Критерии оценки работы специалиста социального учреждения

В любом социальном учреждении первичной ячейкой является должность и поэтому “человеку работающему” должно быть понятно, по каким критериям оценивается его деятельность.

Эти критерии могут служить основой как премирования, так и депремирования за тот или иной календарный период, например, квартал. Соответствующие указания должны быть зафиксированы в таких регламентах, как Должностная инструкция, Трудовой договор, Правила внутреннего трудового распорядка, Коллективный договор и Положение о премировании.

К сожалению, в большинстве отечественных должностных инструкций отсутствует раздел “Критерии оценки работы”. Это объясняется целым рядом обстоятельств, включая прежде всего сложность разработки оценочных критериев применительно ко всем должностям, имеющимся в штатном расписании социального учреждения.

В табл. 3 приводится “Карта критериев оценки работы специалиста” для премирования, используемая в ГУСЗН “Цент социальной помощи семье и детям” (г. Ставрополь).

Она заполняется заведующим отделения и рассматривается на заседании комиссии по качеству.

Обычно спорным моментом в таких картах выступают процентируемые веса применительно к учитываемым предметам. Как показывает опыт, основанием для этих весов является практика данного социального учреждения, в частности, должностная статистика, позволяющая более или менее точно определить искомые проценты.

Если бы этими вопросами занимались специальные научно- исследовательские органы, то они смогли бы на основе изучения и обобщения отечественной практики разработать и рекомендовать критерии оценки работы различных специалистов применительно к разным социальным учреждениям.

Кейс-метод

Существует арсенал различных методологических средств (методов и методик), использование которых так или иначе способствует повышению эффективности работы организаций (предприятий, учреждений).

В этом арсенале имеются бистро-методы и не менее быстрые методики, позволяющие получить оценочную информацию, обладающую высокой степенью достоверности. Применяются объемные методики, например, CAF-модель. Вместе с тем этот методологический арсенал включает и такое своеобразное средство, как кейс-метод.

Кейс — это своеобразное извлечение конкретной проблематики из конкретной практики и представление ее в виде устного описания, текста на каком-либо носителе, в аудиовизуальной форме или с помощью разыгрывания ролей. Поэтому различают устные, письменные, аудиовизуальные и театрализованные кейсы.

Таблица 3

Карта

критериев оценки работы специалиста

(премирование за___________ квартал 201 года)

Ф.И.О.____________ _____________________________________________________

Отделение_______________________________________________________________

Должность----------------------------------------------Дата заполнения ------------------------/------------------------------/200-------г.

 

Критерии Метод оценки Что учитывается Вес,%  
         
1. Исполнительская дисциплина (четкое выполнение распоря­жений и указаний директора, зам. ди­ректора, зав. отде­лением), соблюдение Правил внутреннего трудового распорядка Проверка наличия дисциплинарных взы­сканий и замечаний со стороны администра­ции и завотделением Наличие    
Отсутствие    
2. Состояние докумен­тации и ее ведение в соответствии с требо­ваниями делопроиз­водства учреждения, соблюдение сроков исполнения отчетной документации Проверка состояния документации Ведение докумен­тации в неполном объеме    
Ведение докумен­тации в соответ­ствии с номенкла­турой, но имеются замечания    
Ведение докумен­тации в соответ­ствии с требова­ниями    
3. Качество услуг. Результативность Выполнение нормы обслуживания   Анализ базы данных итогов работы (заполнение отчетов, изучение анкет, отзывов клиентов, контроль содержания предоставляемых услуг) Низкий уровень    
Средний уровень    
Высокийуровень    
4.Использование инновационных форми методов социальной работы Проверка использования специалистом инновационных форм. Не использует    
Использует    
5. Участие в меропри­ятиях по повышению квалификации Наличие удостовере­ния, справки о про­хождении курсов Не повышает ква­лификацию  
Участие в семи­нарах, конферен­циях, круглых столах, проектной деятельности  
6. Разработка автор­ской комплексной программы Проверка отчетов по программе Не ведется  
Ведется  
7. Ведение просвети­тельской работы – выступления перед населением, в СМИ Изучение пред­ставленных статей, информации Не ведет  
Разовые (1 раз в квартал)  
Систематически  
Соавторство в издании мето­дических мате­риалов, издание информационно­аналитических материалов  
Авторские методи­ческие разработки  
8. Выполнение допол­нительных обязан­ностей     Отчеты Участие в суббот­никах  
  Участие в оформ­лении стендов, материалов  
    Участие в ремонт­ных бригадах, благоустройстве территории  
Итого процентов  

 

Устные кейсы — самое распространенное средство в бом виде деятельности. Если начинающий социальный работник описывает своему опытному коллеге трудности в общении с каким-то клиентом, то получает в ответ рекомендации типа «что нужно учесть” и “как лучше построить общение».

Письменные кейсы используются как на практике, так и в процессе обучения работников.

В некоторых социальных учреждениях имеются сборники конкретных ситуаций, с которыми знакомят вновь принятых на работу сотрудников для сокращения “опытов быстротекущей жизни”, т. е. для избегания в последующем типичных ошибок.

При обучении работников в той или иной форме также используют кейсы, содержащие существенные проблемы. С помощью учебных кейсов проверяют мышление слушателей, уровень имеющихся и приобретенных аналитических и проектных навыков, способность работать индивидуально и в малой группе и т. д.

Аудивизуальные кейсы по эффективности по своей сути представляют собой учебно-тренинговые фильмы. Их особенность заключается в том, что показываются явные или скрытые ошибки, просчеты (в том числе с использованием стоп-кадра), которые являются основой для обсуждения, дискуссии, выработки предложений по улучшению или совершенствованию.

Театрализованные кейсы предполагают разыгрывание определенных ролей или по заранее подготовленному сценарию, или на основе блиц-задания и последующей импровизации. “Кейсовое лицедейство” позволяет участникам по окончании действа выразить собственные ощущения, вариативно объяснить действия и т. д.

Таким образом, кейс-метод по эффективности может использоваться для решения разных задач: познавательных, обучающих, доказательных, дискуссионных, иллюстративных, сравнительных, экзаменационных и т. д. Однако вектор всех этих задач один — повышение эффективности различных систем (подсистем) и процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: