double arrow

Методика проведения уроков с экологическим содержанием. При изучении биологии 6 класса учащиеся сталкиваются с вопросами о связи строения и жизнедеятельности растений с условиями окружающей среды


При изучении биологии 6 класса учащиеся сталкиваются с вопросами о связи строения и жизнедеятельности растений с условиями окружающей среды, т.е. с экологическими понятиями. В этом контексте можно выделить три группы экологических понятий: о среде обитания растений, о жизненных формах, т.е. приспособлениях растений к жизни в определенной среде, и о взаимном влиянии растений друг на друга. Экологические понятия формируются при изучении морфологического и анатомического строений растений, их жизнедеятельности в зависимости от условий окружающей среды. При изучении систематики растений и рассмотрении вопросов развития растительного мира на Земле эти понятия дополняются, усложняются. Знакомясь с растительными сообществами, учащиеся узнают о том, как влияют растения друг на друга и на среду обитания, как отдельные растения определяет жизнь сообщества и изменения среды.

Для формирования экологических знаний важно, чтобы учащиеся имели запас знаний о конкретных растениях и их взаимоотношениях со средой обитания, которые приобретаются как на уроках, так и (в большей мере) при выполнении внеурочных заданий, работе с растениями в уголке живой природы, на школьном учебно-опытном участке, на экскурсиях в природу. Важно широко использовать на уроках гербарный материал, демонстрирующий морфологическое разнообразие вида. Большое значение здесь имеют использование краеведческого материала, проведение фенологических наблюдений, составление календарей природы.




На уроках необходима демонстрация аудиовизуальных средств наглядности и т.д. Итак, для формирования у школьников знаний о взаимосвязи растений с окружающей средой необходимо:

1) вскрывать причинно-следственные связи различных явлений жизни растений, от наблюдения явлений переходить к познанию их сущности;

2) связывать экологические понятия с морфологическими и физиологическими;

3) связывать внеурочные формы работы (задания, экскурсии и пр.) с материалом уроков;

4) широко привлекать краеведческий материал и результаты фенологических наблюдений;

5) использовать растения уголка живой природы и проводить опыты с ними;

6) использовать в учебном процессе кинофильмы, кинофрагменты и др. изобразительные средства наглядности.

 







Сейчас читают про: