Дифференциация и индивидуализация процесса обучения и воспитания

Методические рекомендации

По подготовке к экзамену по ОП 01 Педагогика

 

Экзамен проводится в устной форме.

Всего 30 билетов.

Время на подготовку 20 мин.

 

Структура экзаменационного билета:

1). Теоретическая часть включает два теоретических вопроса из разных аспектов дошкольной педагогики.

2) Практическая часть включает одно практическое задание – педагогическую ситуацию.

Например:

Билет №1

 

1. Педагогика как наука. Основные педагогические понятия.

2. Раскройтесодержание психолого-педагогической работы с детьми от 1,5 лет до 2 лет.

3. Утро. В групповой комнате необычное оживление: в игровом уголке появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают их. Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на играющих. — Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? — спрашивает воспитатель. — Да нет… я так,— шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись и платье воспитателя, всхлипнул: —Мне жаль маму… Папа опять пришел поздно и пил вино с дядей Толей. А мама все плакала… Папа шумел всю ночь.

Проанализируйте, как отражается поведение отца Васи на состоянии ребенка. Какую, по вашему мнению, помощь может оказать дошкольное учреждение семье в создании здорового быта?

На каждый вопрос нужно устно дать краткий ответ, декларируемые положения раскрыть в примерах. При подготовке теоретических вопросов не нужно подробно записывать ответ, он может быть представлен тезисно и в свободной форме (пункты плана, сокращения и т.д.). Эта часть экзамена преподавателем не проверяется, все записи студент делает для себя (опора при устном ответе).

При ответе на третий вопрос, необходимо сначала зачитать педагогическую ситуацию, вопросы к ней. Затем логично и аргументированно найти решение данной проблемы.

 

Вопросы к экзамену по ОП 01 Педагогика

Для специальности 44.02.01 Дошкольное образование

4. Педагогика как наука. Основные педагогические понятия.

5. Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития. Связь педагогики с другими науками.

6. Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки.

7. Становление и развитие дошкольной педагогики.

8. Характеристика современной системы образования. Принцип непрерывности в образовании.

9. Типы и виды дошкольных образовательных учреждений.

10. Нормативные документы, обеспечивающие правовую защиту детей дошкольного возраста.

11. Методы исследования в дошкольной педагогике.

12. Социологические и биологические факторы развития детей дошкольного возраста.

13. Целеполагание в педагогике. Идеальные и реальные цели.

14. Закономерности и принципы воспитания.

15. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога. Стили педагогического общения.

16. Принципы обучения детей дошкольного возраста.

17. Методы организации обучения детей дошкольного возраста.

18. Основы целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Комплексное планирование целей и задач.

19. Методы воспитания, педагогические возможности и условия их применения.

20. Построение развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении как условие реализации целостного педагогического процесса.

Психолого-педагогические основы образовательного процесса в ДОУ.

Основы развивающего обучения детей в целостном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

Дифференциация и индивидуализация процесса обучения и воспитания.

24. Формы организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

25. Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста.

26. Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

27. Охарактеризуйте воспитание начал патриотизма и гражданственности у дошкольников.

28. Особенности умственного развития дошкольников.

29. Особенности эстетического воспитания дошкольников.

30. Особенности трудового воспитания дошкольников.

31. Основы личностно-ориентированного подхода в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.

32. Диагностика индивидуального развития дошкольника.

33. Психолого-педагогические основы контроля и оценки педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

 

Практические вопросы:

1. Раскройтесодержание психолого-педагогической работы с детьми от 1,5 лет до 2 лет.

2. Раскройте содержание наглядного метода обучения дошкольников. Особенности его использования в разных возрастных группах.

3. Раскройте содержание словесного метода обучения. Особенности его использования в разных возрастных группах.

4. Раскройте особенности практического метода обучения. Особенности его использования в разных возрастных группах.

5. Охарактеризуйте особенности организации работы в группе компенсаторной направленности (логопедическая, ортопедическая).

6. Раскройте особенности авторитарного стиля педагогического взаимодействия.

7. Раскройте особенности либерально-попустительского стиля педагогического взаимодействия.

8. Раскройте особенности демократического стиля педагогического взаимодействия.

9. Раскройте особенности развития гуманистической концепции в педагогике.

10. Раскройте этапы педагогического процесса (подготовительный, основной, заключительный). Проиллюстрируйте примерами из опыта работы.

11. Охарактеризуйте личность ребенка как объект и субъект воспитании. Подтвердите примерами из опыта работы.

12. Дайте сравнительную характеристику учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной моделей построение образовательного процесса.

13. Раскройте влияние наследственности на развитие личности. Проиллюстрируйте выводы примерами из художественной и педагогической литературы.

14. Раскройте влияние среды на развитие личности. Проиллюстрируйте выводы примерами из художественной и педагогической литературы.

15. Раскройте влияние воспитания на развитие личности. Покажите на примерах взаимосвязь развития и воспитания.

16. Раскройте возрастание в современных условиях требований к педагогу как к исследователю. Охарактеризуйте методы педагогических исследований.

17. Проанализируйте взаимосвязь образования и общества. Проиллюстрируйте выводы примерами из практики образования.

18. Обоснуйте необходимость вариативных программ воспитания, обучения и развития детей в условиях ДОУ.

19. Перечислите комплексные и парциальные программы ДНР. Раскройте в чем их различие.

20. Охарактеризуйте целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте.

21. Охарактеризуйте целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

22. Раскройте содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

23. Раскройте содержание образовательной области «Познавательное развитие».

24. Раскройте содержание образовательной области «Речевое развитие».

25. Раскройте содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

26. Раскройте содержание образовательной области «Физическое развитие».

27. Охарактеризуйте основы сенсорного воспитания детей раннего возраста.

28. Раскройте особенности организации процесса подготовки к школе в детском саду.

29. Сформулируйте основные требования к организации среды в ДОУ.

30. Охарактеризуйте основные центры развития в группе ДОУ.

 

Рекомендуемая литература


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: