Методические рекомендации. Раздел 6. Лабораторные занятия

РАЗДЕЛ 6. ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Лабораторно-практическое занятие № 1

Тема 1. Разработка анкет для проведения опросов покупателей (клиентов) фирмы

 

Цель занятия – овладеть методикой конструирования анкет для опроса покупателей магазина или клиентов фирмы.

Задание:

1. Определить предполагаемую фирму, для которой будут разрабатываться анкеты

2. Выявить проблемы и сформулировать цели, определить объект и предмет исследования

3. Провести логический анализ основных понятий, составляющих предмет исследования, сформулировать гипотезы и задачи исследования

4. Сконструировать анкету для проведения опроса покупателей (клиентов) выбранной вами фирмы

5. Кратко изложить информацию (составить отчет), которая может быть получена фирмой на основе обработки анкет.

 

Методические рекомендации

 

1. Предполагаемая фирма, для которой будет конструироваться анкета.

Определяется на основе личного опыта. При этом студент берет во внимание следующие обстоятельства:

a) свою специальность;

b) наличие практических знаний и навыков в отдельных областях деятельности (с.- х. производство, переработка с. – х. продукции, общественное питание, бытовое обслуживание, сервис, торговля, сфера досуга и т.д.);

c) детальное знакомство с одной из реально существующих коммерческих фирм.

2. Выявление проблем фирмы.

Процесс выявления проблемы состоит из 4-х последовательных этапов: 1 этап – неопределенная постановка проблемы; 2 этап – предварительная проработка проблемы (обычно проводится путем обсуждения среди ведущих сотрудников); 3 этап – конкретизация проблемы; 4 этап – заключительное исследование.

При этом нужно ставить узкие конкретные проблемы. Например: 1) уменьшение товарооборота магазина; 2) определение эффективности рекламы; 3) выявление основных клиентов фирмы; 4) определение вкусов и потребностей покупателей; 5) расширение производственной программы и товарного ассортимента; 5)уменьшение конкурентоспособности производимой продукции.

После выявления проблемы легко сформулировать цели исследования. Маркетинговые исследования, как правило, преследуют практические цели.

Рассмотрим выше приведенные проблемы и на их основе определим цели. Они соответственно могут быть следующими: 1) выявить основные факторы, снизившие товарооборот; 2) поднять уровень эффективности рекламы; 3) провести сегментирование (разбивку на отдельные однородные группы) клиентов фирмы; 4) определить перспективы развития фирмы; 5) выявить виды производства и товаров на перспективу; 6) выявить основных конкурентов и параметры низкой конкурентоспособной продукции.

Объект исследования можно определить, отвечая на вопрос: Кого опрашивать?

Предмет исследования отвечает на вопрос: Что нужно исследовать?

3. Логический анализ основных понятий, составляющих предмет исследования – это точное, всестороннее объяснение содержания и структуры, соотношение элементов и свойств изучаемого явления, поочередной анализ которых может дать целостное представление о его состоянии.

Анализ проводится путем интерпретации и операционализации основных понятий. Интерпретация – это вычленение центрального понятия на составляющие. Например, посещаемость может быть вычленена на такие составляющие, как: местоположение, информированность покупателей, наличие товаров, уровень цен и т.д.

Интерпретируемые понятия требуют еще большей детализации на однозначно понимаемые термины – операционные понятия. Например, местоположение магазина можно детализировать следующим образом: близость от остановок транспорта, близость к жилым кварталам, расстояние от транспортных магистралей.

Интерпретация – по каким направлениям должен осуществляться сбор информации. Операционализация – о чем следует собирать информацию.

После проведенного логического анализа проблемы можно приступить к формулировке гипотез.

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснений каких-либо фактов, которые нужно или подтвердить или опровергнуть проведенным исследованием.

Например, популярность и посещаемость магазина зависит от: 1) эффективной рекламы: по радио, в печати, по телевидению, уличной и в месте продажи; 2) широты товарного ассортимента; 3) качества товаров; 4) уровня цен на товары; 5) работы торгового персонала и т.д.

Таким образом, должны быть сформулированы гипотезы относительно всех возможных причин низкого товарооборота и низкой популярности магазина.

Задачи исследования состоят в проверке поставленных гипотез степени зависимости решения проблем от них. Например, задачи опроса покупателей магазина: 1) определить, какое средство рекламы наиболее эффективно; 2) какие товары хотели бы приобрести покупатели в магазине и т.д.

4. Конструирование анкет начинается с краткого обращения к опрашиваемым - респондентам.

Анкета начинается, как правило, с простых вопросов, обеспечивающих «завязку беседы». В средине анкеты располагают более сложные вопросы, требующие анализа и времени для раздумий. В конце анкеты располагают вопросы личного порядка, так называемую «паспортичку» (см. прил. 1). Это такие вопросы, где респонденты указывают пол, возраст, национальность, профессию, семейное положение, уровень дохода и другие сведения о себе.

По содержанию вопросы должны быть лаконичными, как можно короткими и однозначными. Вопросы, затрагивающие одну сторону проблемы, должны объединяться в смысловые блоки.

По форме вопросы могут быть открытыми и закрытыми. Открытые – это такие вопросы, на которые респондент может ответить любым способом (в анкете на даны варианты ответов). Закрытые – это вопросы, на которые в анкете приводится полный набор вариантов ответов.

По данной теме в конце необходимо составить отчет. В отчете необходимо указать:

- цель исследования;

- объект исследования;

- методы исследования

- территория исследования

- территория определения выборки и число отобранных респондентов

- статьи исследования

- план и технология анализа информации

- график исследовательских работ

- расходы на исследования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: