Методические средства в групповой работе

 

В групповой работе применяются 4 основные группы методов:

- дискуссионные методы;

- игровые методы;

- психогимнастические упражнения;

- методы, основанные на невербальной активности.

Стратегия выбора метода определяется теоретической ориентацией ведущего и видом психотерапевтической группы, целями и задачами работы, а также рядом дополнительных факторов: продолжительность работы, специфика контингента клиентов и т.д.

В работе применяются следующие разновидности дискуссий:

- биографическая;

- тематическая;

- интерактивная.

При проведении биографической дискуссии в центре внимания находится конкретный человек, который рассказывает о своем прошлом, своих переживаниях, а члены группы в последующем обсуждении пытаются помочь человеку выделить его внутриличностные проблемы, более глубоко их осмыслить.

В тематической дискуссии в центре внимания группы находится не конкретная личность, а определенная тема. Личные проблемы участников актуализируются и рассматриваются опосредованно, так как в процессе обсуждения темы происходит косвенная проекция индивидуально-психических качеств и проблем выступающих. Преимущество: дает возможность клиентам содержательно обсудить актуальные для них проблемы и осмыслить их; снижает уровень напряженности в работе группы; повышается вероятность участия в дискуссии тревожных, неуверенных участников.

Отличительной особенностью интерактивной дискуссии является то, что в центре внимания группы находится психотерапевтическая группа в целом; активность участников направлена на анализ внутри групповых процессов. Существуют две разновидности интерактивной дискуссии: неструктурированная и структурированная. Неструктурированная дискуссия заключается в том, что психотерапевт не вмешивается в работу группы, не даёт заданий. Ситуация неопределённости вынуждает участников предпринимать действия, которые в дальнейшем станут предметом обсуждения. Структурированные дискуссии психотерапевт первоначально предлагает группе задание, выполнение которого предполагает взаимодействие участников. Далее взаимодействие анализируется.

Игровые методы делятся на операционные и межличностные (социально-психологические). В операционных играх имеется заранее подготовленный сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм принятия решения, четкие критерии оценки принятого решения. Разновидности: анализ конкретных ситуаций, ролевые и имитационный игры. Межличностные (социально-психологические) игры направлены на формирование коммуникативной компетентности, изменение личности человека. В них часто отсутствует жесткий алгоритм поведения, четкие критерии анализа и оценки его адекватности, могут существовать несколько возможныз правильных вариантов принятия решения, поведения в ситуации. Виды:

- ситуационные игры;

- психодрама и социодрама;

- трансакционный анализ.

Ситуационные игры предназначены для формирования социально-психологических знаний, навыков и умений, необходимых для адекватного поведения человека в конкретной жизненной ситуации, которые моделируются в тренинге. Игры психодрамы или социодрамы и трансакционного анализа разработаны в рамках соответствующих направлений, которые основываются на определенных концепциях личности и моделях ее изменения.

Психогимнастические упражнения – вспомогательный метод работы в группе, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика обеспечивает следующие цели:

- диагностическую (проявляются слабости, нарушения в поведении, скрытые импульсы и позиции клиентов);

- коррекционную (формируются определенные навыки и модели поведения, корректируются неадекватные эмоции);

- социометрическую (информация о взаимоотношениях в группе и положении в ней отдельных членов).

Кроме того, с помощью психогимнастических упражнений снимается и повышается напряжение в группе, активизируются процессы групповой динамики.

Темы для психогимнастики делятся на 4 группы (Юнова К.):

1. Привычные жизненные ситуации.

2. Группа общечеловеческих конфликтов.

3. Группа специфических конфликтов отдельных участников.

4. Интерперсональные отношения.

Танцевальный метод используется для расширения сферы осознания участниками возможностей собственного тела, обучения управлению своим телом.

Методы художественного самовыражения: рисование, моделирование с бумагой (оригами), деревом, камнями, лепка и т.д. метод художественного выражения выполняет различные функции (творческая, деятельностная, сублимационная, проективная) и может быть использован в различных целях). В психотерапии чаще используется проективная функция (художественный рисунок). Существуют две фазы проективного рисования: «рисовальная» и «дискуссионная». Первая - создание рисунка - длится 10-15 мин. Тема задается в соответствии с целями работы на сеансе. Формы рисования: индивидуальное, «разговорное», дополняющее, совместное рисование. Дискуссионная фаза заключается в обсуждении рисунков, которое может происходить в форме разбора каждого рисунка по отдельности без указания автора, и в форме разбора всех рисунков одновременно, чтобы можно было сравнивать их, находить общее и различия в содержании. Интерпретация рисунков произвольная.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: