Операции машинной ковки выполняют на различных типах молотов и гидравлических прессах.
Молоты — машины, деформирующие металл ударом за счет кинетической энергии падающих частей (штока, бабы, верхнего подвижного бойка), накопленной к моменту соударения с заготовкой. Скорость движения рабочего инструмента в момент удара составляет 3...8 м/с, время деформирования — сотые доли секунды. Основной характеристикой молота является масса падающих частей.
В зависимости от типа привода молоты бывают пневматическими, паровоздушными, механическими, гидравлическими, газовыми и др.
По принципу действия молоты подразделяются на две группы — простого и двойного действия. У молотов простого действия привод служит только для подъема ударных (падающих) частей, а их движение вниз осуществляется под действием силы тяжести. Привод молотов двойного действия служит как для подъема ударных частей, так и для их движения вниз. Кинетическая энергия падающих частей молотов двойного действия вследствие этого больше, чем молотов простого действия, при одинаковых их массах, поэтому молоты двойного действия нашли более широкое применение.
Пневматические молоты нашли широкое применение в кузницах небольших заводов и мастерских на участках ручной ковки. Это объясняется их низкой стоимостью, простотой обслуживания и высокой надежностью. Достоинством пневматических молотов является использование электрической энергии, а не пара или сжатого воздуха, применение которых дороже и сложнее.
Ковочные молоты обладают следующими характеристиками: масса ударных частей составляет 50... 1000 кг, скорость работы соответственно 225...95 ударов/мин. Применяют эти молоты для получения небольших поковок (0,5...20 кг) из сортового проката.
На рис. 17.25 показан пневматический молот наиболее распространенной конструкции. Его основными частями являются рабочий цилиндр 8 с поршнем 7, штоком 6 и верхним бойком 5, а также компрессорный цилиндр 13 с поршнем 12. Привод компрессорного цилиндра состоит из электродвигателя 18, ременной передачи 1 7, редуктора 16, кривошипного вала 15 и шатуна 14.
Рабочий и компрессорный цилиндры соединены друг с другом верхним и нижним воздушными каналами с кранами управления 9, 10 и 11. Краны поворачиваются с помощью рукоятки ручного управления. На молотах с массой ударных частей до 250 кг дополнительно устанавливают педаль ножного управления. Нижний боек 4 крепится на шаботе 2, установленном на фундаменте на деревянных брусьях 1. Детали молота расположены в литой чугунной станине 19, а шабот фиксируется в окне станины с помощью деревянных клиньев 3.
В исходном положении поршень 7 рабочего цилиндра занимает крайнее нижнее положение, а поршень 12 компрессорного цилиндра — крайнее верхнее. Верхний боек 5 лежит на нижнем 4 или на заготовке. При включении электродвигателя 18 кривошипный вал 15 начинает вращаться и перемещает поршень 12 компрессорного цилиндра вниз. Под поршнем 12 воздух сжимается, через канал в нижнем кране 9 попадает в нижнюю часть рабочего цилиндра и давит снизу вверх на поршень последнего — в этот момент верхняя полость рабочего цилиндра через краны 10 и 11 соединяется с атмосферой. Вследствие того что в этой полости нет избыточного давления, йоршень рабочего цилиндра начинает подниматься.
Когда поршень компрессорного цилиндра займет крайнее нижнее положение, поршень рабочего цилиндра будет по инер- дии продолжать свое движение вверх. По пути к верхней крайней точке он перекроет верхний канал, связывающий полость с атмосферой, сожмет остатки воздуха и достигнет верхнего положения. После этого под действием сжатого воздуха в верхней полости рабочего цилиндра поршень последнего начнет двигаться вниз. Эта стадия совпадает с началом движения поршня компрессорного цилиндра вверх и возникновения высокого давления в верхней полости этого цилиндра.
При движении вниз поршня рабочего цилиндра откроется воздушный верхний канал, и сжатый воздух поступит из компрессорного цилиндра в верхнюю полость рабочего. Под действием силы тяжести и давления воздуха подвижные (ударные) части молота с ускорением движутся вниз и наносят удар по заготовке.
При каждом обороте кривошипного вала поршень компрессорного цилиндра совершает один ход (вверх — вниз), а поршень рабочего — один рабочий ход. Таким образом, число ходов бойка пневматического молота равно числу оборотов кривошипного вала или числу оборотов электродвигателя, разделенному на общее передаточное число редуктора и ременной передачи.
Паровоздушные молоты двойногс/действия являются основным видом молотов для ковки. Масса падающих частей молотов составляет 1100...8000 кг, а скорость работы — соответственно 71...34 ударов/мин. Данные молоты предназначены для изготовления средних по массе поковок (20...350 кг). Паровоздушные молоты приводятся в действие паром, поступающим по трубопроводу от котла под давлением 700...900 кПа, или сжатым воздухом, который подается от компрессора под давлением до 700 кПа. По типу станин паровоздушные молоты бывают одно- и Двухстоечными. Двухстоечные молоты выпускаются арочного и мостового типов.
Схема паровоздушного ковочного молота двойного действия представлена на рйс. 17.26. Энергоноситель (пар или воздух) поступает из сети через паровоздухораспределительное устройство в верхнюю или нижнюю часть рабочего цилиндра 1. При этом поршень 2, соединенный со штоком 3, бабой 4 и верхним бойком 5, соответственно опускается вниз или поднимается вверх. Нижний боек 6 закреплен на подушке 7, установленной на шаботе 8.
Рис. 17.26. Схема паровоздушного молота двойного действия
Общий вид паровоздушного молота арочного типа изображен на рис. 17.27. На стойках 4 арочного типа смонтирован рабочий цилиндр 5. При нажатии рукоятки управления 6 сжатый пар или воздух поступает в верхнюю полость цилиндра 5 и давит на поршень^ который соединен с подвижными частями 3. При этом падающие части вместе с верхним бойком 2 перемещаются вниз
Рис. 17.27.Паровоздушный ковочный молот арочного типа |
и деформируют заготовку, уложенную на нижний боек 1, который неподвижно закреплен на массивном шаботе 7. При подаче сжатого пара в нижнюю полость цилиндра 5 падающие части 3 поднимаются в верхнее положение.
Если для изготовления поковки требуется молот с массой падающих частей больше 5 т (например, для обработки слитков массой более 2 т), то целесообразно использовать ковочные гидравлические прессы. Основной характеристикой пресса является развиваемое усилие. Гидравлические ковочные прессы изготавливают с усилием 3...20 МН. Гидропрессы работают со значительно меньшими скоростями, чем молоты. Скорость деформирования (движение рабочего инструмента) не превышает 0,3 м/с (у молота 7...8 м/с).
На рис. 17.28 представлена схема гидравлического ковочного пресса. Он состоит из нижней 9 и верхней 6 неподвижных поперечин, которые связывают четыре колонны 4. На верхней неподвижной поперечине укреплен цилиндр 7, на нижней — возвратные цйлиндры 1 и нижний боек. В цилиндрах соответственно расположены рабочий 5 и возвратный 2 плунжеры. Рабочий плунжер скреплен с подвижной поперечиной 3, на которой крепится верхний боек. Плунжеры возвратных цилиндров соединены с подвижной поперечиной 3. При рабочем ходе в рабочий цилиндр 7 по трубопроводу 8 под давлением поступает жидкость (водная
Рис. 17.28.Схема гидравлического ковочного пресса |
эмульсия или минеральное масло) и подвижная поперечина опускается вместе с верхним бойком вниз. При этом жидкость из возвратных цилиндров 1 вытесняется плунжерами в сливной бак. При обратном ходе жидкость под давлением подается в возвратные цилиндры 1 по трубопроводу 10, а из рабочего цилиндра вытесняется плунжером 5 в сливной бак.
ПЭБЯ Штамповка
Штамповкой называют процесс обработки материалов давлением в специальном инструменте — штампе. При штамповке заготовка приобретает заданные форму и размеры путем заполнения материалом рабочей полости штампа. Она обеспечивает достаточно высокую точность размеров и качество поверхности поковок, но ее целесообразно применять при крупносерийном и массовом производстве, так как только тогда оправдаются затраты на дорогостоящие штампы. Различают горячую и холодную объемные, листовую и специальные виды штамповки.