Методика изучения уроков морфологического содержания

В разделе «Растения, грибы, лишайники» школьного курса биологии учащиеся получают знания о внешнем и внутреннем строении представителей разных групп растительного мира, особенностях протекающих в них процессов, разнообразии. Многие уроки этого раздела включают морфологический материал.

Уроки с морфологическим содержанием обладают своей спецификой: на них необходимо широкое применение преимущественно натуральных средств наглядности, которые помогают создать у учащихся правильное представление о размерах, окраске, форме изучаемого объекта, способствуют развитию наблюдательности.

Большое место на уроках по морфологии растений должны занимать работы по наблюдению натуральных объектов, описанию их морфологических признаков. Поэтому основными методами являются распознавание, определение, описание объектов и др. Характер заданий для таких работ и их последовательность определяются особенностями объектов и спецификой восприятия детей 11-14-летнего возраста (конкретностью их мышления), познание здесь всегда должно начинаться с первичного синтеза, лишь затем переходя в анализ и обобщающий синтез.

Работы на уроках такого рода называются лабораторными. Лабораторные работы – это один из практических методов обучающего взаимодействия педагога с учащимися, заключающийся в проведении последними по заданию учителя опытов с использованием специального оборудования. Уроки с лабораторными работами являются очень ценными в учебно- воспитательном отношении при обучении биологии. Знания, полученные на лабораторных работах, хорошо запоминаются и долго держатся в памяти учащихся. На лабораторных работах учащиеся приобретают знания самостоятельно, путем непосредственного изучения объектов живой природы, а не получают в готовом виде. В процессе лабораторных работ учащиеся приобретают ряд практических умений и навыков: умение работать по плану, умение работать самостоятельно, умение работать с лабораторным оборудованием и т.д. Лабораторные работы развивают у учащихся интерес к 17 изучению природы, приучают учащихся доводить работу до определенного результата, воспитывают сознательную дисциплину труда. Сущность данного метода состоит в том, что учащиеся, изучив теоретический материал, под руководством учителя выполняют практические упражнения по применению этого материала на практике, вырабатывая, таким образом, разнообразные умения и навыки.

Лабораторные работы имеют ряд характерных признаков: – проводятся в классе или биологическом кабинете в специально предусмотренное время под непосредственным руководством учителя; – объекты изучения даются учащимся для непосредственных чувственных восприятий и детального изучения; – изучаются полученные объекты на основе устной цели и письменных указаний учителя. В основу лабораторных работ положен принцип научного познания, т.е. деятельность учащихся спланирована таким образом, чтобы отражался естественный ход приобретения знаний: от фактов, полученных в ходе проведения опыта, наблюдений, экспериментов, через обсуждение гипотез к знаниям.

Существуют различные классификации лабораторных работ:

1) по форме организации деятельности учащихся выделяют фронтальную, групповую (звеньевую) и индивидуальную лабораторные работы;

2) по содержанию: лабораторные работы по биологии растений, биологии животных, биологии человека, общей биологии;

3) по источникам используемой биологической информации на уроках ботаники выделяют лабораторные работы по изучению типичных животных растений, лабораторные работы с микроскопом, лабораторные работы с разнообразным раздаточным материалом;

4) по характеру учебно-познавательной деятельности учащихся: репродуктивного, частично-поискового и исследовательского типа.

Лабораторные работы в курсе биологии являются важной органической частью учебной программы. Их выполнение обязательно для каждого учителя, что необходимо для повышения образовательного уровня учащихся и получения навыков по практическому использованию полученных знаний. Лабораторные работы – это основа усвоения учащимися не только знаний, но и умений (практических, интеллектуальных и общеучебных). Включение лабораторных работ в программы указывает на обязательность их во всех школах.

Эффективность лабораторных занятий зависит от их методической организации, что достигается выполнением следующих требований:

1. Восстановление в памяти учащихся запаса знаний, умений, навыков, имеющих непосредственную связь с содержанием предстоящего лабораторного занятия.

2. Постановка задач предстоящего лабораторного занятия, чтобы учащиеся могли их успешно выполнить.

3. Проведение учителем инструктажа перед выполнением учащимися предстоящей самостоятельной работы, разъяснение задания, которое им следует выполнить.

4. Постепенное развитие познавательной самостоятельности учащихся путем последовательного усложнения заданий.

5. Приучение каждого учащегося к активной работе, полной дисциплине и аккуратности, соблюдение правил безопасности, особенно при работе острыми предметами (иглы, скальпель).

6. Экономия времени, достигаемая сокращением записей и зарисовок в тетрадях.

7. Доведение самостоятельной работы учащимися до полного завершения. Оказание учителем своевременной помощи учащимся, допускающим ошибки или затруднения при выполнении задания.

8. Фиксирование учащимися в особую тетрадь для лабораторных занятий результатов опытов и наблюдений за подопытными растениями в виде записей, схем и т.д.

9. Воспитание у школьников культуры и эстетики труда посредством предъявления требований к аккуратному выполнению работы, красивому оформлению записей, рисунков, схем, диаграмм, поддержанию чистоты рабочего места.

10. Объективная оценка выполняемых учащимися заданий. Осуществление указанных требований происходит постепенно, по мере того как учащиеся овладевают умениями и навыками самостоятельного выполнения заданий учителя для лабораторных работ. Постепенно задачи и содержание лабораторных занятий усложняются, а самостоятельность учащихся возрастает, поскольку уровень их биологических знаний, умений и навыков значительно повышается.

Лабораторные работы по усмотрению учителя могут проводиться как для получения новых знаний, так и для их закрепления и проверки уже имеющихся. Лабораторная работа проводится по следующей схеме: а) постановка познавательной цели; б) инструктаж. Он может быть техническим (уточнение правил техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием, подготовка места работы, обращение с объектами, инструментами), организационным (работа может быть одинаковой, разной, по вариантам, проведение работы может быть фронтальным, групповым, индивидуальным); в) выполнение работы учащимися (может проходить по команде учителя, по плану учебника, книге, заданиям со слов учителя, на таблице, карточках); г) отчет по результатам работы (может быть словесным, с описанием работы, показом учителю, записью в таблице, зарисовками, монтировкой материала и т.д.). Чаще всего лабораторная работа оформляется в тетрадях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: