Принятие решения в условиях неопределенности и риска

УР – рез-т ан-за, прог-я, оптимизации, эк-ого обоснования и выбора альтернативы из множества вар-в достижения конкретной цели системы мен-та. Разр-ка и принятие УР осущ-ся при осущ-нии всех упр-ких фун-й. Мен-ер вырабатывает возможные вар-ты УР и осущ-ет выбор оптим-го, исп-зуя свой опыт, знания, инструменты и рез-ты ан-за конкр-й ситуации. Следует добавить, что УР прин-ся на персп-ву, т.е. необходима склонность к предвиде-ю, прогн-нию.

Реш-е может приниматься в условиях определенности -это усл-я, когда известны все возможные рез-ты любого выбора;, в усл-ях риска - существование вероятности наступления нек-рых событий, к-рые могут привести к неблагоприятному исходу дела, в усл-ях неопределенности -неполнота, неточность информации об условиях реализации проекта/ реш-я. Неопределенность, связанная с вариантностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска, и в изменяющихся усл-ях – принятие решения в усл-ях, к-рые время от времени меняются, - это подвижная ситуаци, в к-рой вынуждено работать п/п-е. в таких условиях следует уделять особое внимание сбору подробной инф-ции, причем делать это необходимо как можно оперативнее и точнее. В условиях асимметричности информации и неопределенности люди в осуществлении своей экономической деятельности неизбежно идут на риск. Принимая реш-е, предпр-ль обычно пытается просчитать ту степень риска, к-рая может повлиять на конечный рез-т. Умение вовремя опред-ь риск, минимизировать его — важная задача. Поэтому эфф-е рук-тво пред-льской структурой в нынешних условиях невозможно без специальных м/дов а/за, базирующихся на теории и практике управления риском. Под риском понимается ситуация, когда, зная вероятность каждого возможного исхода, все же нельзя точно предсказать конечный рез-т. Или риск — это все внутренние и внешние предпосылки, к-рые могут негативно повлиять на достиж-е стратегич-х целей в теч-е точно опреде-го отрезка времени наблюдения. Виды рисков: По источнику возникновения:

- риск хозяйственный; - риск, связанный с личностью человека;

- риск, обусловленный природными факторами.

По причине возникновения:

- риск, как следствие неопределенности; - риск из-за непредсказуемости поведения партнеров; - риск от недостатка информации.

С точ зр кач-ной определенности можно выделить три категории риска:

1. Допустимый риск — угроза полной потери прибыли от ПД.

2. Критический риск — потеря затрат на предпринимательскую деятельность. В этом случае теряется вся предполагаемая выручка и затраты приходится возмещать за свой счет.

3. Катастрофический риск. Происходят потеря всего имущества предпринимателя и банкротство предприятия, его закрытие и продажа имущества. Так же выделяют: - риск неуплаты дивиденда; - «чистый риск», или собственно риск, связанный с объективными производственными процессами;

- риск, возникающий из-за нововведений, реализация которых поможет предпринимателям получить прибыль за реализацию новых идей.

Условия (факторы) в которых возникают неопределенности и риски:

- Недостаток или низкое качество информации

- Неквалифицированный персонал/ рук-во неправильно используют инф-ю

- Нестабильность макроэкономической ситуации

- Нестабильн6ость политической ситуации (в т.ч. законодательная база)

- Неполнота информации о ИТП, новой продукции, технологиях

- Неопределенность климатических, природных условий

- Возможность техногенных катастроф, аварий

- Неполнота инф-и и финансовом состоянии предприятии, параметров и т.д.

Методы анализа рисков (эвристические, статистические, экспертные).

Анализ риска – разложение структуры объекта на элементы, установление взаимосвязей между ними с целью выявления источников, факторов и причин различного вида риска, сопоставление возможных потерь и выгод.

Снижение неопределенности и риска при разработке упр решений (РУР) возможно с помощью: 1) Разработка сценариев реализации проекта представляет собой набор прогнозов по одному рассматриваемому решению, его реализации, а также возможным положительным и отрицательным последствиям. Сценарии фиксируются на бумаге в РС. Этапы разработки сценариев: - подробное описание задания: цель, ситуация, проблема.

- выдача задания квалифицированному работнику по сценарию.

- совещание всех заинтересованных по обсуждению сценариев

- составление и утверждение окончательного сценария.

Сценарий содержит часто и количественные параметры (70 и 30%).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: