Особенности доказывания по делам о защите прав потребителей

 

В силу п. 1 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. При обнаружении потребителем продажи ему товара ненадлежащего качества он должен определить, достижения каких требований будет добиваться от продавца.

В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе по своему выбору требовать от продавца выполнения следующих действий:

• безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

• потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

• потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула)

• потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

• потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

• отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Предмет доказывания. При предъявлении требований потребитель должен:

1) доказать факт приобретения товара в соответствующем торговом месте;

2) подтвердить ненадлежащее качество приобретенного товара, если при продаже оно не было оговорено продавцом;

3) подтвердить факт обращения в магазин с просьбой о выполнении требований, указанных в ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В судебном процессе подлежат доказыванию:

1) факт отказа руководителем или иным должностным лицом торгового места произвести указанные выше действия;

2) наличие гарантийного срока (срока годности) для этого товара;

3) дата уведомления потребителем продавца о недостатке товара (уведомление должно быть в пределах гарантийного срока товара);

4) наличие понесенных потребителем убытков вследствие приобретения товара ненадлежащего качества;

5) иные обстоятельства в конкретном случае.

Распределение обязанностей по доказыванию. По общему правилу ч. 1 ст. 56 ГПК каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В первую очередь должны быть представлены и исследованы документы, устанавливающие характер взаимоотношений сторон, их права и обязанности (договор, квитанция, квитанция‑обязательство, квитанция‑заказ, транспортная накладная, расчет убытков, которые, по мнению истца, должны быть возвращены ответчиком, и другие документы). Помимо общего правила распределения обязанности по доказыванию выделяются и специальные. Обязанность доказывания может быть законодателем переложена на одну из сторон. При этом необходимо иметь в виду, что в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 5 ст. 18 и п. 6 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», когда Закон допускает возможность освобождения продавца (изготовителя, исполнителя) от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, бремя доказывания отсутствия вины лежит на продавце (изготовителе, исполнителе).

Однако в тех случаях, когда сторона в силу объективных причин (например, тяжелая болезнь, отдаленность места жительства и плохое транспортное сообщение) испытывает затруднения в сборе необходимых доказательств, суд оказывает ей помощь в предоставлении тех или иных документов, истребуя их от соответствующих лиц.

Для подтверждения предмета доказывания в суд необходимо представить необходимые доказательства по делу. Таковыми по рассматриваемому виду дел будут:

• документ, подтверждающий покупку товара в соответствующем торговом месте. В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Однако на потребителя возлагается обязанность доказать, что именно в этом торговом месте был куплен товар. Подобным доказательством могут служить: отметки о продаже в паспорте товара, договор купли‑продажи, квитанция, транспортная накладная;

• заключение специалиста. В случае если при рассмотрении спора в суде возникли вопросы, для разрешения которых требуются специальные познания, по ходатайству любой из сторон судом может быть назначена экспертиза;

• заключение мастерской гарантийного обслуживания об установленных неисправностях в технически сложных товарах;

• претензия потребителя ответчику с указанными требованиями с отметкой, подтверждающей факт вручения претензии продавцу;

• ответ на претензию. По общим правилам гражданского права срок, в течение которого ответчик должен дать письменный ответ, устанавливается в один месяц;

• доказательства, подтверждающие убытки потребителя от использования товара ненадлежащего качества.

Особенности доказывания при предоставлении услуг

Следующим разделом Закона РФ «О защите прав потребителей» является защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг). Для многих видов услуг или работ существуют специальные правила, регулирующие частные вопросы такой деятельности, например, Правила оказания услуг телефонной связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. №1235, или Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. №290. Все они в качестве базового документа используют Закон РФ «О защите прав потребителей».

При этом удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы.

Предмет доказывания. При предъявлении требований потребитель услуг должен доказать:

1) факт выполнения услуг соответствующей организацией или лицом;

2) факт нарушения сроков выполнения услуг или ненадлежащего качества выполненной работы;

3) факт обращения к исполнителю с предостережением о возможном нарушении сроков выполнения работы, если становится очевидным, что она не будет выполнена в срок;

4) факт обращения к исполнителю с просьбой о выполнении последствий нарушения исполнителем сроков выполнения работ (ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей»);

5) факт обращения к исполнителю с просьбой о выполнении последствий ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» при обнаружении недостатков выполненной работы.

Подлежит доказыванию в судебном процессе факт отказа исполнителем произвести указанные выше действия. Судом выясняются:

1) гарантийный срок выполненной работы;

2) причины несоблюдения исполнителем срока выполнения работы, произошло ли несоблюдение сроков вследствие непреодолимой силы или вины потребителя;

3) причины недостатков выполненной работы (услуги), произошло ли это после принятия работы потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы;

4) даты начала и окончания выполнения работы, дата уведомления потребителем исполнителя о нарушении срока или обнаружении недостатков выполненной работы;

5) наличие понесенных потребителем убытков вследствие нарушения срока выполнения работы или недостатка выполненной работы;

6) иные обстоятельства в соответствии с конкретными Правилами оказания услуг.

Необходимые доказательства. Для подтверждения фактов, перечисленных в предмете доказывания, сторонам необходимо представить суду доказательства по делу. Ими должны быть:

• документ, подтверждающий выполнение указанной работы (оказанной услуги) исполнителем. Подобным доказательством могут служить договор об оказании услуг, выполнении работы; квитанция; транспортная накладная;

• надлежаще оформленный акт об объеме выполненной работы с указанной в договоре датой окончания выполнения работы (оказания услуги) (при доказывании нарушения исполнителем сроков выполнения работы). Для установления даты начала и окончания выполнения работы представляется акт о начале работы и акт о завершении выполнения работы;

• заключение специалиста о недостатках выполненной работы. В случае если при рассмотрении спора в суде возникли вопросы, для разрешения которых требуются специальные познания, по ходатайству любой из сторон судом может быть назначена экспертиза;

• претензия к исполнителю работы по выполнению требований Закона (при нарушении сроков или обнаружении недостатков выполненной работы) с отметкой, подтверждающей факт вручения претензии исполнителю работы;

• ответ на претензию исполнителя;

• доказательства, подтверждающие убытки потребителя вследствие нарушения срока выполнения работы или недостатка выполненной работы.

 

Таким образом, процессуальные особенности рассмотрения дел о нарушении прав потребителей выступают на стороне потребителя. По общему правилу предъявления иска Закон устанавливает альтернативную подсудность, когда потребитель вправе обратиться в суд по своему месту жительства.

Все лица, которые предъявляют иски по защите прав потребителей освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Закон также оговаривает круг лиц, которые участвуют в делах о защите прав потребителей. Это могут быть: Роспотребназдор; адвокаты; уполномоченные организации; граждане, допущенные судом к представительству; представители общественных организаций; эксперты; специалисты и другие. Данные лица выступают в интересах потребителя.

Законом допускается государственная и общественная защита прав потребителей. Государственная защита претерпела также множественные ведомственные изменения, а именнообразована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, подведомственная Министерству здравоохранения и социального развития РФ (Роспотребнадзор), которому переданы функции по контролю и надзору в сфере: санитарно-эпидемиологического надзора, надзора на потребительском рынке, защиты прав потребителей.

Законодательство допускает возможность участия общественных организаций в отстаивании интересов потребителей, в том числе на правах незаинтересованных лиц. Общественные организации могут вступать в судебные разбирательства на любой стадии, при этом рассмотрение дела начинается с самого начала.

При предъявлении требований потребитель должен доказать факт приобретения товара в соответствующем торговом месте и подтвердить ненадлежащее качество приобретенного товара. В процессе подлежат доказыванию наличие гарантийного срока, факт отказа руководителем или должностным лицом произвести указанные выше действия. Распределение обязанностей по доказыванию, на которые ссылаются стороны, ложится на плечи каждой из сторон.


 

Заключение

В данной работе рассмотрено правовое регулирование защиты прав потребителей, которое является одним из существенных факторов развития экономики, и преследует две основные цели: первая – информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах и услугах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, вторая - защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется.

Раскрываются содержание защиты прав, таких как право самостоятельно выбирать как форму, так и конкретный способ защиты, основываясь только на своем внутреннем убеждении эффективности и правильности.

Перечисляются различные способы защиты гражданских прав, по выбору истца. Это может быть признание права, возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда и другие.

Рассказывается о формах защиты прав потребителей. Которые выбираются на усмотрение потребителя - внесудебная или судебная. Внесудебная форма подразумевает возможность потребителя предъявлять претензию непосредственно продавцу (производителю, исполнителю).

Что касается процессуальных особенностей рассмотрения дел о нарушении прав потребителей выступают на стороне потребителя. По общему правилу предъявления иска Закон устанавливает альтернативную подсудность.

Детально исследован вопрос посвященный лицам, которые предъявляют иски по защите прав потребителей.

В работе освещен вопрос особенностям доказывания по делам о защите прав потребителей. При предъявлении требований потребитель должен доказать факт приобретения товара в соответствующем торговом месте и подтвердить ненадлежащее качество приобретенного товара. В процессе подлежат доказыванию наличие гарантийного срока, факт отказа руководителем или должностным лицом произвести удовлетворить законные требования потребителя. Распределение обязанностей по доказыванию, на которые ссылаются стороны, ложится на плечи каждой из сторон.

Однако действующее законодательство содержит некоторые недостатки. Предлагается внести изменения в статью 17 в которой, не оговорен порядок обязательного досудебного разбирательства зачастую продавец узнает о претензиях к нему лишь тогда когда к нему приходит судебная повестка. Было бы правильно закрепить в законе положения обязывающего покупателя в сначала обратится с претензией к продавцу, а в случае отказа или не полного удовлетворения требования обращаться в суд. Предположительно, что на практике осуществить подобную возможность достаточно трудно, потому как разрешение конфликтов доводится до суда по причине отсутствия возможности договориться сторонами в области возмещения морального вреда.

Дополнить статью 8, где не полно раскрывается понятие «необходимая информация» и при возникновении споров следует исходить из обычно предъявляемых требований. Следует дать полное определение этому понятию.

Необходимо изменить пункта 4 статьи 26.1 предлагается увеличить срок отказа от товара надлежащего качества, проданного дистанционным способом до 7 рабочих дней.

Так как при отказе от товара потребитель может столкнуться, с тем что организации осуществившие доставку могут не работать, по причине выходных и праздничных дней.

Предлагается внести изменения в пункт 7 статьи 18, в законе не обходимо установить расстояние доставки крупногабаритных грузов. В законе оговорена обязанность продавца о доставке товаров весом свыше 5 килограмм, но не оговорено расстояние, что предоставляет продавцам право на самостоятельное его установление. Для установления конкретного расстояния необходимо исследовать положение продавцов.

Целесообразно было бы рассмотреть возможность преподавания в учебных заведениях специальной дисциплины, посвященной теме защиты потребительских прав, либо добавление темы защиты прав потребителей в существующие правовые дисциплины.

Также, фактически отсутствует и ответственность за предоставление некачественных услуг в сфере образования.

В последние годы появились ранее не встречавшиеся в судебной практике категории гражданских дел, предметом которых стали требования о защите прав неопределенного круга лиц, т.е. лица участвующие в деле не имеющие своих собственных юридических заинтересованностей (муниципальные власти, общественные организации) стали чащеобращаться в суд с целью защиты прав не конкретного потребителя, а потребителей в целом. Появление таких категорий гражданских дел свидетельствует о повышении ответственности и заинтересованности в защите прав потребителей на государственном и общественном уровне, что говорит о развитии потребительского права в России.

В целом можно сказать, что законодательство за 15 лет претерпело сильнейшие изменения, в лучшую для потребителя сторону, поставив его как главную ценность потребительских отношений.

Таким образом, законодательство представляет собой сложный механизм и Закон «О защите прав потребителей» является его частью. Как и во всех механизмах в законодательстве есть недоработки, которые можно устранить принятием новых изменений и дополнений.

 

 

Список литературы

Нормативно правовые акты:

1. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» от 9.04.1985 г. № 39/248

2. Конституция Российской Федерации. 12.10.1993г. // Российская газета, -1993. № 237

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г.// Собрание законодательства РФ. – 1994. -№ 32. - Ст. 3301. (ред. от 06.12.2007).

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26.01.1996 г. // Собрание законодательства РФ. -1996. № 5. - Ст. 410. (ред. от 25.12.2008).

Литература:

5. Богдан, В.В. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг / В.В. Богдан // - М.: Юрист, 2003., - № 7. - С. 17

6. Шкварец, В.Н. Особенности доеазывания для исполнения услуги по делам о защите прав потребителей / В.Н. Шкварец // -Саратов, 2003. - С. -171 - 179

7.. Сергеев, А.П., Толстой, В.К. Гражданское право. Учебник, часть 1 / А.П. Сергеев, В.К. Толстой // - М.: Проспект, 2006. - С. 784

8. Распопин, А.Н., Смолянинов В.П. Справочник потребителя / А.Н. Распопин // - Новосибирск: Издательство ЮКЭА, 2006. - С. 141

9. Укусова, Е., Дела о защите прав неопределенного круга лиц / Е. Укусова // - М.: Российская юстиция, 1997. - С. 31

10. Еналеева, И.Д., Кулаков, О.С., Петров, М.И., Хасин, К.В. Правила торговли. Защита прав потребителей / И.Д. Еналеева, О.С. Кулаков, М.И. Петров, К.В. Хасин // - М.: Издательсктй центр МарТ, 2005. - С. 448

 

 

 

Общие положения гражданского процессуального права. 5

Предмет и метод гражданского процессуального права. 5

Система гражданского права. 5

Источники гражданского процессуального права. 6

Действие гражданских процессуальных норм во времени, пространстве и по кругу лиц. 7

Соотношение гражданского процессуального права с другими отраслями права. 8

Виды гражданского судопроизводства. 9

Понятие гражданского судопроизводства, его функции и стадии. 9

Особенность предмета, метода и системы науки гражданского. 10

процессуального права. 10

Принципы гражданского процессуального права. 11

Принципы гражданского процессуального права и их виды. 11

Система организационно – функциональных принципов. 11

Принципы, определяющие процессуальную деятельность. 13

Гражданские процессуальные правоотношения. 18

Специфика гражданского процессуального правоотношения. 18

Основания возникновения гражданских процессуальных правоотношений. 19

Элементы гражданского процессуального правоотношения. 20

Подведомственность гражданских дел. 21

Подведомственность гражданских дел. 21

Дела подведомственны судам общей юрисдикции. 22

Подсудность. 22

Понятие подсудности и ее виды. 22

Значение родовой подсудности. 23

Разграничение дел по территориальной подсудности. 25

Передача дела из одного суда в другой. 27

Суд, 28

как субъект гражданских процессуальных правоотношений. 28

Решение вопроса о составе суда и отвода. 28

Лица, участвующие в деле. 29

Лица, относящиеся к участвующим в суде. 29

Права и обязанности, имеющие лица, участвующие в деле. 30

Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность. 31

Сторона в гражданском процессе. 31

Права и обязанности сторон в гражданском процессе. 32

Значение процессуального соучастие. 33

Регулирование порядка замены ненадлежащей стороны. 34

Процессуальная правопреемство. 35

Понятие третьих лиц. 35

Сущность и значение прокурора в процессе. 36

Случаи, когда органы государственной власти и органы местного самоуправления могут возбуждать гражданское дело. 37

В каком порядке органы государственной власти и органы местного самоуправления дают заключения по делу. 38

Представительство в суде. 39

Институт судебного представительства. Ошибка! Закладка не определена.

Виды судебного представительства. 39

Представитель в суде. 40

Оформление полномочия представителя. 41

Объем полномочий представителя. 42

Судебное доказывание и доказательства. 42

Значение судебного доказывания. 42

Понятие судебных доказательств. 43

Процесс доказывания. 43

Относимость и допустимость доказательства. 45

Предмет доказывания. 45

Распределение обязанностей по доказыванию. 46

Специфика объяснения сторон и третьих лиц. 46

Свидетельское показание. 47

Классификация письменных доказательств. 48

Вещественные доказательства. 49

Исследование аудио- и видеозаписи. 50

Порядок дачи заключения эксперта. 51

Институт обеспечения доказательств. 53

Принципы оценки доказательств. 53

Судебные расходы и судебные штрафы.. 54

Функции судебных расходов в гражданском судопроизводстве. 54

Порядок взимания государственной пошлины. 54

Издержки, связанные с рассмотрением дела. 57

Основание для отсрочки, рассрочки и освобождения от уплаты судебных расходов. 58

Распределение судебных расходов между сторонами. 60

Порядок наложения судебных штрафов. 61

Процессуальные сроки. 62

Назначение процессуальных сроков. 62

Исчисление процессуальных сроков. 63

Условия приостановления, восстановления и продления процессуальных сроков. 64

Судебные извещения и вызовы.. 65

Порядок извещения и вызова лиц, участвующих в деле, в суд. 65

Случаи, подлежащие розыску ответчика. 66

Приказное производство. 67

Сущность приказного производства. 67

Реализация гарантий прав в приказном производстве. 69

Предъявление иска. 69

Исковое производство – основной вид гражданского судопроизводства. 69

Иск и его элементы. 70

Классификация иска. 71

Соотношение понятия на иск и право на предъявление иска. 72

Средства процессуальной защиты против иска. 72

Распоряжение сторон исковыми средствами защиты. 73

Значение предъявления иска. 74

Правовые последствия возбуждения гражданского дела. 75

Обеспечение иска. 76

Меры, принимаемые по обеспечению иска. 76

Права у ответчика при обеспечении иска. 76

Подготовка дела к судебному разбирательству. 77

Значение стадии подготовки дела к судебному разбирательству. 77

Распределение подготовительных действий между судом и сторонами. 77

Сущность предварительного судебного заседания. 78

Судебное разбирательство – центральная стадия гражданского процесса. 78

Значение подготовительной части судебного заседания. 80

Рассмотрение дела по существу. 81

Порядок участия сторон в судебных прениях. 83

Порядок постановления и оглашения судебного решения. 83

Процессуальный порядок отложения разбирательства дела. 84

Решение суда первой инстанции. 84

Сущность и значение судебного решения. 84

Требования, предъявляемые к судебному решению. 84

Части судебного решения. 85

Порядок устранения недостатков судебного решения. 85

Законная сила судебного решения. 86

Порядок исполнения судебного решения. 86

Окончание дела без вынесения решения суда. 87

Случаи, когда производство по делу приостанавливается. 87

Основания на прекращения производства по делу. 88

Оставление заявления без рассмотрения. 89

Определение суда первой инстанции. 89

Случаи, выносимые определения судом первой инстанции. 89

Содержание определения суда. 90

Обжалование судебных определений. 90

Протокол судебного заседания. 91

Значение протокола судебного заседания. 91

Влияние участников процесса на содержание протокола судебного заседания. 92

Заочное производство. 92

Специфика заочного производства. 92

Порядок обжалования заочного решения. 93

Производство по делам, возникающим из публично – правовых отношений. 94

Особенность судопроизводства по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части. 94

Порядок судопроизводства по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественные объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. 96

Гарантия защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в гражданском судопроизводстве. 97

Особое производство. 99

Предмет судебной защиты в особом производстве. 99

Подсудность дел особого производства. 99

Процессуальные особенности, характеризующие рассмотрение дел особого производства. 100

Процессуальные особенности рассмотрения дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение. 101

Вопросы разрешающиеся судом при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) ребенка. 102

Разрешение дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлеии умершим. 103

Особенность рассмотрения дел об ограничении дееспособности гражданина, признании гражданина недееспособным, ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами. 104

Решение вопроса об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным. 105

«Вызывное производство». 106

Процессуальный порядок гарантирующий права лиц, в отношении которых решается вопрос о принудительной госпитализации в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании. 108

Особенности рассмотрения дел о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния. 109

Порядок рассматривания заявления о совершении нотариальных действий или об отказе в их совершении. 110

Апелляционное производство по пересмотру решений и определений мировых судей. 111

Сущность и значение апелляционного производства. 111

Право обратиться с апелляционной жалобой. 111

Порядок рассмотрения жалобы судом апелляционной инстанции. 112

Производство в суде кассационной инстанции. 113

Значение стадии кассационного производства. 113

Осуществление права на кассационное обжалование. 114

Процессуальный порядок установленный для суда кассационной инстанции. 115

Полномочия суда кассационной инстанции. 116

Основания к отмене судебных решений. 117

Производство в надзорной инстанции. 118

Не признание надзорного производства Европейским судом по правам человека необходимым средством правовой защиты. 118

Части надзорного производства. 119

Полномочия суда надзорной инстанции. 120

Пересмотр вступивших в законную силу решений и определений по вновь открывшимся обстоятельствам.. 121

Сущность пересмотра решений и определений по вновь открывшимся обстоятельствам. 121

Порядок пересмотра решений, определений по вновь открывшимся обстоятельствам. 122

Производство по делам об оспаривании решений третейских судов. 123

Особенности защиты прав третейском суде. 123

Процессуальный порядок установленный для оспаривания решений третейских судов. 125

Порядок исполнения решения третейского суда. 127

Производство, связанное с исполнением судебных постановлений. 128

Исполнительное производство как стадия гражданского процесса. 128

Участники исполнительного процесса. 129


Учебное пособие по предмету «Гражданское процессуальное право».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: