Несколько слов об индийских железных дорогах

 

Из Дели на северо-восток, в один из важных лесных районов Индии, мы поехали по железной дороге.

Вот и поезд. В его составе — главным образом вагоны третьего класса. Они переполнены людьми. Внутри вагонов невыносимая жара, несмотря на открытые окна. Тысячи людей в этих вагонах стоят и сидят, обливаясь потом, обмахиваясь и отираясь полотенцами. Еще больше бедного народа на платформах. Люди кучками сидят и лежат прямо на бетонной поверхности платформы.

Нашей делегации предоставлено двойное купе в вагоне первого класса.

Как и в большинстве западноевропейских вагонов, в каждом купе отдельный выход, открывающийся прямо на платформу. Снаружи у дверей вагона против каждого купе визитные карточки с фамилиями пассажиров «саибов», конечно в английской транскрипции.

В нашем купе первого класса два мягких дивана и два кресла, во втором ярусе-этаже еще два спальных места.

Три электрических пропеллерных вентилятора в углах купе внушительно напоминают о том, за исключением, может быть, немногих самых холодных зимних недель (да и то только в Северной и Центральной Индии). Для усиления вентиляции имеются вентиляционные решетки особого устройства вверху вагона. В уборной купе устроен душ. Пассажиры один за другим обливаются водой под этим душем. Но, едва успев одеться, снова обливаются… п о том, затем — снова водой под душем…

Несмотря на то, что окна закрыты лишь решетчатыми жалюзи, несмотря на вентиляционные решетки, воздух в купе затхлый. Очень не хочется закрывать дверь даже и на ходу поезда. Но это, конечно, невозможно.

Еще до отъезда из Дели мы были предупреждены, что на индийских железных дорогах даже в вагонах первого класса постельного белья «не полагается». Так оно оказалось в действительности.

По пути в Дера-Дун ночью и утром на станциях можно было видеть ту же картину, что и на делийском вокзале. Только вагоны третьего класса, казалось донельзя переполненные еще «на старте», в Дели, переполнились в пути еще настолько, что, заглядывая в них через окна, нельзя было представить, как же переносят люди такую тесноту и духоту.

За ночь лица и одежда пассажиров покрылись ровным слоем пыли, брюнеты особенно заметно «перекрасились» в светлые глинисто-каштановые цвета.

Поезда в Индии ходят с большой скоростью. Этого требуют «коммерческие интересы эксплуатации» индийских железных дорог. Однако эти «интересы» далеко не обеспечены в техническом отношении.

Климатические и почвенные условия являются причиной необычайно быстрого разрушения шпал.

Как известно, в условиях умеренного климата главной причиной порчи шпал является жизнедеятельность особых грибков — разрушителей древесины. Они причиняют мало заметный для неспециалиста, но в действительности — чудовищно огромный ущерб, преждевременно выводят из строя шпалы, вызывают необходимость трудоемких и дорогостоящих работ по замене негодных шпал новыми.

О том, насколько велик этот ущерб, можно судить по тому, что, например, в условиях дореволюционной России он составлял в среднем ежегодно около одного миллиарда рублей (в золотом исчислении!).

Такова была «цена» жизнедеятельности невзрачных грибов, живущих за счет разрушения древесины. С тех пор, в результате усовершенствования методов пропитки шпал антисептиками, этот ущерб резко уменьшился, но все же еще и поныне он велик.

В тропическом же и субтропическом климате Индии с ее муссонными дождями подобного рода разрушительные процессы протекают несравненно интенсивнее в шпалах и в других деревянных сооружениях (особенно тех, которые непосредственно соприкасаются с почвой). Древесина в таких условиях разрушается необычайно быстро: в течение нескольких месяцев, даже в течение немногих недель!! Это происходит не только вследствие жизнедеятельности упомянутых грибков, но зачастую в еще большей мере под воздействием различных насекомых (термиты и др.). Неудивительно, что по крайней мере на некоторых железных дорогах Индии пришлось вовсе отказаться от деревянных шпал и на протяжении многих сотен километров укладывать рельсы на железные (или чугунные?) шпалы.

По таким дорогам поезда идут с большой скоростью и с невероятным грохотом: при разговоре в вагоне такого поезда нужно кричать или по движению губ собеседника по возможности догадываться, какие слова он произносит…

 

 

cтр. 174-178:

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: