Методика проведения уроков с физиологическим содержанием

Изучая в 6 классе биологию, школьники приобретают знания о жизненных процессах растительного организма. Эксперимент является характерной особенностью таких уроков с физиологическим содержанием. Эксперимент проводится в искусственно созданных условиях, причем из сложного комплекса многообразных естественных влияний на организм отбирается и выясняется воздействие лишь отдельных изолированных факторов.

На уроках биологии с физиологическим содержанием эксперимент выступает как метод обучения. При этом он может быть использован в качестве демонстрации, тогда метод будет наглядный, или служит основой лабораторной работы учащихся, практический метод обучения.

При демонстрации источниками знаний являются слово – объяснение учителя – и учебник, а эксперимент только подтверждает высказанные предположения. Исследовательский подход в демонстрационном эксперименте предполагает постановку проблемы (формулировка гипотезы), поиски путей ее разрешения (разработка условий эксперимента), демонстрацию эксперимента или его результатов и выводы (раскрытие сущности изучаемого явления). Исследовательский подход в лабораторном эксперименте осуществляется аналогично, но учащиеся сами ставят эксперимент. Демонстрацию опытов следует проводить во всех классах и связывать их с темой урока, т.к. опыт должен дать ответ на главные вопросы урока.

Для того чтобы демонстрация опыта приносила наибольший эффект, надо соблюдать следующие условия:

1) Опыт не должен быть слишком затяжным и желательно, чтобы он был выполнен или в течение одного урока, или нескольких уроков. Однако это требование не исключает возможности проводить школьниками длительные (в течение нескольких недель и даже месяцев) опыты на фермах по кормлению и уходу за животными, на пришкольных участках, в ученических производственных бригадах на полях, огородах, садах и теплицах колхоза-совхоза. В этом случае на уроках целесообразно демонстрировать лишь результаты опытов как в виде цифровых данных (привесы животных, урожай и качество продукции), так и в виде натуральных объектов (живых животных и растений). Можно использовать прием сближения начала и конца опыта. Демонстрируется закладка опыта и конечные результаты. Конечные результаты показываются на предварительно заложенном опыте. Ход опыта обсуждается.

2) При использовании эксперимента как метода познания важно, чтобы школьники усвоили основные приемы его постановки: эксперимент требует соблюдения постоянства всех условий, кроме одного, влияние которого на организм исследуется. Вариант с неизменным условием представляет собой контроль, а варианты с измененным исследуемым условием являются опытными. При демонстрации результатов эксперимента необходимо показывать как «контрольные», так и «опытные» растения, сравнивать их. Результаты сравнения надо фиксировать в рисунках, таблицах, графиках и т.д., что позволит закрепить данные наблюдений, найти причинно-следственные связи.

3) Во всех случаях и, особенно в младших классах, опыт должен быть маловариантным (лучше 2-3-вариантным), контрастным, выразительным.

4) Демонстрация опыта дает наибольший эффект в сочетании с бесе- дой, которая позволяет осмыслить результаты опыта.

5) Наряду с научным, теоретическим значением и направленностью, что само собой разумеется, желательно, чтобы опыт имел и воспитательное, и развивающее, прикладное (практическое) значение-ориентацию.

При этом условии данный опыт даст не только полезные результаты для их демонстрации на уроке (уроках), конференциях, олимпиадах, выставках, но и может быть использован как эффективный прием на фермах и полях. Только при соблюдении вышеуказанных условий демонстрация опытов, как один из видов наглядности, будет педагогически эффективным, способствуя более осознанному, углубленному и мотивированному (заинтересованному) усвоению учебного материала, пробуждая повышенный интерес к биологии, активизируя познавательную деятельность учащихся.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: