Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 254, поскольку в диспозиции статьи не указано другое, характеризуется умышленной и неосторожной виной

Следует оговориться, однако, что наказание, которое может быть назначено по ч. 1 ст. 254 УК, явно не соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного деяния. Состав не охватывает не только умышленное причинение вреда здоровью человека любой степени тяжести, но и неосторожное причинение вреда средней тяжести или тяжкого. Они требуют дополнительной квалификации по статьям, предусматривающим ответственность за преступления против личности. Наказание за порчу земли должно быть ужесточено.

Субъект преступления - специальный. Им выступает лицо, достигшее шестнадцати лет, обязанное соблюдать правила обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами.

Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 254 УК) предусматривает ответственность за порчу земли, совершенную в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

В ч. З ст. 254 УК содержится особо квалифицированный состав преступления - порча земли, повлекшая по неосторожности смерть человека. В отличие от ч. 1 статьи законодатель здесь прямо указывает на неосторожное отношение виновного к наступившим последствиям.

Порча земли, предусмотренная ч. 1 ст. 254 УК, отнесена законодателем к категории преступлений небольшой тяжести; предусмотренная ч. 2 и 3 статьи - к категории преступлений средней тяжести.

Преступлением в области земельного правопорядка можно считать регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения (ст. 170 УК РФ).

В какой-то мере дискуссионными являются высказывания некоторых авторов, которые включают в перечень «земельных» преступлений те, что входят в группу экологически опасных общественных деяний, одновременно причиняющие ущерб земельным ресурсам. Речь идет о нарушении правил охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ), нарушении охраны окружающей среды (ст. 246 УК РФ), нарушении режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ).

И совершенно неприемлемо относить к «земельным» преступлениям такие составы, как уничтожение или повреждение имущества (ст. 167, 168 РФ), ведь земля — это объект природного происхождения. В ГК РФ она лишь приравнена к имущественным объектам для удобства функционирования рыночного земельного оборота. К тому же повреждение земли как имущественного объекта по существу особо изложено в статье 254 УК РФ о порче земли.

Основным видом названной ответственности выступает административный штраф, налагаемый уполномоченными органами государственного земельного контроля за нарушение земельного правопорядка. Земельные правонарушения, за которые может применяться административная ответственность, к сожалению, ныне не перечислены в Земельном кодексе РФ. Они поименованы в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях не как самостоятельная правовая категория, а в виде разновидности административных правонарушений в области охраны собственности либо в области охраны окружающей природной среды и природопользования (главы 7 и 8 КоАП РФ).

Первую группу земельных правонарушений составляют: самовольное занятие земельного участка; уничтожение межевых знаков границ земельных участков; пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией); самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых; самовольная добыча янтаря; самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения лицензии; самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; самовольное занятие участка лесного фонда или уничтожение леса, не входящего в лесной фонд; самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участками леса, не водящего в лесной фонд, или водными объектами; проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия; ведение археологических разведок и раскопок без разрешения; незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения.

Другую группу земельных правонарушений, поименованных как правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования, составляют: порча земли; невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; использование земель не по целевому назначению; невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов и некоторые иные.

«Разброс» земельных правонарушений среди разных видов административных правонарушений - это, на наш взгляд, неудачная законодательная практика классификации административных правонарушений.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) физического, юридического или должностного лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Процессуальный порядок применения мер административной ответственности регламентирован в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: