Имитационное моделирование

В случаях, когда в центре исследования – сложные явления, не поддающиеся аналитическим м/дам, имеющие нелинейный хар-р – для целей прогнозиров-я могут быть применены м/ды машинной имитации, т.е. м/ды экспериментального изучения соц-но-эк-ких систем с помощью ЭВМ.

Машинная имитация применяется, е/и реальный эк-кий эксперимент невозможен или в кач-ве подготовительного этапа для более обоснованного реш-я и проведении эксперимента. Формируется имитационная система, включающая:

¨ Имитационная модель(имитирующая исследовательский процесс)

¨ Набор алгоритмов и программ (предназначенный для диалога чел-ка и ЭВМ и реш-я различ-х задач, формир-е баз данных, ввод/вывод инф-и и т.д.).

ЭВМ осуществляет многовариантные расчеты по имитационной модели при различных задаваемых значениях вводимых переменных. В процессе а/за рез-тов расчетов делаются выводы о поведении системы без ее построения, без вмешательства в нее или без ее разрушения.

Принятие мер по снижению риска:

- создание резервов, запасов.

- совершенствование технологий, уменьшение аварийности производства

- улучшение информационного обеспечения

- распределение риска между участниками (гарантия, страхование, индексирование цен, залог имущества и др.).

При реализации проектов:

- разработка сценариев действий участников в определенной ситуации

- создание координационного центра, осуществляющего синхронизацию действий уч-ков при значительных изменениях условий реализации проекта.

57. Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии

Кризи с – это крайнее обострение противоречий в социально-эк-мической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потреб-стями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в упр-и, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.

Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Внешние связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, внутренние – с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может смягчать кризис или обострять его.

Влияния на экономические результаты выразятся в снижении всех показателей экономической эффективности, росте затрат, необходимых для функционирования предприятия.

Влияния на социально-экономические результаты деятельности фирмы выразятся в противоречии интересов и степени их удовлетворенности отдельного человека, социальных групп или классов общества.

По мере развития социально-экономической системы наблюдается повышение роли человеческого фактора в антикризисном ее развитии, к-рое означает не исключение кризиса, не борьбу с ним, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разреш-е.

Антикризисное развитие – это не абсолютное отсутствие кризиса, а наличие таких кризисов, которые являются импульсом успешного, с позиций интересов человека, развития. Цель и интересы может иметь только человек. Именно они яв-ся основой распознавания кризисов и упр-я их преодолением.

Признаки кризиса дифференцируются, прежде всего, по его типологической принадлежности: масштабы, проблематика, острота, область развития, причины, возможные последствия, фаза проявления.

Виды кризисов Существуют общие и локальные кризисы. Общие охватывают всю соц-но-эк-кую систему, локальные – только часть ее. Это разделение кризисов по масштабам проявления.

По проблематике кризиса можно выделить макро- и микрокризисы. Макрокризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики. Микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем.

Главной особенностью кризиса яв-тся то, что он, будучи даже локальным или микрокризисом, как цепная реакция, может распространяться на всю систему или всю проблематику разв-я. Потому что в системе суще-ет органическое взаимодействие всех элементов и проблемы не решаются по отдельности. Но это возникает тогда, когда нет упр-я криз-ными ситуациями, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация разв-я кризиса. Псевдокризис – это проявление кризисных признаков в «здоровой» эк-кой системе. Псевдокризис может быть спровоцированным, н-р, с целью вытеснения конкур-в с рынка, а также вуалирования опред-х действий уч-ков делового оборота.

По структуре отношений в соц-но-эк-кой системе, по дифференциации проблематики ее разв-я можно выделить отдель-е группы эк-х, соци-х, орг-х, технолог-х, психолог-х кризисов. Эк-е кризисы отражают острые противоречия в эк-ке страны или эк-ком состоянии отдельного п/п-я, фирмы. Соц-е кризисы возникают при столкновении интересов различных соц-х групп или образований: раб-ков и работодателей, профсоюзов и предпринимателей и т.д. Организ-ные кризисы прояв-ся как кризисы разделения и интеграции деят-ти отдель-х подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов или дочерних компаний. Технологический кризис возникает как кризис новых технолог-х идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Психологические кризисы прояв-ся в виде стрессов, страхов, неуверенности, неудовлетв-сти и т.д. Это кризисы в соци-но-психолог-ом климате общества, коллектива или отдельной группы.

По непосредственным причинам возникновения кризисы разделяются на природные, общественные, экологические. Первые вызваны природными условиями жизни и деят-ти чел-ка, вторые общественными отношениями во всех видах их проявления. Экологические кризисы возникают при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека.

Кроме того, кризисы м.б. предсказуемыми и неожиданными, явными и латентными, глубокими и легкими.

Кризис может также предоставить новые возможностиразвития организации. Выразится это, прежде всего, в общем ослаблении всех участников делового оборота (при макрокризисе), что отразится в ослаблении конкурентной борьбы, в необходимости срочного введения инноваций в деятельность компании, которые позволят перейти на новый качественный уровень деятельности организации, в возникновении в следствие кризиса принципиально новых направлений деятельности в существующей области и т.д.

58. Пять основ-х конкур-х стр-гий по М. Портеру, их хар-ка.

Стр-гия конкур-ции -это набор м/дик и инициатив, направленных на привлечение и удовлетворение клиентов, противостояние конкурентам и укрепления позициина рынке.сущ-ет 5 видов стр-гий по М. Портеру. 1. Стр-я лидерсва по издержкам – привлечение покупателей за счет минимизации издержек произ-ва тов-в и услуг. 2. Стр-я широкой дифференциации – привлечение покуп-й за счет максим-го отличия продукции компаний от анологичной продкуции конкурентов. 3. Стр-я оптимальных издержек – повышение потребит-й ценности за счет более высокого кач-ва при ценах на уровне конкурентов или ниже(избрав эту стр-гию, п/п-е должна снизить издержки и соответственно цены, сохранив либо повысив кач-во продукции). 4.Сфокусированная (нишевая) стр-я на базе низких издержек - ориентация п/п-и на узкий сегмент покупателей и вытеснение конкурентов за счет более низких издержек произ-ва. 5. Сфокусированная стр-я на базе дифференциации продукции -ориентация на узкий сегмент пок-лей и вытеснение кону-тов за счет предложения тов-в или услуг, лучше удовлетворяющих потребности покупателей.

Америк-й ученый Портер в 1975-80 гг.в период замедления роста и стагнации во многих отраслях пром-ти разработал концепцию конкур-й стратегии. В центре внимания предп-я стоит не только удовлетворение потребностей пок-лей, но и так называемые конкурир-е силы рынка. Портер выделил 5 движущих сил конк-ции: 1.внутри-отраслевая конкур-я, 2.угроза со стороны новых конкур-в, 3.сильная позиция поставщиков, 4. сильная позиция покупателей, 5. угроза со стороны продуктов-заменителей.

Для получения прибыли выше средней п/п-е должно иметь сильную позицию по отношению к конкурентам. Отправные пункты для построения и защиты сильной позиции: затраты; незаменимость продукта с точки зрения покупателя; объем обработки рынка.

Исследования Портера привели к следующему выводу: прежде всего крупные п/п-я с большей долей рынка, с одной стороны, и небольшие специализированные п/п-я с другой, имеют шанс достичь требуемого уровня рентабельности. Отсюда следует: опасность средней позиции; рекомендация всем п/п-ям, не имеющим ср-тв или способностей для достижения лидерства на рынке, сконцентрировать свою работу на опред-м сегменте и наращивать там преимущества по отношению к конкурентам.

На основе факторов, наиболее значимых для конкурентной позиции п/п-я, Портер построил так назыв-ю матрицу конкур-и. Выяснение особенностей исходной ситуации- основа для оценки, какая из позиций в матрице может принести предпр-ю наибольший успех. Модель Портера пригодна прежде всего для генерирования стратегий в расколотых, молодых, стагнирующих и зрелых отраслях, отличающихся с точки зрения концентрации, степени зрелости рынка и интенсивности мировой конкуренции.

Чтобы опередить своих конкурентов, необходимо, по Портеру, сконцентрироваться на одной из трех стратегий. 1. Лидерство в области затрат. Осн-я идея: все действия и реш-я п/п-я должны быть направлены на сокращение затрат. Прочие хар-и (кач-во, сервис), хотя и яв-ся подчиненными, но не должны совсем оставаться без внимания.

Необходимые предпосылки: большая доля рынка и другие существенные преимущества; строжайший контроль расходов; использ-е возможностей затрат, н-р снижение расходов на исследования, сервис, рекламу.

Преимущества стратегии Портера: п/п-я с наименьшими затратами получают прибыль даже в том случае, когда другие конкуренты в рез-те сильной борьбы попали в зону убытка; преимущество в затратах защищает от сильных пок-лей, к-рые не могут опустить цены ниже, чем затраты второго по эфф-ти продавца; низкие затраты дают преимущества по отношению к поставщикам, т.к. повышение цен меньше всего задевает лидера; низкие затраты создают высокие входные барьеры на рынках; при появлении продуктов-заменителей; лидер по затратам имеет большую свободу действий, чем его конкур-ты.

2. Стратегия дифференцирования. Основная идея: продукт предпр-я должен отличаться от продукции конкурентов и иметь нечто неповторимое с точки зрения потребителей. В этом случае можно установить высокую цену. Затраты играют второстепенную роль.

Необходимые предпосылки: особая известность предпр-я; широкие исследования; соответствующий дизайн; применение материалов высокого кач-ва; интенсивная работа с потребителями; учет отношения цена- кач-во.

Преимущества дифференц-я: потребители связываются с маркой, их чувствительность к цене снижается, что дает преимущества по отнош-ю к конкурентам с более низкими затратами; лояльность клиентов и неповторимость продукта создает высокие входные барьеры на рынок; высокая прибыль облегчает отношения с поставщиками; своеобразность продукта ослабляет влияние крупных клиентов, высокая лояльность клиентов дает действенную защиту против продуктов- заменителей.

3. Концентрация на сегменте. Основная идея: обработка одного или нескольких сегментов рынка и достижение там или лидерства по затратам, или того или другое вместе. Возможные сегменты: избранные группы клиентов; географически ограниченные рынки.

Необходимые предпосылки: п/п-е должно обрабатывать сегмент рынка эфф-нее, чем конкуренты, противостоящие на общем рынке; преимущества двух выше сказанных стратегий по отношению к 5 конкурирующим силам могут быть реализованы и на опред-м сегменте рынка.

Критика концепции: концепция стратегии в конкуренции предусматривает наличие особой позиции по отношению к конкурентам; как достичь этих преимуществ, остается неизвестным. Концентрация на одной из этих стратегий может быть опасна в тех ситуациях, которые харак-ся быстрым изменением рыночных условий и условий окружающей среды.

Риск, связанный с отдельными стратегиями матрицы Портера:

1. Риск лидерства в области затрат: принципиальные технологические изменения могут обесценивать прежние инвестиции и эффект обучения; конкуренты могут перенять методы снижения затрат; концентрация на затратах ведет к неспособности своевременно распознать изменения требований рынка; непредсказуемые повышения затрат, например стоимости сырья и энергии, могут привести к уменьшению разрыва в ценах по сравнению с конкурентами, так что преимущества дифференцир-я не смогут быть более уравновешаны.

2. Риск дифференциации: отрыв в цене лидера по затратам может стать настолько большим, что для покупателей финансовые соображения будут важнее, чем верность марке; характер-ка продукта, на которой основывается дифференцирование (особое высокое качество или броский дизайн), может в результате изменения системы ценностей у потребителя потерять свое значение; подражания уменьшают преимущества, связанные с диффер-м.

3. Риск концентрации: различие в ценах продуктами специализированных предпр-й и предпр-й, работающих на общем рынке, может стать настолько большим, что преимущества, которые имеют специфические для сегмента товары в глазах потребителя, не оправдают разницы в цене; всегда имеется опасность уменьшения различий му желаниями сегмента и всего рынка; конкуренты могут найти внутри сегмента подсегменты и специализироваться еще сильнее.

 

 

59.Сегментация рынка: цель, мотивы и критерии сегментации. Сeгмeнтaция - этo пpoцecc выявлeния нa pынкe и пpoфилиpoвaния oтдeльныx гpyпп пoкyпaтeлeй, иcпытывaющиx пoтpeбнocть в oпpeдeлeннoм тoвape или ycлyгe. Пpoфилиpoвaниe - ycтaнoвлeниe oтдeльныx xapaктepиcтик (кpитepиeв), oбъeдиняющиx пoтpeбитeлeй в caмocтoятeльныe гpyппы. Пpи paздeлeнии pынкa нa oтдeльныe ceгмeнты нeoбxoдимo coблюдaть pяд ycлoвий: - чeткocть oчepтaний ceгмeнтa - ключeвыe xap-ки ceгмeнтa дoлжны чeткo oтличaтьcя oт xapaктepиcтик cмeжныx ceгмeнтoв;

- дocтyпнocть - выдeлeнный ceгмeнт дoлжeн быть дocтyпeн для cбopa нeoбxoдимoй pынoчнoй инфopмaции;

- вeличинa - ceгмeнт дoлжeн быть дocтaтoчнo бoльшим, чтoбы oбecпeчивaть дoxoднocть фиpмы;

- пpoзpaчнocть - ceгмeнт дoлжeн быть дocтyпeн для иcпoльзoвaния в нeм эффeктивныx мeтoдoв cбытa. Пpoцecc ceгмeнтaции имeeт для фиpмы cтpaтeгичecкoe знaчeниe, пocкoлькy пpивoдит к oпpeдeлeнию oблacти ee дeятeльнocти и к идeнтификaции фaктopoв, ключeвыx для дocтижeния цeли.

Этапы сегментации: а) выбор критерие сегментации и м/дов осущ-ия сегментации; б) описание полученных сегментов; в) оценка привлекат-ти сегментов и выбор целевого сегмента.

Кaждaя фиpмa, выxoдящaя нa pынoк, дoлжнa oпpeдeлить для ceбя, бyдeт ли oнa пpeдлaгaть тoвapы и ycлyги для вcex вoзмoжныx пoтpeбитeлeй, либo cфoкycиpyeт cвoи ycилия нa oтдeльныx цeлeвыx гpyппax, пpeдлaгaя peшeния, aдaптиpoвaнныe к cпeцифичecким пpoблeмaм. С этoй тoчки зpeния вoзмoжны тpи видa cтpaтeгии мapкeтингa:

- мaccoвый - вид мapкeтингa, к-pый xapaктepизyeтcя мaccoвым пpoизв-вoм и мapкeтингoм oднoгo пpoдyктa, пpeднaзнaчeннoгo cpaзy для вcex пoкyп-лeй;

- пpoдyктнo-диффepeнциpoвaнный - вид мapкeтингa, к-pый xapaктepизyeтcя пpoизв-вoм и мapкeтингoм нecкoлькиx пpoдyктoв c paзличными cвoйcтвaми, пpeднaзнaчeнныx для вcex пoк-й, oднaкo paccчитaнныx нa paзныe иx вкycы;

- цeлeвoй мapкeтинг - вид мap-гa, к-pый xapaктepизyeтcя тeм, чтo ocyщ-cя пpoиз-вo и мapк-г пpoдyктoв, paзpaбoт-x cпeц-нo для pынoчныx ceгмeнтoв.

Сeгмeнтaция pынкa мoжeт быть пpoвeдeнa нa ocнoвe paзличныx кpитepиeв, выбop кoтopыx пpeдoпpeдeляeтcя нaзнaчeниeм тoвapa. Для pынкoв пoтpeбитeльcкиx тoвapoв чaщe вceгo иcпoльзyютcя cлeдyющиe пpизнaки:

1 дeмoгpaфичecкиe - вoзpacт, пoл пoтpeбитeлeй, paзмep и жизнeнный цикл ceмьи, кoличecтвo дeтeй;

2 coциaльнo-экoнoмичecкиe - poд зaнятий, oбpaзoвaниe, ypoвeнь дoxoдoв, coциaльнaя пpинaдлeжнocть;

3 пcиxoгpaфичecкиe - cтиль жизни, ocoбeннocти личнocти;

4 пoвeдeнчecкиe - пoвoд coвepшeния пoкyпки, иcкoмыe выгoды, интeнcивнocть пoтpeблeния, cтaтyc пoльзoвaтeля.

Для тoвapoв пpoизвoдcтвeннoгo нaзнaчeния выдeляют cлeдyющиe пpизнaки ceгмeнтaции(критерии сегментации корпоративных потреб-ей)

1 Производственно-экономич.: сост.отрасли и п/п-потребителя, технол-е проц-сы, использ-е п/п-ем –потребителем, масштабы фирм;

2 Специфика орг-ции закупок: скор.и сроки поставок, усл-ия и мет-ды расчетов, формы взамод-ий;

3 Личностные хар-ки лиц, от кот. зав-ит предостав-е заказа.

В кaчecтвe yнивepcaльнoгo пpизнaкa ceгмeнтaции выcтyпaeт гeoгpaфичecкий пpизнaк - вeличинa peгиoнa, плoтнocть и чиcлeннocть нaceлeния, климaтичecкиe ycлoвия, oтдaлeннocть oт пpeдпpиятия-изгoтoвитeля.

Мет-ды сегм-ции: 1 Мет-д группировок- сост-ит в последовательной разбивке совок-ти объктов на гр-пы по значимым признакам.

Жен. Село выс.уров.дох. часто пок-ют

Полн-я сов. Город ср.уров.дох. редко пок-ют

Муж. Низк.уров.дох.

 

2 Мет-д многомерного статистич-ого ан-за: классиф-ия произв-ся по комплексу анализ-ых признаков одновр-но (Напр-р и жен.и муж.использ-ся принцип комплексности).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: