double arrow

Финансы некоммерческих организаций. В соответствии с законодательством РФ некоммерческие организации создаются для достижения социальных

 

В соответствии с законодательством РФ некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи. Результатом хозяйственной деятельности некоммерческих организаций является создание социально-необходимых товаров и услуг. Таким образом, финансы некоммерческой организации – это отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов организации для достижения целей деятельности предусмотренных в уставе. Основная цель деятельности некоммерческой организации - производство социально-значимых товаров и услуг.

Финансовые отношения некоммерческих организаций возникают:

· между некоммерческой организацией и ее учредителями, членами, участниками по поводу создания и организации деятельности, внесения членских взносов;

· между некоммерческой организацией и грантодателями, пожертвователями, по поводу получения финансовой помощи и целевого финансирования;

· между некоммерческой организацией и бюджетами органов государственной власти и органов местного самоуправления по поводу уплаты налогов и сборов;

· между некоммерческой организацией и бюджетами органов государственной власти и органов местного самоуправления по поводу предоставления бюджетных ассигнований, размещения государственного (муниципального заказа);

· между некоммерческой организацией и ее сотрудниками по поводу выплаты заработной платы и социальных пособий, дополнительных вознаграждений за счет полученной прибыли или доходов;

· между некоммерческой организацией и кредитными организациями по поводу предоставления кредитов, погашением кредитов и выплатой процессы;
между некоммерческой организацией и коммерческими организациями в связи с осуществлением предпринимательской деятельности;

· между некоммерческой организацией и государственными внебюджетными фондами по поводу уплату обязательных страховых взносов.

В отличие от коммерческих организаций некоммерческие организации существуют в разнообразных организационно правовых формах. К некоммерческим организациям относятся религиозные и общественные организации, учреждения, фонды, потребительские кооперативы, госкорпорации, ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства и другие организационно-правовые формы, определенные законодательно. Особенное место занимают организации государственного и муниципального сектора управления: автономные, бюджетные и казенные учреждения.

Специфика финансового механизма некоммерческих организаций связана с определенным видом деятельности. Например, часть доходов бюджетных учреждений в области здравоохранения формируется за счет средств обязательного медицинского страхования, выделяемых ТФОМС, часть – за счет ассигнований из бюджета, часть за счет предоставления платных услуг, часть – за счет организации деятельности, приносящей доход. Некоммерческие организации в сфере искусства формируют доходы за счет субсидий из бюджетов, доходов от представления платных услуг, сдачи имущества в аренду, пожертвований и спонсорских взносов. Но удельных вес различных типов доходов зависит от типа учреждений культуры и искусства. Современная реформа бюджетного сектора в России дала возможность организациям в сфере образования делать выбор: между организационно правовой формой бюджетного учреждения с расширенным набором прав и автономным учреждением. Во втором случае образовательное учреждение обладает значительными возможностями по получению дополнительных доходов сверх бюджетных субсидий. Оно может получать доходы по ценным бумагам, по операциям с имуществом, получать проценты по депозитам, получать кредиты, предоставлять платные услуги. Если образовательное учреждение имеет статус бюджетного учреждения, то помимо бюджетных субсидий оно будет получать доходы от предоставления платных услуг, и пр., но ему запрещено получать банковские кредиты, осуществлять операции с ценными бумагами, размещать депозиты в коммерческих банках.

В своей деятельности некоммерческие организации опираются на следующие принципы: финансовой ответственности, ответственности перед бюджетами органов государственной власти и органов местного самоуправления, ответственности за результаты хозяйственной деятельности. Для некоммерческих организаций свойственен принцип полной или частичной самоокупаемости. Но для казенного учреждения использует принцип сметного финансирования.

Первоначальные финансовые ресурсы некоммерческие организации формируют за счет вносов учредителей, добровольных имущественных взносов и пожертвований, средств бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления (за счет последних формируется финансовая база бюджетных, автономные и казенных учреждений).

Полученные финансовые ресурсы некоммерческая организация тратит на приобретение основных и оборотных средств необходимых для производства товаров или оказание услуг, заработную плату персонала, уплату налогов и обязательных страховых взносов в бюджетную систему.

В процессе деятельности некоммерческая организация в качестве источников финансовых ресурсов может использовать регулярные и единовременные поступления от учредителей; членские взносы; добровольные имущественные взносы и пожертвования; безвозмездные перечисления физических и юридических лиц, выручку от реализации товаров и услуг; доходы от операций на финансовом рынке, средства из бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Ассигнования из бюджетов могут быть источником финансирования деятельности как государственных (муниципальных) учреждений, так и негосударственных некоммерческих организаций. Автономным и бюджетным учреждениям субсидии из бюджетов выделяются в соответствии с заданием учредителя и на иные цели, предусмотренные законодательством (например, на закупку техники, оборудования и их установку, приобретение программного обеспече­ния, обучение и повышение квалификации специалистов, проведение аудита). Негосударственным учреждениям, могут предоставляться бюджетные субсидии, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказа­ние указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). Объем субсидии исчисляется на основе нормативов затрат, на предоставление государственной (муниципальной) услуги или выполнение государственного задания.

Бюджетные и автономные учреждения могут получать бюджетные инвестиции. Согласно ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ бюджетные инвестиции — это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

Некоторые казенные или бюджетные учреждения, частные некоммерческие организации оказывают платные услуги (например, театры продают билеты на свои спектакли, музеи берут плату за вход или проведение экскурсий и пр.) В этом случае источником финансовых ресурсов некоммерческих организаций будут доходы от предоставления платных услуг.

Для некоммерческих организаций, как было отмечено ранее, извлечение прибыли не является основной целью деятельности, но законодательство разрешает заниматься деятельностью, приносящей доходы (предпринимательской деятельностью), что дает им возможность получать дополнительные средства на достижение уставных целей. Предпринимательской деятельностью признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающее целям создания некоммерческой организации, приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных или неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах н вере в качестве вкладчика. Лишь в одном случае некоммерческой организации фактически запрещено заниматься предпринимательской деятельностью – ассоциации (союзу).

Казенные учреждения, автономные и бюджетные учреждения могут заниматься деятельностью, приносящей доходы. Исключения составляют некоторые типы казенных учреждений. К доходам деятельности, приносящей доходы, относятся: доходы от собственности, выручка от предоставления услуг по рыночным ценам, целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей и пр.

Доходы, полученные в результате предпринимательской деятельности или деятельности приносящей доходы, поступают в распоряжение некоммерческих организаций, за исключением доходов казенных учреждений. Полученные доходы казенных учреждений зачисляются в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Полученная выручка от предпринимательской деятельности является еще одним источником финансовых ресурсов некоммерческой организации. Полученная в этом случае прибыль после налогообложения не распределяется между участниками (исключение составляют потребительские кооперативы), а расходуется на уставные цели некоммерческой организации, ради которых она создана.

Расходы, финансируемые за счет полученной прибыли распределятся следующим образом:

1. административно-управленческие расходы (расходы на заработную плату, содержание имущества, расходы на приобретение основных средств и расходных материалов, расходы на проведение аудита, расходы на управление некоммерческой организацией или ее отдельными структурными подразделениями);

2. расходы, связанные с организацией деятельности, приносящей дополнительный доход (например, расходы на рекламу);

3. расходы по выполнению программ и мероприятий, на которые получены средства целевых поступлений;

4. расходы по выполнению программ, на которые получены средства бюджетов.

Некоммерческой организации предоставлено право получать дополнительные доходы от операций на финансовом рынке, хотя для некоторых существуют ограничения и запреты. Некоторые некоммерческие организации имеют право использовать заемные средства (например, автономные учреждение) а некоторые нет (бюджетные, казенные учреждения). Бюджетное учреждение также не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами

Некоторые виды некоммерческих организаций имеют право создавать специальный источник финансирования деятельности – целевой капитал. Целевой капитал некоммерческой организации - сформированная за счет пожертвований, внесенных жертвователем (жертвователями) в виде денежных средств, часть имущества некоммерческой организации, переданная некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций, в порядке, предусмотренном законодательством.

Минимальный размер целевого капитала составляет 3 000 000 руб., а минимальный срок, на который может быть создан целевой капитал, по общему правилу Федерального закона— 10 лет.

Формирующие целевой капитал денежные средства, в том числе иностранная валюта, могут быть размещены в государственные ценные бумаги РФ, субъектов РФ, облигации иных российских эмитентов; акции российских эмитентов; государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов; ипотечные ценные бумаги, инвестиционные паи закрытых паевых инвестиционных фондов, инвестиционные паи интервальных паевых инвестиционных фондов; инвестиционные паи открытых паевых инвестиционных фондов; объекты недвижимого имущества; депозиты в рублях и иностранной валюте в кредитных организациях. Управлять имуществом, составляющим целевой капитал, должна специализированная управляющая компания.

Доходы от целевого капитала могут направляться исключительно для использования в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), искусства, архивного дела, социальной помощи (поддержки).

Некоммерческая организация вправе использовать используют полученные от использования целевого капитала доходы на финансирование административно-управленческие расходов, но не более 15% суммы дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал.

Не все некоммерческие организации могут создавать целевой капитал. Например, фонд, можетполучать пожертвования, формирующие целевой капитал; ассоциация может быть получателями доходов от его инвестирования; госкорпорации не вправе ни формировать в собственности целевой капитал, ни получать доходы от его инвестирования.

Все некоммерческие организации уплачивают обязательные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Как налоговые агенты все некоммерческие организации исчисляют и уплачивают в бюджеты налог на доходы физических лиц. Организуя уставную деятельность, некоммерческая организация уплачивает в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления налог на добавленную стоимость, налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог. Налоговое законодательство РФ предусматривает существенные налоговые льготы при уплате налогов некоммерческими организациями. Если некоммерческая организация занимается предпринимательской деятельностью или деятельностью приносящей доходы, то оно уплачивает налог на прибыль в соответствии с требованиями налогового законодательства.

Ответственность за результаты деятельности некоммерческая организация несет в порядке, применяемом к юридическим лицам. Оно может быть ликвидировано, преобразовано в другую организационно правовую форму и объявлено банкротом. По отношению к долговым обязательствам некоммерческие организации могут нести полную или частичную ответственность. Например, субсидиарная ответственность по долгам определена для потребительского кооператива, ассоциации и учреждения. Автономная организация несет ответственность по своим долгам, учредители не отвечают по ее обязательствам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: