Методические рекомендации
По подготовке к экзамену по ОП 01 Педагогика
Экзамен проводится в устной форме.
Всего 30 билетов.
Время на подготовку 20 мин.
Структура экзаменационного билета:
1). Теоретическая часть включает два теоретических вопроса из разных аспектов дошкольной педагогики.
2) Практическая часть включает одно практическое задание – педагогическую ситуацию.
Например:
Билет №1
1. Педагогика как наука. Основные педагогические понятия.
2. Раскройтесодержание психолого-педагогической работы с детьми от 1,5 лет до 2 лет.
3. Утро. В групповой комнате необычное оживление: в игровом уголке появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают их. Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на играющих. — Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? — спрашивает воспитатель. — Да нет… я так,— шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись и платье воспитателя, всхлипнул: —Мне жаль маму… Папа опять пришел поздно и пил вино с дядей Толей. А мама все плакала… Папа шумел всю ночь.
Проанализируйте, как отражается поведение отца Васи на состоянии ребенка. Какую, по вашему мнению, помощь может оказать дошкольное учреждение семье в создании здорового быта?
На каждый вопрос нужно устно дать краткий ответ, декларируемые положения раскрыть в примерах. При подготовке теоретических вопросов не нужно подробно записывать ответ, он может быть представлен тезисно и в свободной форме (пункты плана, сокращения и т.д.). Эта часть экзамена преподавателем не проверяется, все записи студент делает для себя (опора при устном ответе).
При ответе на третий вопрос, необходимо сначала зачитать педагогическую ситуацию, вопросы к ней. Затем логично и аргументированно найти решение данной проблемы.
Вопросы к экзамену по ОП 01 Педагогика
Для специальности 44.02.01 Дошкольное образование
4. Педагогика как наука. Основные педагогические понятия.
5. Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития. Связь педагогики с другими науками.
6. Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки.
7. Становление и развитие дошкольной педагогики.
8. Характеристика современной системы образования. Принцип непрерывности в образовании.
9. Типы и виды дошкольных образовательных учреждений.
10. Нормативные документы, обеспечивающие правовую защиту детей дошкольного возраста.
11. Методы исследования в дошкольной педагогике.
12. Социологические и биологические факторы развития детей дошкольного возраста.
13. Целеполагание в педагогике. Идеальные и реальные цели.
14. Закономерности и принципы воспитания.
15. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога. Стили педагогического общения.
16. Принципы обучения детей дошкольного возраста.
17. Методы организации обучения детей дошкольного возраста.
18. Основы целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Комплексное планирование целей и задач.
19. Методы воспитания, педагогические возможности и условия их применения.
20. Построение развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении как условие реализации целостного педагогического процесса.
Психолого-педагогические основы образовательного процесса в ДОУ.
Основы развивающего обучения детей в целостном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Дифференциация и индивидуализация процесса обучения и воспитания.
24. Формы организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
25. Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста.
26. Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
27. Охарактеризуйте воспитание начал патриотизма и гражданственности у дошкольников.
28. Особенности умственного развития дошкольников.
29. Особенности эстетического воспитания дошкольников.
30. Особенности трудового воспитания дошкольников.
31. Основы личностно-ориентированного подхода в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.
32. Диагностика индивидуального развития дошкольника.
33. Психолого-педагогические основы контроля и оценки педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Практические вопросы:
1. Раскройтесодержание психолого-педагогической работы с детьми от 1,5 лет до 2 лет.
2. Раскройте содержание наглядного метода обучения дошкольников. Особенности его использования в разных возрастных группах.
3. Раскройте содержание словесного метода обучения. Особенности его использования в разных возрастных группах.
4. Раскройте особенности практического метода обучения. Особенности его использования в разных возрастных группах.
5. Охарактеризуйте особенности организации работы в группе компенсаторной направленности (логопедическая, ортопедическая).
6. Раскройте особенности авторитарного стиля педагогического взаимодействия.
7. Раскройте особенности либерально-попустительского стиля педагогического взаимодействия.
8. Раскройте особенности демократического стиля педагогического взаимодействия.
9. Раскройте особенности развития гуманистической концепции в педагогике.
10. Раскройте этапы педагогического процесса (подготовительный, основной, заключительный). Проиллюстрируйте примерами из опыта работы.
11. Охарактеризуйте личность ребенка как объект и субъект воспитании. Подтвердите примерами из опыта работы.
12. Дайте сравнительную характеристику учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной моделей построение образовательного процесса.
13. Раскройте влияние наследственности на развитие личности. Проиллюстрируйте выводы примерами из художественной и педагогической литературы.
14. Раскройте влияние среды на развитие личности. Проиллюстрируйте выводы примерами из художественной и педагогической литературы.
15. Раскройте влияние воспитания на развитие личности. Покажите на примерах взаимосвязь развития и воспитания.
16. Раскройте возрастание в современных условиях требований к педагогу как к исследователю. Охарактеризуйте методы педагогических исследований.
17. Проанализируйте взаимосвязь образования и общества. Проиллюстрируйте выводы примерами из практики образования.
18. Обоснуйте необходимость вариативных программ воспитания, обучения и развития детей в условиях ДОУ.
19. Перечислите комплексные и парциальные программы ДНР. Раскройте в чем их различие.
20. Охарактеризуйте целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте.
21. Охарактеризуйте целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
22. Раскройте содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
23. Раскройте содержание образовательной области «Познавательное развитие».
24. Раскройте содержание образовательной области «Речевое развитие».
25. Раскройте содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
26. Раскройте содержание образовательной области «Физическое развитие».
27. Охарактеризуйте основы сенсорного воспитания детей раннего возраста.
28. Раскройте особенности организации процесса подготовки к школе в детском саду.
29. Сформулируйте основные требования к организации среды в ДОУ.
30. Охарактеризуйте основные центры развития в группе ДОУ.
Рекомендуемая литература