Методика проведения уроков с анатомическим содержанием

При изучении биологии в 6 классе учащиеся знакомятся с внутренним строением растений, т.е. их анатомии. Появление этой науки обязано микроскопу.

Микроскопирование как метод научного исследования сыграло огромную роль в истории науки. Не менее важно оно и в учебном процессе. Работа со световым микроскопом в школе развивает у учащихся пространственное воображение, наблюдательность, критическое мышление, воспитывает точность и аккуратность. Отличительной особенностью уроков с анатомическим содержанием является использование увеличительных приборов и приготовление препаратов для микроскопического изучения, а также умение рассматривать постоянные препараты.

В связи с этим, изучение нового материала на уроках о внутреннем строении растений следует начинать с подготовки школьников к лабораторной работе. Сначала учитель объясняет особенности клеточного строения изучаемого объекта, используя таблицу, микропроекцию или кодоскоп, слайды, затем знакомит учащихся с устройством микроскопа и правилами пользования им, наконец, показывает способ приготовления изучаемого микропрепарата. После такой подготовки проводится лабораторная работа по приготовлению и изучению микропрепарата. Она и составляет главную часть урока. Если учащиеся уже знакомы с микроскопом и работали с ним, то урок строится на повторении строения микроскопа, правил работы с ним, правил приготовления и рассматривания препарата. Важно вспомнить, углубить и расширить имеющиеся знания.

В тех случаях, когда препарат не очень сложный, его изучение учащимися может осуществляться самостоятельно при фронтальной руководящей роли учителя. Руководство осуществляется постановкой вопросов или формулировкой заданий по рассмотрению микропрепаратов для наблюдения их в определенной логической последовательности.

Лабораторная работа учащихся может проводиться индивидуально (если в кабинете биологии есть микроскоп на каждый стол) или фронтально (если микроскопов всего 2-3). Во втором случае микропрепарат готовит каждый ученик и поочередно рассматривает его, а другие в это время рисуют или рассматривают рисунок клеточного строения изучаемого объекта в учебнике.

При индивидуальной работе необходимо дать учащимся четкий инструктаж о содержании и этапах работы. Задания пишутся на доске или раздаются на карточках. На уроках по изучению клеточного строения растений широко используется учебный рисунок. Знакомя учащихся с клеточным строением изучаемого объекта, учитель, как правило, делает на доске меловой рисунок. Учащиеся подобный рисунок делают в тетрадях, рассматривая препарат под микроскопом. К рисункам учитель и учащиеся обращаются при закреплении материала и проверке знаний. Учитель биологии должен владеть методикой учебного рисунка. Основные педагогические требования к нему:

• рисунок выполняется на основе восприятия учащимися предметов или явлений природы;

• на доске и в тетрадях он должен быть схематичным, простым, четким и крупным, но при этом правильно отражать действительность;

• предмет или явление зарисовываются постепенно: сначала изображаются основные признаки предмета (контуры), а затем – все остальные;

• учитель использует цветные мелки, учащиеся – простой карандаш, при необходимости - цветные карандаши;

• зарисовка на классной доске сопровождается объяснением учителя;

• каждая надпись соединяется с соответствующей частью рисунка сплошной линией.

Чаще всего лабораторная работа оформляется в тетрадях. После числа и темы урока пишется «Лабораторная работа». Далее, каждый раз с новой строки записывают тему, цель и оборудование. Затем посредине новой строки с заглавной буквы «Ход работы». После коротко поэтапно описывается выполнение работы.

При оформлении работы необходимо обратить внимание на следующие особенности:

• Если в ходе работы задается вопрос, то записывается ответ, если требуется выполнить рисунок, заполнить таблицу, то соответственно выполняется рисунок или заполняется таблица.

• Рисунки должны иметь размер не меньше, чем 6х6 см не обязательно рисовать все, что видно в микроскоп, достаточно зарисовать небольшой фрагмент. Рисунок выполняется карандашом, а надписи ручкой. Все рисунки должны иметь обозначения составных частей. В противном случае снижается оценка.

• Рисунки должны располагаться на левой стороне тетрадного листа, подписи к рисункам – внизу.

• Таблицы заполняются четко и аккуратно. Таблица должна занимать всю ширину тетрадной страницы.

• Схемы должны быть крупными и четкими, выполненными простым карандашом (допускается использование цветных карандашей), содержать только главные, наиболее характерные особенности, детали.

• Ответы на вопросы должны быть аргументированы; ответы типа «да» или «нет» не принимаются. Списанные и одинаковые ответы на задания не оцениваются или же оценка снижается на балл.

• В конце каждой лабораторной работы обязательно записывается вывод по итогам выполненной работы (вывод формулируется исходя из цели работы). Лабораторная работа без вывода не оценивается выше «2». Практические и лабораторные работы проводятся по биологии согласно календарно-тематическому планированию, в соответствии с требованиями учебной программы по биологии. Практические и лабораторные работы проводятся как индивидуально, так и в парах или группах. Поэтому учитель заранее сообщает график выполнения этих работ. При оценке результативности выполнения практической и лаборатор- ной работы учитель использует следующие критерии:

• умение ученика применять теоретические знания при выполнении работы;

• умение пользоваться приборами, инструментами, самостоятельность при выполнении задания;

• темп и ритм работы, четкость и слаженность выполнения задания;

• достижение необходимых результатов;

• оформление результатов работы.

Как правило, при проведении практических и лабораторных работ не проводится дифференциация заданий по уровням, поэтому оценивание результатов выполненного задания осуществляется учителем на основе предлагаемых критериев.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: