double arrow

Финансовый контроль, его место в управлении финансами

Контроль является одной из основных функций процесса управления и осуществляется в различных сферах деятельности общества. В связи с этим выделяют следующие виды контроля: экономический, статистический, финансовый, экологический, технический, административный и другие виды контроля.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых субъектами контроля по проверке деятельности всех субъектов финансовых отношений в процессе формирования, распределения и использования финансовых ресурсов с целью своевременного получения полной и достоверной информации о реализации принятых управленческих решений.

Цель финансового контроля заключается в своевременном получении полной и достоверной информации о ходе реализации управленческих решений и выявлении отклонений и нарушений в процессе управления финансами для принятия адекватных управленческих решений на макро– и микро– уровнях.

Цель финансового контроля реализуется путем решения определенных задач.

Основными задачами финансового контроля являются:

· обеспечение устойчивости финансовой системы и соблюдения финансовых интересов всех субъектов финансовой системы;

· создание условий для роста финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, а также законного, целесообразного и эффективного их использования;

· обеспечение результативности финансовой политики государства;

· предупреждение и пресечение правонарушений в финансовой сфере;




Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных основополагающих правил или принципов.

Основополагающие принципы финансового контроля, которые были положены в основу построения системы, прежде всего, государственного финансового контроля в Российской Федерации, были приняты IX Конгрессом Международной организацией высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 году в городе Лиме (Перу) и нашли свое отражение в Лимской Декларация руководящих принципов контроля.

К основным принципам финансового контроля относится следующие принципы: законность, независимость, объективность, гласность, ответственность, разграничение функций и полномочий, системность.

Принцип законности предусматривает: наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами; осуществление субъектами контроля своих функций в строгом соответствии с установленными нормами права; обязательное выполнение решений, принятых органами контроля по его результатам. Независимость органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) гарантируется действующим законодательством и обеспечивается процедурами избрания (назначения) и освобождения от должности должностных лиц контрольных органов, их юридической защищенностью и уровнем материального обеспечения. Принцип объективностипредполагает отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования (контроля); обоснованность выводов, сделанных по результатам контрольных мероприятий (выводы должны быть подтверждены документально на основании качественной информации). Принцип гласностипредполагает: соблюдение установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны; использование материалов (документов) в строгом соответствии с установленными требованиями в части ограничения доступа к информации. Кроме того, принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового контроля, то есть, опубликование или передачу в установленном законом порядке информации о деятельности органа финансового контроля средствам массовой информации. Принцип ответственности предполагает: добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям, соблюдение установленных процедур и принятых стандартов контроля, понимание своей ответственности за ненадлежащее выполнение своих обязанностей и др. Принцип разграничения функций и полномочийпредполагает отсутствие дублирования в деятельности органов финансового контроля. Принцип системности означает: единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных контрольных мероприятий, четкое разграничение функций органов финансового контроля, определение направлений их взаимодействия.



Исходя из субъектов, осуществляемых финансовый контроль, традиционно выделяют такие виды контроля, как государственный и негосударственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контрольохватывает не только государственный сектор экономики, он распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, субвенций, бюджетных кредитов и бюджетных ассигнований, а также целесообразности предоставления и законности использования налоговых льгот.

Государственный финансовый контроль включает в себя общегосударственный и ведомственный (внутриведомственный) контроль.

Общегосударственный финансовый контрольпроводится президентом, органами законодательной (представительной) и исполнительной власти. Главной целью общегосударственного контроля является обеспечение законных интересов государства и общества в процессе мобилизации и расходования государственных средств.

Ведомственный (внутриведомственный) контроль осуществляется структурными подразделениями министерств, федеральных служб за деятельностью подотчетных им территориальных органов и учреждений.

Негосударственный финансовый контроль включает: аудиторский контроль, внутрихозяйственный и общественный контроль.

Аудиторский контроль (аудиторская деятельность) представляет собой деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями и аудиторами по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству. Под достоверностью понимают степень точности данных отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством. Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение.

В соответствии с характером и целями проведения выделяют: обязательный и инициативный аудит.

Внутрихозяйственный контроль — это внутренний контроль,осуществляемый специальными подразделениями, предусмотренными управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также внутренними ревизорами и ревизионными службами.

Под общественным контролем понимают: в широком смысле — контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, то есть, без участия специальных государственных контрольных органов. Как правило, общественный контроль осуществляется на безвозмездной основе.

В зависимости от объекта контроля выделяют такие виды финансового контроля, как: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, кредитный (банковский) контроль, контроль за деятельностью государственных внебюджетных фондов и другие виды.

В зависимости от времени проведения выделяют такие формы контроля, как предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль – контроль, осуществляемый до совершения финансово–хозяйственных операций, например, в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно–финансовым вопросам. Он имеет большое значение для предупреждения нарушений финансового законодательства

Текущий (оперативный) контроль проводится в процессе совершения финансово–хозяйственных операций. Например, при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами, при проверке органами казначейства платежных документов на осуществление кассовых расходов бюджета. Текущий контроль позволяет получить необходимую оперативную информацию, характеризующую состояние объекта контроля, внести необходимые коррективы в случае выявления отклонений.

Последующий контроль осуществляется по итогам завершения финансово–хозяйственных операций. Он отличается более глубоким изучением объекта контроля. Последующий контроль, например, осуществляется: в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов; аудиторская проверка, осуществляемая по результатам финансово–хозяйственной деятельности юридического лица за очередной финансовый год.

При проведении финансового контроля используют определенные методы, к которым традиционно относят: проверку, ревизию, надзор, другие методы.

Проверка — это единичное контрольное действие или система контрольных действий в отношении определенных финансово–хозяйственных операций субъектов хозяйствования.

Ревизия — система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде финансово–хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц.

Надзор представляет собой систему периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями ее осуществления (например, надзор осуществляется, за деятельностью субъектов хозяйствования с целью соблюдения ими условий лицензирования).

Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов хозяйствования, а также органов, осуществляющих финансовый контроль и их должностных лиц.

При нарушении установленных норм права возникают такие виды ответственности, как: административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность. Кроме того, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством о государственной и муниципальной службе.

Важнейшим направлением совершенствования всех видов финансового контроля является повышение его эффективности.Необходимо разработать систему качественных и количественных показателей, которая позволит оценить эффективность формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, а также оценить эффективность деятельности контрольных органов.

 

Литература по теме:

 

1. Финансы : Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010.

2. Финансы : Учебник / С.В. Барулин. – М.: КНОРУС, 2010.

3. Финансы, налоги и кредит : Учебник / Под общей ред. И.Д. Мацкуляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: изд-во РАГС, 2007.

4. Зиганшина Л.А. Использование системы индикаторов в бюджетном планировании // Финансы и кредит. — 2010. — № 12.

5. Золотарев С.Н. Зарубежный опыт бюджетирования как метода финансового планирования // Финансы. – 2009. – № 1. – С. 69-70.

6. Тихомиров Н.П. Бюджетное планирование в условиях риска // Финансы и кредит. — 2009. — № 22.

7. Материалы официального сайта Министерства финансов Российской Федерации. URL: http://www.minfin.ru.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Что понимается под управлением финансами?

2. Каковы объективные предпосылки управления финансами?

3. Каковы объекты и субъекты управления финансами на макро- и микроуровне.

4. Охарактеризуйте функциональные элементы управления финансами.

5. Дайте определение финансового планирования. Чем финансовое планирование отличается от финансового прогнозирования?

6. Перечислите и раскройте основные задачи финансового планирования.

7. Дайте определение финансового прогнозирования. В чем заключается значение финансового прогнозирования?

8. Перечислите и охарактеризуйте методы финансового планирования.

9. Какие методы используются в процессе финансового прогнозирования?

10. Какие виды финансовых планов и прогнозов составляются на общегосударственном и территориальном уровнях? Охарактеризуйте назначение этих финансовых планов и прогнозов.

11. Какие виды финансовых планов и прогнозов составляются коммерческими организациями?

12. Назовите финансовые планы, составляемые некоммерческими организациями, охарактеризуйте их особенности.

13. Что такое оперативное управление финансами?

14. Дайте определение понятия «финансовый контроль». Каковы его цели и задачи?

15. Какие принципы лежат в основе финансового контроля?

16. Что такое «внешний» и «внутренний» финансовый контроль?

17. Что общего и различного между государственным финансовым контролем и аудиторским контролем?

к.э.н., доц. Киселева Т.Ю.

к.э.н., доц. Строков А.И.

к.э.н., доц. Шмиголь Н.С.






Сейчас читают про: