Прогноз ситуации на рынке труда РФ

Российский рынок труда достаточно динамичен. Он находится в постоянном движении, что определяется социально-экономическим положением, структурными изменениями, а также изменениями в законодательстве.

Как известно, с 2008 г., под влиянием мирового экономического кризиса, началось ухудшение экономической ситуации в стране. Главным негативным процессом, постигшим Россию, стал рост безработицы. Однако по прогнозам Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России, численность трудоспособного населения к 2016 году уменьшится на 9,8 млн. человек и будет составлять 58% в общей численности населения. Такая ситуация сохранится вплоть до 2030 года. Вследствие чего можно сделать вывод, что будет ожидаться дефицит трудовых ресурсов и усиление иммиграционного прироста в стране.

На сегодняшний день предложение труда и спрос на него в большей степени сконцентрированы в центральных регионах. В остальных регионах спрос значительно превышает предложение. Исходя из этого, можно спрогнозировать продолжение такой же тенденции в будущем.

Стоит ожидать увеличения мобильности наемных рабочих из одной компании в другую. Огромную роль в данной ситуации сыграют мотивационные программы. Такие, как наличие «белой» зарплаты и «социального пакета».

Проблема превышение спроса над предложением труда, т.е. нехватки персонала, будет решаться на нескольких стадиях. Будут снижены требования к трудовому стажу, ибо уже сейчас привлекаются выпускники ведущих ВУЗов.

Требования компаний к знанию иностранных языков будут значительно снижены. Уже на данный период времени эта тенденция прослеживается в ряде крупных компаний (Procter&Gamble, Mars, Pepsi-Cola) Происходит старение персонала. На те специальности, на которые требовались наемные работники «до 25 лет», показатель возраста увеличился «до 35 лет». Можно говорить о дальнейшем развитии этой тенденции.

Увеличится роль привлечения наемных работников из других регионов, т.к. трудовое население России характеризуется низкой мобильностью. На данном этапе государство разрабатывает программы, стимулирующие повышение мобильности населения. Однако они носят лишь словестный характер.

Определенные же сектора экономики сохранят в себе достаточно высокую долю иммигрантов.

В долгосрочной перспективе потребность в персонале будет расти, особенно в сфере Информационных технологий и Телекоммуникаций (беспроводные технологии, внедрение и развитие ERP-систем и др.), финансов и инвестиций (IPO, банковская розница), медицины (включая специалистов по биотехнологиям и генной инженерии), производства (инженеры и технологи).

Можно с уверенностью сказать о дальнейшем увеличении разрыва между спросом и предложением на рынке труда. Следовательно, для привлечения и удержания квалифицированных сотрудников компаниям придется тратить все большее количество денежных средств, разрабатывать мотивационные программы, более гибко подходить к требованиям по опыту кандидатов, снимать возрастные ограничения.

Подводя итоги третьей главы, можно говорить о том, что государственная политика в области занятости в России призвана охватывать регулирование заработной платы, стимулирование создания новых рабочих мест и развития предпринимательства, оказание помощи безработным в организации собственного дела, создание сети предприятий защищенной занятости для инвалидов, организацию переподготовки работников, организацию общественных работ, выплату пособий по безработице.

С помощью ряда мер, представленных выше, можно оказать помощь государству в достижении целей, связанных с регулированием рынка. Ведь, судя по прогнозу развития российского рынка труда, некоторые отрасли экономики будут испытывать нехватку кадров по причинам, которые связанны с социально-трудовыми условиями.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование рынка труда имеет особое значение для экономики каждой страны. В России его становление началось еще в период планового хозяйства, когда страна испытывала множество трудностей. Однако на втором этапе развития ситуацию на данном рынке удалось стабилизировать, наметился интенсивный экономический подъем. Исходя из событий сегодняшнего дня, можно констатировать, что окончательно российский рынок труда сформировался лишь к началу XXI века.

Можно с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

Современный рынок труда в России обладает рядом специфических черт, которые обусловлены сложившимися социально-политическими и экономическими условиями. Он все еще дифференцирован, поскольку функционирует под воздействием экономического спада и структурной перестройки хронического бюджетного дефицита, в условиях только зарождающейся многоукладной экономики, господства монополизма, неразвитости рынков инвестиции, информации, которую сдерживает перелив капитала и труда между отраслями и регионами страны, усиливая разбалансированность спроса и предложения рабочей силы.

Как показал анализ, современный российский рынок труда имеет достаточно сложное устройство. Существуют определенные типы рынков труда, такие как внешний и внутренний, классический, гибкий, регулируемый и нерегулируемый, первичный и вторичный рынки труда. Каждый из них особенен по-своему и отвечает определенным критериям.

Также рынок труда обладает непростой структурой, которая включает в свой состав: субъекты рынка труда, законодательно-правовые нормы социально-трудовых отношений, конъюнктура рынка труда, инфраструктура рынка труда, система социальной защиты и др. Данные элементы в совокупности способствуют успешному функционированию и развитию нашего рынка труда.

Однако нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.

Государственный сектор экономики в настоящее время не только сокращает свои масштабы, но и утрачивает однородность. Вновь образующиеся организационные структуры не поглощают полностью избыток рабочей силы, высвобождаемой с государственных предприятий. Это приводит к сокращению общего числа рабочих мест, а, следовательно: снижению спроса на рабочую силу.

Вследствие этого одной из существенных проблем России на современном этапе развития, является такое сложное социальное явление, тесно связанное с рынком труда, как безработица. Ее воздействие на данный рынок достаточно велико. Показатель безработицы в России далеко не самый низкий, однако некоторые развитые страны Европы сильно уступают нам. Это говорит о наличие положительной тенденции к уменьшению числа безработных.

Снижению безработицы на российской экономической арене должен поспособствовать государственный сектор. Проводя политику занятости населения, государство нацелено устранить проблему и безработицы, и полной занятости населения.

Таким образом, проанализировав рынок труда РФ, можно сказать, что он имеет достаточно сильную тенденцию к дальнейшему успешному развитию, которое выведет его на новый уровень.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: