Особенности обращения за защитой нарушенных прав потребителей

В Российской Федерации как в государстве-участнице Организации Объединенных Наций действуют «Руководящие принципы для защиты прав потребителей», принятые 9 апреля 1985 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Нации. В этом документе отмечается, что потребители находятся в неравном положении с точки зрения экономических условий, уровня образования и покупательской способности, поэтому одна из целей стран-участниц – содействие в установлении и дальнейшем обеспечении защиты своего населения как потребителей.

Российская Федерация с 24 февраля 1996 года является членом Совета Европы, для которого в силу Устава Совета Европы обязательна резолюция 25-й консультативной ассамблеи Европейского Союза № 543 от 1973 года «Хартия защиты прав потребителей». Хартия закрепляет право на возмещение любого ущерба или потери от поставки товаров или услуг, если они являлись результатом неверного описания, низкого качества товара или услуг.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»
от 7 февраля 1992 года № 2300-1 в редакции Федеральных законов
от 19.10.1996г. № 2-ФЗ и от 17.12.1999г. № 212-ФЗ охватывает широкую область отношений, участником которых является гражданин.

В преамбуле Закона определяется сфера правоотношений, подпадающая под регулирование потребительского законодательства. Это отношения, возникающие между потребителями, с одной стороны, и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), - с другой. В законе устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для их жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а так же определяется механизм реализации этих прав.

В соответствии со ст. 11 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК) защиту нарушенных гражданских прав осуществляет суд. Это является основополагающим принципом, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 46). Закон предусматривает судебный порядок защиты нарушенных прав потребителя по иску самого потребителя, федерального антимонопольного органа, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей. Перечисленные органы могут предъявлять иски в интересах одного потребителя, группы потребителей или в интересах неопределенного круга потребителей (ч. 3 ст. 17 Закона). В указанных случаях истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины.

По общему правилу предъявление исков осуществляется по месту нахождения (жительства) ответчика. Однако Закон устанавливает альтернативную подсудность, когда потребитель вправе по своему выбору обратиться в суд по своему месту жительства, по месту нахождения (жительства) ответчика или по месту причинения вреда (ч. 2 ст. 17 Закона).

Тем не менее выбор суда зависит не только от усмотрения потребителя, но и от некоторых других обстоятельств: содержания нарушенного права, время нарушения (в период гарантийного срока или после), лица, несущего ответственность в конкретных обстоятельствах.

Потребитель вправе обратиться в суд по поводу нарушения любого его права, установленного в Законе и подлежащего судебному рассмотрению. Для формы и содержания искового заявления применяются общие правила, определяемые в ст. 126 Гражданско-процессуального Кодекса (далее – ГПК).

В частности, в иске указывается: наименование суда, фамилия, имя, отчество потребителя, его адрес, наименование и место нахождения ответчика, требования потребителя. Порядок рассмотрения дела, права и обязанности сторон регулируются ГПК.

Закон не устанавливает обязательный досудебный порядок рассмотрения требований потребителя. На практике потребитель чаще обращается сначала к продавцу, изготовителю с обоснованным требованием. Вместе с тем, по некоторым услугам законодательством предусмотрено обязательное предъявление претензий (например, по спорам, вытекающим из договоров перевозки).

При обращении в суд необходимо иметь в виду, что нарушенные права граждан и организаций защищаются лишь в течение определенного срока исковой давности.

ГК РФ в ст. 196, 197 предусматривает общий и специальные сроки исковой давности. Общий срок исковой давности установлен в три года. Сокращенные или более длительные сроки исковой давности могут быть установлены законом для отдельных видов требований.

От сроков исковой давности следует отличать другие сроки, устанавливаемые законодательством, в частности сроки для осуществления самого права. Истечение этих сроков, называемых пресекательными, означает утрату права на определенное требование. Эти сроки, как правило, не могут быть продлены или восстановлены, порядок их исчисления отличается от порядка исчисления сроков исковой давности. К этим срокам относятся гарантийные сроки, сроки годности и службы, другие сроки, предусмотренные ст. 18 и другими статьями Закона «О защите прав потребителей». Если сроки исковой давности Законом не установлены, они определяются в соответствии с ГК РФ.

Вопросы подведомственности и подсудности дел о защите прав потребителей регулируется нормами Закона и Гражданским процессуальным кодекс РФ.

Судья, решая вопрос о принятии заявления, должен проверить, подведомственно и подсудно ли заявленное требование суду.

Подготовка к судебному разбирательству гражданских дел по искам о защите правпотребителей осуществляется с соблюдением правил, предусмотренных статьями 147 - 153 ГПК РФ, а также с учетом особенностей отдельных категорий дел. При этом необходимо учитывать как общие, так и специальные нормативные положения, содержащиеся в Законе РФ «О защите прав потребителей», положения иных нормативных (законных и подзаконных) актов, в соответствии с которыми осуществляется регулирование отношений в области защиты прав потребителей.

Осуществляя деятельность по подготовке дел данной категории к судебномуразбирательству, следует руководствоваться также разъяснениями Верховного Суда РФ.

За 2007г. и первое полугодие 2008 г. районные суды и мировым судьям поступило 2834 иска рассмотрено по существу с вынесением решений 1582 иска, удовлетворено 1337 исков на сумму 72945708 руб., отказано по 245 искам, прекращено производство по 1023 искам. В том числе в районные суды Челябинской области поступило 543 исковых заявления из них рассмотрено и удовлетворенно 247 исков на сумму 58840709 руб., отказано по 63 искам и прекращено производство 124 делам.

Мировым судьям поступило 2291 иск, из которых рассмотрено и удовлетворено 1090 иска на сумму 14104999 руб. отказано по 63 искам и 124 дела прекращены производством.

За шесть месяцев первого полугодия 2008 года в районные суды и мировым судьям Челябинской области поступило 1521 иск по гражданским делам «О защите прав потребителей», разрешено 1315 исков, удовлетворенно 733 иска на сумму 39918312 руб., отказано по 182 искам, прекращено производство 538 искам.

За указанный период в районные суды области поступло 357 исков, из них рассмотрено 278 исков, удовлетворенно 213 исков на сумму 32662864 рублей, отказано по 65 искам и прекращены производства по 75 искам.

Мировым судьям поступило 1164 иска этой же категории, разрешено 637 исков, удовлетворенны 520 исков на сумму 7255448 рублей, отказано по 117 искам, прекращено 463 иска.

Из приведенной выше статистики видно, что большая часть споров, возникающих на основании закона о защите прав потребителей, разрешается в досудебном порядке. В случае законодательного закрепления в законе обязательного досудебного порядка снизит количество обращений в суд.

Исходя из количества дел видно, что обращения за судебной защитой осуществляется потребителями в основном при высокой цене иска. И не стоит забывать, что огромное количество споров не разрешаются в виду правовой не грамотности населения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: