Современные концепции и подходы к мен-ту

Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы адм-го упр-я, к-рые пытались описать функции мен-ра. Однако, эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как не зависимые друг от друга. Проц-й подход, в противоположность этому, рассматр-ет фун-и упр-ия как взаимосвязанные. Упр-е рассмат-ся как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других — это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из к-рых само по себе яв-ся процессом, очень важны для успеха орг-и. Их наз-ют упр-ми функциями. Каждая упр-кая ф-я тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс упр-я яв-ся общей суммой всех ф-й. А.Файоль, к-му приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что сущ-ет 5 исходных фун-й. По его словам, «упр-ть означает предсказывать и план-ть, организовывать, распоряжаться, коорд-ть и контр-ть». Др. авторы разраб-ли иные перечни фун-й. Мы полагаем, что процесс упр-я состоит из фун-й план-я, орг-и, мот-и и конт-ля. Эти 4 первичных фун-и упр-я объединены связующими процессами комму-и и прин-я реш-я. Т.о, пр-тие реш-й и комм-я яв-ся связующими упр-го процесса, остальные ф-ции из выше назв-х относ-ся к самост-ной упр-й деят-ти.н-р: подбором и расстановкой персонала заним-ся мен-р по персоналу, а не каждый рук-ль. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деят-ть. Оно предполагает возможность влияния на отдельных раб-в и группы раб-ков т.о, чтобы они работали в направлении достижения целей, что крайне существенно для успеха орг-и. Системный подход — это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих — это способ мышления по отношению к орг-и и упр-ю. СИСТЕМА — это нек-рая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из к-рых вносит свой вклад в хар-ки целого. Эти части взаимозависимы. Если одна из них будет отсутствовать или неправильно функционировать, то и вся система будет функционировать неправильно. (подсистемы орг-и: люди, технология, цели, задачи, структура) Все орг-и яв-ся системами. Поскольку люди яв-ся, в общем смысле, компонентами орг-ций (соци-е компоненты), наряду с техникой, к-рые вместе исп-ся для выполнения работы, они наз-ся социотехническими системами. Сущ-ет 2 осн-х типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Открытая система харак-тся взаимодействием с внеш средой. Энергия, инф-я, материалы — это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не яв-ся самообеспечивающейся, она зависит от энергии, инф-и и материалов, поступающих извне. Кроме того, откр-я система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование. Понимание того, что орг-и предс-ют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в упр-и оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме орг-и. Бихевиористская шк. в основном занималась соц-й подсист-й. Школы науч-го упр-я и науки упр-я — техническими подсис-ми. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на орг-ю. Более поздние иссл-я показывают, что это очень важный аспект работы орг-и. Сейчас широко распространена точка зрения, что внешние силы могут быть основными детерминантами успеха орг-и. Правила системного подхода: 1.Любая система состоит из под сис-мы; 2.Сумма св-в сис-мы неравна-на м.б. меньше (2+2=3-лебедь, рак и щука-это рез-т слабого мен-ра) и больше (2+2=5 это эфф-т синергии-рез-т эфф-ного упр-я); 3. Оценка взаимодействия с внеш.ср исп-ся принцип «черного ящика»: опред-ся параметры выхода(какую прод произ-ли, какого кач-ва, с какими затр-ми и по какой цене) затем оцен-ся эф-ть мен-та затем оцен-ся входы, т.е. кол-во и кач-во поступивших из внеш ср рес-в; 4. Кач-во выхода опр-ся наименьшим кач-вом предыдущих элементов; 5.Кач-во эл-тов внутри сис-мы д.б. миним-ми но они должны в полном объеме выполнять все ф-ции; 6. Сис-ма сущ-ет пока функ-ют ее элементы; 7.Сис-ма способна к развитию; 8. Всякая сис-ма яв-ся элементом др более сложной сис-мы н-р: орг-я=это элемент отраслей или эк-ки региона; 9. Любую сис-му невозможно до конца познать и описать; 10, Сис-ма должна находиться в состоянии равновесия с внеш средой.

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей орг-и наиболее эфф-но. Ситуац-й подход концентрируется на ситуац-х различиях между орг-ми и внутри самих орг-й. Он пытается опред-ть, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эфф-сть орг-и. Методологию ситуац-го подхода можно объяснить как 4-хшаговый процесс. 1 Рук-ль должен быть знаком со ср-вами професс-го упр-я, к-рые доказали свою эфф-сть. Это подразумевает понимание процесса упр-я, индивидуал-го и группового поведения, системного ан-за, методов планир-я и контроля и кол-ных методов принятия реш-й. 2.Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные хар-ки в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Рук-ль должен уметь предвидеть вероятные последствия, — как положит-е, так и отриц-е, — от применения данной методики или концепции. 3.Рук-ль должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необх-мо правильно опред-ть, какие факторы яв-ся наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эфф-т может повлечь за собой измен-е одной или неск-х переменных. 4. Рук-ль должен уметь увязывать конкретные приемы, к-рые вызвали бы наименьший отрица-й эф-т и таили бы меньше всего недостатков, с конкр-ми ситуац-ми, тем самым обеспечивая достиж-е целей орг-и самым эфф-ным путем в условиях сущ-щих обстоятельств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: