double arrow

Методика проведения уроков с экологическим содержанием. ТЕМА 4. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «РАСТЕНИЯ» ШКОЛЬНОГО КУРСА БИОЛОГИИ


ТЕМА 4. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «РАСТЕНИЯ» ШКОЛЬНОГО КУРСА БИОЛОГИИ

Общие вопросы.

Методика изучения уроков морфологического содержания

Методика проведения уроков с анатомическим содержанием

Методика проведения уроков с физиологическим содержанием

Методика проведения уроков с содержанием по систематике

Методика проведения уроков с экологическим содержанием

Литература:

Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.

Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика преподавания биологии.

 

Биология как единый самостоятельный курс начинает изучаться учащимися в 5-6 классах.

Знакомство с биологией в средней школе начинается с ботаники, что повышает значение этого курса в подготовке учащихся. Изучая методику ее преподавания в 5-6 классе, необходимо уяснить особенности ее содержания и вытекающую из нее специфику методики преподавания, познакомиться с логикой ее построения в свете теории познания и принципов дидактики.

Раздел состоит из основ важнейших элементов ботанической науки: морфологии, анатомии, физиологии, систематики, экологии, фитоценологии, географии растений, земледелия, растениеводства (специальные понятия). Вместе с тем в этом разделе начинается формирование и общебиологических понятий: организм, его клеточное строение, единство форм и функции, обмен веществ, индивидуальное и историческое развитие организмов, их связь с окружающей средой и др. Кроме того, содержание данного раздела связано с природоведением, химией, физикой, физической географией, трудовым обучением и другими учебными предметами.




В начальных классах учащиеся многое узнают о неживой и живой природе, в частности о растениях. Предметные уроки, экскурсии в природу, фенологические наблюдения, лабораторные и практические работы помогают им овладеть знаниями о дикорастущих и культурных растениях, об их многообразии, значении в природе и хозяйственной деятельности человека. При изучении воды, воздуха, их свойств и состава у учащихся формируются знания об условиях жизни растений. Таким образом, они подготовлены к восприятию материала о растениях, структура содержания которого в вариативных программах различна.

Школьная биология, в частности раздел «Бактерии. Грибы. Растения», способствует решению следующих задач:

1. Освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма.

2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты.



3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

4. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.

5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.

Основные задачи отражены в школьной программе по биологии. Зная их, учитель планирует конкретные уроки, ориентируется на формируемые понятия, определяет образовательные (система понятий, умений, навыков), развивающие (развитие личностных качеств учащихся) и воспитательные задачи. Планируя образовательные задачи урока, не нужно забывать, что, кроме знаний, необходимо формировать умения, как специальные, так и общеучебные.



Школьная программа по биологии включает перечень формируемых умений. Умения, связанные с изучением растений, можно разделить на следующие группы:

а) приготовление микропрепаратов и просмотр их под микроскопом;

б) распознавание органов растений, их частей;

в) определение принадлежности растений к различным систематическим группам;

г) выполнение простейших экспериментов, выясняющих физиологические процессы растительных организмов и необходимые для них условия;

д) наблюдение сезонных явлений в природе; е) выявление взаимосвязи растений с внешней средой;

ж) правильное использование растительных богатств и их воспроизводство, охрана природы;

з) выращивание культурных растений, уход за ними.

Формирование выделенных групп умений возможно при условии систематического выполнения учащимися разнообразных самостоятельных работ с натуральными объектами, постановки опытов, проведения наблюдений в природе, побуждающих к активной мыслительной деятельности, усвоения главного, существенного. Знание содержания раздела позволяет учителю на каждый урок определять методы и методические приемы, так как последние взаимосвязаны с содержанием и обусловлены им.

Таким образом, выбор метода урока не может быть случайным. Он должен соответствовать содержанию учебного материала и возрастным особенностям школьников. Различные категории специальных понятий формируются следующими методами: – морфологические понятия – наблюдением, распознаванием и определением; – анатомические понятия – наблюдением, микроскопированием; – физиологические понятия – постановкой опытов и ведением наблюдений за ними; – экологические понятия – словесными и наглядными методами; – систематические понятия – описанием, распознаванием и определением растений и т.д.

На этот раздел школьного курса биологии ложится задача научить учащихся наблюдать объекты природы, ставить с ними опыты, работать с микроскопом, определителем. В связи с этим будущий учитель должен знать, как научить школьников этим методам.

Рассмотрим последовательность обучения учащихся умению наблюдать. Первый этап обучения приемам наблюдения начинается с организации фронтальной работы. Учащимся сообщается тема наблюдения, ставится познавательная задача, называется объект, а далее весь процесс наблюдения разбивается учителем на ряд последовательных действий (операций). Учитель инструктирует по каждой операции, предлагает учащимся выполнить ее, проверяет правильность выполнения и после этого переходит к пояснению следующей операции. В конце всей работы делается вывод. Необходимая учебная информация, которую школьники не смогут выявить в процессе наблюдения, сообщается учителем в ходе инструкции.

Например, в 6 классе на уроке «Строение семян двудольных растений» содержание лабораторной работы по наблюдению и распознаванию строения семян фасоли или гороха можно разделить на следующие операции.

1. Наблюдение, распознавание и определение частей семени фасоли или других, определение главного в их строении.

2. Распознавание и сравнение набухших и сухих семян фасоли, гороха, определение их формы, размера, окраски.

3. Нахождение признаков различия, определение причин, вызвавших отличие.

4. Снятие кожицы с набухшего семени, рассматривание ее; определение функции.

5. Рассматривание зародыша семени, нахождение двух семядолей, зародышевого корешка, стебелька и почки с листочками.

6. Нахождение частей семени на таблице «Строение семени фасоли».

7. Сравнение зародыша семени с проростком, определение функций семядолей, определение, из каких частей зародыша какой орган проростка развивается.

8. Зарисовка строения семени фасоли, гороха в тетрадь.

9. Вывод о строении семени фасоли, гороха. На втором этапе можно использовать письменные инструкции, которые включают описание операций, их последовательность и необходимую учебную информацию.

Работа по такой инструкции организуется также фронтально, по операциям, но с большей долей самостоятельности. Учащиеся сами читают содержание операции, выполняют ее, учитель контролирует и, убедившись в правильности выполнения, разрешает приступить к следующей. На третьем этапе учащиеся также пользуются письменными инструкциями, но им разрешается выполнять всю работу, а проверка проводится после ее полного завершения. Таким образом, по мере того как школьники овладевают приемами наблюдения, увеличивается степень их самостоятельного мышления и действий.

Основной формой обучения биологии (ботаники) является урок. По дидактическим задачам, как уже указывалось, уроки бывают вводные, обобщающие, контрольно-учетные, раскрывающие содержание темы и комбинированные.

В дополнение к урокам при изучении растений видное место отводится экскурсиям, минимум которых и тематика также определены школьной программой. Ботанические экскурсии имеют свои характерные признаки. Они проводятся в различных фитоценозах, объектами изучения на них являются растения, находящиеся в естественных условиях обитания. Учащиеся имеют возможность наблюдать их в связи со средой обитания, определять их взаимосвязь с другими объектами живой природы, состояние, фазы развития и т.д. Успех зависит от выбора места, методов и объектов изучения, составления плана экскурсии. В зависимости от дидактических целей экскурсии могут быть вводными, раскрывающими содержание темы, и обобщающими. Они должны носить сезонный характер. Биологические понятия, сформированные на ботаническом материале, должны заложить в сознании учащихся прочную основу для усвоения после дующих разделов школьной биологии. Внеурочная работа по общей биологии может быть связана с проведением наблюдений и постановкой опытов в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы. Это может быть сбор материала по темам «Эволюционное учение», «Основы генетики и селекции», «Размножение организмов» и др. Задания чаще всего носят предварительный характер, и обобщенные результаты их используются на уроках.







Сейчас читают про: