МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к практическим занятиям
Модуль «Основы педагогики»
учебной дисциплины (модуля) педагогика
для специальности 030401 клиническая психология
курс 2-3 семестр 4
Составитель: Е.Н. Гринько, к. культурологии, доцент, зав. кафедрой педагогики _____________________________________ Рецензент: Е.И. Белоус, к.п.н., доцент, доцент кафедры психологии ДВФУ ____________________________________ |
Владивосток – 2013 г.
Тема занятия № 1. «Введение в педагогическую профессию»
Мотивация изучения темы
Данная тема направлена на пробуждение у студентов интереса к педагогической составляющей их профессиональной деятельности, что отражено в перечне компетенций данной специальности. Данное практическое занятие носит пропедевтический характер и вводит студентов в проблематику педагогической деятельности и требований, которые предъявляются к педагогу, к его личностным и профессиональным качествам; раскрывает структуру педагогической деятельности; нацеливает на осознание выработки определённых качеств, необходимых будущему специалисту. Всё сказанное выше свидетельствует о важности этого занятия для будущего специалиста.
|
|
Цели занятия.
3.1. Общая цель:
Изучение темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности
- способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);
- владением навыками организации и проведения учебных занятий в различных формах (лекции, семинары, практические занятия, активные и дистанционные методы обучения), разработки критериев оценивания результатов обучения (ПК-18);
- владением навыками организации самостоятельной работы, консультирования и стимулирования научной активности субъектов образовательного процесса, навыками организации научных дискуссий и конференций (ПК-19).
владением навыками супервизии педагогической, научно-исследовательской и практической работы обучающихся в процессе обучения (ПК-20);
Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен::
«Знать» - определение понятия «педагогическая деятельность», содержание педагогической деятельности, компонентную структуру педагогической деятельности (конструктивный, организаторский и коммуникативный компоненты, по Н. В. Кузьминой), характеристику типичных ролевых педагогических позиций (по Л. Б. Ительсону), семь признаков креативности педагога (по Е.С. Громову и В.А. Моляко), особенности личности педагога и его умения.
|
|
«Уметь» - перенести знания о сущности и специфике преподавательской деятельности на профессиональную деятельность клинического психолога, выделить в своей будущей деятельности педагогические аспекты, сформулировать личностные качества клинического психолога-педагога.
«Владеть» - способностью составить план саморазвития с формированием качеств, необходимых будущему клиническому психологу-педагогу, нормами взаимодействия, сотрудничества.
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы
Дисциплина изучается на первом курсе.
5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний
1. Что такое педагогическая деятельность?
2. Какие компоненты выделяет в педагогической деятельности Н.В. Кузьмина?
3. Какие типичные педагогические ролевые позиции выделяет Л.Б. Ительсон?
4. Какие особенности личности педагога вы можете назвать?
5. Какие семь признаков креативности педагога выделяют Е.С. Громов и В.А. Моляко?
6. Какие качества характеризуют учителя нового типа?
7. Какие два основных вида педагогической деятельности вы можете назвать?
Задания для СРС во внеучебное время
При подготовке к занятию группа разбивается на 5 подгрупп и готовит сообщения по следующим темам, используя учебное пособие «Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: «Академия», 2007» /nashol.com///uchebnik-slastenin-isaev-shiyanov…
1. «Особенности педагогической профессии» (Глава 1, параграф 2)
2. «Сущность и структура педагогической деятельности» (Глава 2, параграфы 1 и 3)
3. «Учитель как субъект педагогической деятельности и профессионально обусловленные требования к личности педагога» (Глава 2, параграфы 4 и 5)
4. «Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры» (глава 3, параграф 1)
5. «Профессиональное самовоспитание учителя» (Глава 4, параграфы 3 и 4)
Каждая подгруппа приносит в аудиторию 1-2 листа ватмана, маркеры, скотч, ножницы и т.п. для подготовки наглядного материала.
5.3. Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты)
1. Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она имеет характер:
а) гуманистический
б) коллективный
в) творческий
г) всё выше названное
2. Умение отбирать и композиционно оформлять учебный материал Н.В. Кузьмина относит к такому компоненту педагогической деятельности, как
а) конструктивная
б) организаторская
в) коммуникативная
г) плановая
3. Если педагог стремится увлечь своих воспитанников интересными целями и перспективами, то он выступает в ролевой педагогической позиции в качестве:
а) друга
б) советчика
в) вдохновителя
г) диктатора
4. Знания, идеи, концепции, имеющие в данный момент большое значение для общества и выступающие в качестве педагогических ценностей, составляют один из компонентов профессионально-педагогической культуры учителя, а именно
а) технологический
б) аксиологический
в) личностно-творческий
г) собственно педагогический