, что повреждение, порча или утраты груза произошли вследствие наступления форс-мажора: действий или улучшений отправителя или получателя: особых естественных свойств груза; из-за недостатков тары, незаметных при наружном осмотре. Размер возмещения определяется на основании фактической стоимости утраченного груза или его части (общепринятая рыночная цена товара в месте и во время принятия его к перевозке CIF или CIP по Инкотермс-90). Стоимость груза определяется на основании биржевой котировки или на основании текущей рыночной цены, либо, при отсутствии той и другой, на основании обычной стоимости товара того же рода и качества.

Существует предел ответственности перевозчика (ст. 23) - размер возмещения не может превышать 8,33 единицы специальных средств заимствования.

Требование грузополучателя осуществляется при утрате груза к перевозчику, если груз не прибыл в место назначения в период 30 дней по истечении указанного в накладной срока доставки или 60 дней со дня принятия груза перевозчиком, если срок доставки не был установлен.

Если претензия осуществляется в отношении состояния принятого грузополучателем товара, она должна быть предъявлена в следующем порядке (ст. 30):

• в отношении явных утрат и повреждений - записью в накладной в момент приема груза от перевозчика;

• утрата и повреждения не являются очевидными - не позднее 7 дней со дня принятия груза, исключая воскресенье и праздничные дни;

• при нарушении срока доставки груза - в течение 21 дня с момента передачи груза в распоряжение получателя.

Конвенцией не определены нормативные сроки, в которые ответчик должен принять или отклонить претензию. Это разрешается в каждом конкретном случае. По всем спорам истец может обратиться в суд. Срок исковой давности -1 год.

Правовое регулирование международных смешанных перевозок грузов осуществляет Конвенция о таких перевозках, подписанная 19 мая 1980 г. в Нью-Йорке с участием СССР. Она регламентирует смешанную перевозку в международном сообщении по одному сквозному транспортному документу. Перевозчиком согласно

Конвенции, объявляющим себя ответственным за доставку груза, является "Оператор смешанной перевозки". Он несет ответственность за ущерб как результат утраты или повреждения груза, а также за задержки в доставке, если такие обстоятельства имели место, когда груз находился в его ведении. Заявить об утрате можно, если груз не был доставлен в место, указанное в договоре перевозки, в течение 90 календарных дней по истечении срока доставки, указанного в сквозном транспортном документе. Существуют пределы ответственности оператора: 920 единиц специальных прав заимствования за одно грузовое место или другую единицу отгрузки либо 2,75 единицы СПЗ за 1 кг массы брутто утраченного или поврежденного груза, если международная смешанная перевозка включает транспортировку груза морем или по внутренним водным путям, и 8,33 единицы СПЗ, если в маршрут не включен морской или водный участок. Уведомление об утратах или явных повреждениях должно быть сделано грузополучателем в письменной форме не позднее рабочего дня, следующего за днем выдачи груза, иначе действует презумпция исправности груза. Если повреждение или утрата не носят очевидного характера - в течение 6 календарных дней после выдачи груза, а в случае задержки в доставке — в течение 60 календарных дней после того, как груз был выдан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: