Транспорт при рыночных отношениях

По мере развития рыночных отношений и создания рыночной инфрастуктуры будут происходить изменения и на рынке транспортных услуг, увеличится спрос на транспортные средства, транспортно-экспедиторское обслуживание внешнеторгового грузооборота. Предприятия, в т. ч. транспортные, могут выходить из-под непосредственного управления министерств и ведомств, налаживаются горизонтальные связи. Будет создаваться единый рынок транспортных услуг на территории страны, в него войдут транспортные комплексы суверенных государств. Будет развиваться партнерство с инофирмами. Все это усложнит участникам внешнеэкономических связей их работу на внешних рынках, получение максимального экономического эффекта от внешнеторговых операций.

Так, уже создается рынок автотранспортных услуг для внешнеторговых грузов. Если раньше в СССР была одна государственная автотранспортная организация, которая обслуживала всех экспортеров - "Совтрансавто", то теперь многие организации со своим автотранспортом как отечественного, так и зарубежного производства выступают с услугами транспортировки грузов как в ближнее, так и дальнее зарубежье. Таким образом создалась конкуренция среди многих коммерческих перевозчиков, получивших лицензии на осуществление международных автоперевозок. Лицензии выдаются на год на чисто транспортные операции и на транспортно-экспедиторскую деятельность. Водители транспортных средств должны пройти курсы и сдать экзамен на право совершения международных перевозок. В качестве документа по перевозке служит накладная Карнет-тир (МДП книжка), которая покупается у Ассоциации автотранспортных перевозчиков (АСМАП), Женева, на одну поездку одной машины. Стоимость ее в настоящее время для членов АСМАП - 15 ам. долларов, для не членов - 45 ам. долларов.

Усложнилась транспортировка в страны дальнего зарубежья через пограничные государства в связи с таможенным оформлением грузов и транспортных средств на таможенных границах. Ряд европейских транспортных фирм также осуществляет свою деятельность по доставке грузов на российский рынок и составляет конкуренцию нашим транспортным предприятиям по обслуживанию российских экспортеров.

Автомобильный транспорт в условиях лишь приближенных к рыночным показал свою высокую конкурентоспособность. Если в 1991 г перевозки внешнеторговых грузов автотранспортом сократились пс сравнению с 1988 г. почти в 2 раза, то уже в 1992 г. они превысил!' уровень 1 988 г. на 20% и в последующие годы продолжали увеличиваться

На рыночные отношения перешла и транспортировка внешнеторговых грузов морским путем. Грузоотправители (экспортеры) заключают договоры на перевозку с пароходствами или иными перевозчиками с применением договорных цен. Здесь тоже ширится конкуренция Договором служит коносамент.

Появилась конкуренция и среди авиаперевозчиков. Кончилась монополия на авиадоставку грузов государственной компании Аэ­рофлот.

Появилась конкуренция на рынке транспортно-экспедиторских фирм оссийских и отделений иностранных фирм. Число их с каждым годом астет. Они предлагают свои услуги по организации транспортировки внешнеторговых грузов в усложнившихся условиях.

Необходимы обеспечение и развитие транспортных сообщений с зарубежными странами, активизация и повышение эффективности участия отечественного транспорта в международных перевозках, использования выгодного географического положения российских коммуникаций для транзитных перевозок на направлениях Восток -Запад и Север - Юг. Необходимо также сохранить сложившиеся и выработать новые взаимовыгодные и эффективные формы сотрудничества в области транспорта со странами ближнего зарубежья.

Итак, транспортное обеспечение внешнеторгового оборота имеет большое значение, оно может улучшить коммерческие условия экспорта товаров, а может ухудшить их, снизив конкурентоспособность российских товаров на международном рынке по ценам, срокам поставки.

Перед транспортом стоит много трудностей и проблем, преодолевать которые необходимо. Прежде всего, это устаревшие транспортные средства, низкая производительность погрузочно-разгрузочных работ из-за примитивности оборудования, используемого на этих операциях, низкая скорость доставки грузов, неполное обеспечение сохранности перевозимых товаров, слабое развитие дорог, что снижает использование автомобильного транспорта, отсутствие в российских портах баз для перевалки наливных грузов, а отсюда —и необходимость использования таких баз за рубежом как для экспорта, так и для импорта, несоблюдение требований к экологической безопасности. Решение этих и других проблем безусловно требует больших материальных вложений.

На российском рынке транспортно-экспедиторских услуг происходят изменения, развивается конкуренция как среди российских, так и иностранных участников, количество которых увеличивается. Одновременно ширится клиентура - количество поставщиков товаров на экспорт и покупателей товаров на зарубежных рынках.

Хорошо и четко налаженное и функционирующее транспортное обслуживание внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности способствует ее расширению и развитию, обеспечивает хорошие коммерческие результаты.

Рыночные отношения требуют высокой культуры исполнения договорных обязательств, персональной ответственности, порядочности, взаимного доверия между деловыми партнерами. Солидная репутация на рынке ценится превыше всего. За некорректность к своим обязанностям платят неустойку, которая может превратить участника в банкрота. Эта азбука рынка целиком относится и к фирмам, предлагающим транспортно-экспедиторские услуги.

Мы надеемся, что ознакомление с приведенными в работе материалами будет весьма полезным и окажет помощь в коммерческой работе всем, кто включился во внешнеэкономическую деятельность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: