double arrow

Методика проведения уроков с содержанием по систематике


На уроках с содержанием по систематике формируются такие понятия, как вид, род, семейство, класс и т.д. Их формирование связано с изучением классификации живых организмов: в 6 классе – классификации растений; в 7 классе – классификации растений, животных. Вопросы классификации цветковых растений изучаются на протяжении ряда уроков, при этом учащиеся используют полученные ранее знания о внешнем строении цветкового растения. Характерной особенностью уроков, посвященных формированию понятий систематики, является практическая работа с растениями, изучение их признаков. Учителя часто организуют эту работу как составление морфолого-систематической карточки растения и его определение. Ниже приводится пример такой карточки.

Морфолого-систематическая карточка

Корень – … Стебель – … Листья – … Соцветие – … Цветок – … Плод – … Отдел – … Класс – … Семейство – … Род – … Вид – …

Обучение учащихся составлению морфолого-систематической карточки и определению растений первоначально организуется фронтально под непосредственным руководством учителя на конкретном примере (образец). В последующем самостоятельная работа учащихся ведется по образцу. Для определения растений используются школьные определители и специально составленные определительные карточки. Уроки по изучению разнообразия растений в пределах семейств также включают самостоятельную работу учащихся с живыми дикорастущими и культурными растениями, составление морфолого-систематических карточек и определение растений. Итоги этой работы могут быть оформлены в виде сводной




Особенности строения цветка и плода

Видовые названия Форма цветка Тип плода  
     

 

При обсуждении итогов работы необходимо подчеркнуть, что растения рассматривались по многим признакам, но у них есть общие черты: строение цветка и тип плода. Важно подчеркнуть, что знания морфологических признаков позволяет определять растения по определителям. Нужно на примере простых определительных таблиц показать, как провидится эта работа. Однако на уроках по систематике растений нельзя ограничиваться изучением морфологических признаков. Чтобы выработать у учащихся правильное отношение к природе, надо рассказать о биологии и значении отдельных видов в природе и хозяйственной деятельности человека.

Следовательно, при разработке уроков по систематике растений важно учитывать следующее:

•особенности развития понятий о классификации растений, их связь с другими биологическими понятиями;

•необходимость проведения практической работы по морфолого- систематическому анализу изучаемых растений;

•приемы, способствующие развитию у учащихся умений по определению растений;

•взаимосвязь уроков с опытнической работой учащихся на учебно- опытном участке и краеведческой работой в природе.

 







Сейчас читают про: