В любом социальном учреждении первичной ячейкой является должность и поэтому “человеку работающему” должно быть понятно, по каким критериям оценивается его деятельность.
Эти критерии могут служить основой как премирования, так и депремирования за тот или иной календарный период, например, квартал. Соответствующие указания должны быть зафиксированы в таких регламентах, как Должностная инструкция, Трудовой договор, Правила внутреннего трудового распорядка, Коллективный договор и Положение о премировании.
К сожалению, в большинстве отечественных должностных инструкций отсутствует раздел “Критерии оценки работы”. Это объясняется целым рядом обстоятельств, включая прежде всего сложность разработки оценочных критериев применительно ко всем должностям, имеющимся в штатном расписании социального учреждения.
В табл. 3 приводится “Карта критериев оценки работы специалиста” для премирования, используемая в ГУСЗН “Цент социальной помощи семье и детям” (г. Ставрополь).
|
|
Она заполняется заведующим отделения и рассматривается на заседании комиссии по качеству.
Обычно спорным моментом в таких картах выступают процентируемые веса применительно к учитываемым предметам. Как показывает опыт, основанием для этих весов является практика данного социального учреждения, в частности, должностная статистика, позволяющая более или менее точно определить искомые проценты.
Если бы этими вопросами занимались специальные научно- исследовательские органы, то они смогли бы на основе изучения и обобщения отечественной практики разработать и рекомендовать критерии оценки работы различных специалистов применительно к разным социальным учреждениям.
Кейс-метод
Существует арсенал различных методологических средств (методов и методик), использование которых так или иначе способствует повышению эффективности работы организаций (предприятий, учреждений).
В этом арсенале имеются бистро-методы и не менее быстрые методики, позволяющие получить оценочную информацию, обладающую высокой степенью достоверности. Применяются объемные методики, например, CAF-модель. Вместе с тем этот методологический арсенал включает и такое своеобразное средство, как кейс-метод.
Кейс — это своеобразное извлечение конкретной проблематики из конкретной практики и представление ее в виде устного описания, текста на каком-либо носителе, в аудиовизуальной форме или с помощью разыгрывания ролей. Поэтому различают устные, письменные, аудиовизуальные и театрализованные кейсы.
Таблица 3
Карта
критериев оценки работы специалиста
(премирование за___________ квартал 201 года)
|
|
Ф.И.О.____________ _____________________________________________________
Отделение_______________________________________________________________
Должность----------------------------------------------Дата заполнения ------------------------/------------------------------/200-------г.
Критерии | Метод оценки | Что учитывается | Вес,% | |
1. Исполнительская дисциплина (четкое выполнение распоряжений и указаний директора, зам. директора, зав. отделением), соблюдение Правил внутреннего трудового распорядка | Проверка наличия дисциплинарных взысканий и замечаний со стороны администрации и завотделением | Наличие | ||
Отсутствие | ||||
2. Состояние документации и ее ведение в соответствии с требованиями делопроизводства учреждения, соблюдение сроков исполнения отчетной документации | Проверка состояния документации | Ведение документации в неполном объеме | ||
Ведение документации в соответствии с номенклатурой, но имеются замечания | ||||
Ведение документации в соответствии с требованиями | ||||
3. Качество услуг. Результативность Выполнение нормы обслуживания | Анализ базы данных итогов работы (заполнение отчетов, изучение анкет, отзывов клиентов, контроль содержания предоставляемых услуг) | Низкий уровень | ||
Средний уровень | ||||
Высокийуровень | ||||
4.Использование инновационных форми методов социальной работы | Проверка использования специалистом инновационных форм. | Не использует | ||
Использует | ||||
5. Участие в мероприятиях по повышению квалификации | Наличие удостоверения, справки о прохождении курсов | Не повышает квалификацию | ||
Участие в семинарах, конференциях, круглых столах, проектной деятельности | ||||
6. Разработка авторской комплексной программы | Проверка отчетов по программе | Не ведется | ||
Ведется | ||||
7. Ведение просветительской работы – выступления перед населением, в СМИ | Изучение представленных статей, информации | Не ведет | ||
Разовые (1 раз в квартал) | ||||
Систематически | ||||
Соавторство в издании методических материалов, издание информационноаналитических материалов | ||||
Авторские методические разработки | ||||
8. Выполнение дополнительных обязанностей | Отчеты | Участие в субботниках | ||
Участие в оформлении стендов, материалов | ||||
Участие в ремонтных бригадах, благоустройстве территории | ||||
Итого процентов |
Устные кейсы — самое распространенное средство в бом виде деятельности. Если начинающий социальный работник описывает своему опытному коллеге трудности в общении с каким-то клиентом, то получает в ответ рекомендации типа «что нужно учесть” и “как лучше построить общение».
Письменные кейсы используются как на практике, так и в процессе обучения работников.
В некоторых социальных учреждениях имеются сборники конкретных ситуаций, с которыми знакомят вновь принятых на работу сотрудников для сокращения “опытов быстротекущей жизни”, т. е. для избегания в последующем типичных ошибок.
При обучении работников в той или иной форме также используют кейсы, содержащие существенные проблемы. С помощью учебных кейсов проверяют мышление слушателей, уровень имеющихся и приобретенных аналитических и проектных навыков, способность работать индивидуально и в малой группе и т. д.
Аудивизуальные кейсы по эффективности по своей сути представляют собой учебно-тренинговые фильмы. Их особенность заключается в том, что показываются явные или скрытые ошибки, просчеты (в том числе с использованием стоп-кадра), которые являются основой для обсуждения, дискуссии, выработки предложений по улучшению или совершенствованию.
Театрализованные кейсы предполагают разыгрывание определенных ролей или по заранее подготовленному сценарию, или на основе блиц-задания и последующей импровизации. “Кейсовое лицедейство” позволяет участникам по окончании действа выразить собственные ощущения, вариативно объяснить действия и т. д.
|
|
Таким образом, кейс-метод по эффективности может использоваться для решения разных задач: познавательных, обучающих, доказательных, дискуссионных, иллюстративных, сравнительных, экзаменационных и т. д. Однако вектор всех этих задач один — повышение эффективности различных систем (подсистем) и процессов.