Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
2 10 2 10 2 10 2 10
12 12 12 12 12 12 12 12
III. Устный счёт.
Какой пример лишний?
9 + 5
7 + 8
8 + 6
4 + 10
7 + 7
(«Лишняя» сумма 7 + 8, так как ее значение равно 15, а значения остальных выражений равны 14.)
2. Найдите число, которое на 2 меньше, чем число 9, 10, 12, 2.
– Найдите число, которое на 3 больше, чем число 6, 9, 10, 0.
IV. Изучение нового материала.
Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Устно (с объяснением) выполняется задание, записанное учителем на д о с к е:
– Дополните выражения:
7 – это 2 и … (5)
6 – это 2 и … (4)
8 – это 2 и … (6)
После этого целесообразно повторить состав числа 12:
Рассмотрение случаев вычитания однозначных чисел из числа 12 с переходом через десяток.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть выражение 12 – 4.
Учащиеся объясняют, как по-разному можно найти значение данного выражения:
Этот способ рассматривается с опорой на изображение наборного полотна (с. 75 учебника, часть 2).
Далее аналогично рассматриваются случаи вычитания: 12 – 3, 12 – 5, 12 – 6.
Составление и запись таблицы вычитания из числа 12.
В тетрадях учащиеся записывают т а б л и ц у:
12 – 3 = 9 12 – 4 = 8 12 – 5 = 7 12 – 6 = 6
12 – 9 = 3 12 – 8 = 4 12 – 7 = 5
V. Развитие навыков счета.
С этой целью устно (с объяснением) выполняется задание 3 (с. 75 учебника, часть 2) и с а м о с т о я т е л ь н о, с последующей фронтальной проверкой, задание 1 (с. 24 в тетради № 2). Задание 1 в тетради № 2 способствует закреплению знания учащимися вывода о взаимосвязи слагаемых и суммы, а также терминов «слагаемое», «сумма».