Для обеспечения стабильности экономического развития, обеспечения бесперебойного воспроизводственного процесса и наиболее полного удовлетворения потребностей экономических субъектов в финансовых ресурсах органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и домохозяйства применяют различные инструменты финансового механизма для воздействия на финансовые отношения, т.е. управляют финансовыми потоками соответственно на макроуровне, в рамках отдельной организации и домохозяйства. При этом под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели или определенного результата. Очевидно, что цели управления финансами определяются в ходе разработки финансовой политики органов государственной власти и органов местного самоуправления, стратегических и текущих финансовых решений организаций и домохозяйств, то есть результат управления заключается в достижении целей и задач финансовой политики на макроуровне и реализации соответствующих финансовых решений на микроуровне.
Поскольку в финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений и соответствующие им финансовые ресурсы, отсюда управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Управление финансами осуществляется на основе действующей правовой базы, регулирующей как финансовые отношения на макро- и микроуровнях, так и деятельность специально созданных субъектов управления финансами.
В ходе управления финансами последние выступают как объект управления. Рассматривая финансы в таком качестве, следует учитывать, что они являются объективной экономической категорией, поэтому управлять финансами необходимо через познание, изучение специфических свойств и возможностей этой категории. В тоже время без управления финансовыми отношениями и их материальными носителями – финансовыми ресурсами, невозможно эффективно развивать экономику государства. Под субъектами управления финансами в финансовой науке традиционно понимается совокупность организационных структур, непосредственно осуществляющих управление или иными словами органы управления финансами.
В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов:
· планирование;
· контроль.
Финансовое планирование и прогнозирование используются для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, условий финансово-хозяйственной деятельности организаций и предпринимателей, условий жизнедеятельности домохозяйств, изменений в конкретном периоде темпов роста их финансовых ресурсов, а также обеспечивают необходимый предварительный контроль за образованием и использованием финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях.
Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов.
Следует отметить, что данный принцип оперативного управления финансами используется не только в рамках организаций, но также и в процессе маневрирования бюджетными средствами в ходе исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы, что определено в статье 34 Бюджетного Кодекса РФ.
В статье 34 БК РФ определен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Необходимость такого управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления организациями финансово-хозяйственной деятельности, тенденций развития экономики государства в связи с разнообразными причинами.
В ходе оперативного управления финансами обеспечиваются стабильность экономического развития, устойчивость государственных и муниципальных финансов, финансово-хозяйственной деятельности организаций, решаются задачи обеспечения финансовой поддержки населения, предупреждаются и ликвидируются чрезвычайные ситуации в ходе функционирования экономики, ликвидируются их последствия, осуществляется маневрирование бюджетными средствами с целью выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы в складывающихся условиях. На уровне организаций при осуществлении оперативного управления финансами отслеживаются входящие и исходящие потоки (объемы) денежных средств, с тем, чтобы текущий (операционный) дефицит денежных средств постоянно восполнялся, а их излишек эффективно инвестировался с хорошей доходностью. Оперативное управление финансами организации непосредственно связано с обеспечением ее текущей финансовой устойчивости, а именно платежеспособности и ликвидности баланса.
Оперативное управление финансами осуществляют специально уполномоченные органы, к основным из которых в нашей стране на федеральном уровне относятся Министерство финансов РФ и подведомственные ему федеральные службы, на региональном уровне – финансовые органы субъектов РФ, на местном уровне – местные финансово-казначейские органы, а на уровне организаций - руководство организации и специально созданные финансовые службы (а при их отсутствии – бухгалтерия). Более подробно характеристика органов управления финансами в Российской Федерации будет дана в теме 10.
Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. В ходе финансового контроля осуществляется сопоставление текущих и плановых финансовых показателей, проверка адресного и целевого использования финансовых ресурсов, оценивается правомерность действий финансовых работников и руководителей организаций, министерств и иных органов исполнительной власти, непосредственно участвующих в распределении финансовых ресурсов на соответствующем уровне управления, оценивается эффективность использования финансовых ресурсов экономическими субъектами.
С переходом к рыночным отношениям изменилась цель финансового контроля – от контроля за выполнением плана в условиях централизованной плановой экономики к контролю за соблюдением законодательства и эффективным распределением финансовых ресурсов. Финансовый контроль осуществляется также в ходе финансового планирования и прогнозирования, когда при составлении финансовых прогнозов и финансовых планов осуществляется оценка финансовых последствий предполагаемых реформ, разрабатываемых программ, законов, инвестиционных проектов, отслеживаются долгосрочные негативные тенденции в развитии экономики, ее отдельных отраслей и организаций с целью своевременного принятия соответствующих мер и предупреждения различного рода нарушений.
Рыночные условия хозяйствования обусловливают необходимость постоянной корректировки действующего механизма управления финансами на макро- и микроуровнях, разработки принципиально новых методов управления финансами, которые должны обеспечить финансовую самостоятельность административно-территориальных образований на территории РФ, финансовую устойчивость организаций, их инвестиционную активность и создать другие необходимые условия для устойчивого и стабильного развития экономики и ее дальнейшего роста.
2. Финансовое планирование и прогнозирование как элемент управления финансами
Финансовое планирование - один из функциональных элементов управления финансами. В процессе финансового планирования экономические субъекты, органы государственной власти и местного самоуправления оценивают состав и структуру своих финансовых ресурсов, определяют возможность и способы увеличения их объема, направления наиболее эффективного использования. Финансовое планирование обеспечивает необходимый контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает условия для укрепления макроэкономической устойчивости и улучшения финансового состояния субъектов хозяйствования.
В рамках финансового планирования объектом планирования является формирование и использование финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, органов государственной власти, органов местного самоуправления. Соответственно, субъектами финансового планирования являются органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации.
Финансовое планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений и поступлений и финансовых отношений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику.
Цель финансового планирования - обеспечение воспроизводственных процессов финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-планами и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития.
Результатом финансового планирования является составление и принятие финансовых планов, разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ, бизнес-планов, бизнес-проектов. Финансовый план - это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период.
К основным задачам финансового планирования можно отнести:
· Определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования.
· Определение объема использования финансовых ресурсов и его направлений, установление приоритетов в расходовании средств.
· Обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов.
· Создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов.
· Определение экономически обоснованного размера финансовых резервов.
Финансовое планирование охватывает ряд этапов:
1) анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах;
2) расчет плановых показателей;
3) составление финансового плана как документа.
К основным методам финансового планирования относятся: метод экономического анализа, экстраполяции, нормативный, индексный, программно-целевой, балансовый, оптимизации плановых решений.
Основными финансовыми планами на общегосударственном и территориальном уровнях выступают бюджет (федеральный, региональный, местный) и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
К финансовым планам, составляемым субъектами хозяйствования, относятся баланс доходов и расходов, сводный бюджет, смета доходов и расходов, бюджетная смета, план финансово-хозяйственной деятельности. Вид финансового плана, разрабатываемого коммерческими и некоммерческими организациями, определяется их организационно-правовой формой, а также учредительными (уставными) документами.
Финансовое прогнозирование наряду с финансовым планированием является одним из функциональных элементов управления финансами и в условиях формирования и развития рыночного хозяйства, глобализации экономики приобретает все большое значение, т.к. позволяет оценивать последствия и регулировать стихийность рыночных процессов.
Финансовое прогнозирование представляет собой исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйствования и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования финансовых ресурсов на перспективу. Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребности в них, возможные варианты осуществления финансовой деятельности и представляет собой предпосылку для финансового планирования. Финансовое прогнозирование осуществляется в целях научного обоснования показателей финансовых планов и способствует выработке концепции развития финансов на прогнозируемый период.
К основной цели финансового прогнозирования можно отнести оценку предполагаемого объема финансовых ресурсов и определение предпочтительных вариантов финансового обеспечения деятельности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления в перспективе.
Задачами финансового прогнозирования являются:
· увязка материально-вещественных и финансово-стоимостных пропорций на макро- и микроуровнях на перспективу;
· определение источников формирования и объема финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и субъектов власти на прогнозируемый период;
· обоснование направлений использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и субъектами власти на прогнозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов;
· определение и оценка финансовых последствий принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления, субъектами хозяйствования решений.
Методы финансового прогнозирования можно сгруппировать и классифицировать следующим образом:
I. В зависимости от набора прогнозируемых показателей выделяют: методы, в которых прогнозируется один или несколько отдельных показателей (например, прибыль, амортизация, налоговые доходы бюджета и т.п.), и методы, позволяющие строить прогнозы в типовой или укрупненной номенклатуре статей.
II. В зависимости от используемых приемов расчета показателей прогноза выделяют такие специфические методы, как эконометрическое прогнозирование, математическое моделирование, экспертные оценки, построение трендов и составление сценариев.
Результатом финансового прогнозирования является составление финансового прогноза, который представляет собой систему научно обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития и состоянии финансовой системы, отдельных ее сфер и субъектов финансовых отношений. Прогнозы дают возможность рассмотреть различные варианты развития финансов, например, при благоприятных, усредненных и наихудших сценариях развития экономики, субъекта хозяйствования, конъюнктуры рынка и т.п.
Финансовые прогнозы в зависимости от периода прогнозирования могут быть краткосрочными (до 3 лет), среднесрочными (на 5-7 лет) и долгосрочными (до 10-15 лет). В зависимости от способа представления показателей финансовые прогнозы бывают точечные и интервальные. В зависимости от сценария развития территориального образования, субъекта хозяйствования финансовые прогнозы могут быть оптимистическими, реалистическими и пессимистическими.
В России на общегосударственном и территориальном уровнях краткосрочные финансовые прогнозы составляются в форме сводного финансового баланса Российской Федерации и среднесрочного финансового плана субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Субъекты хозяйствования самостоятельно решают вопрос о целесообразности составления финансовых прогнозов.