Характеристика деятельности и анализ организационной структуры банка

В 1990 году Альфа-Банк учрежден как коммерческий банк в форме товарищества с ограниченной ответственностью. В начале 1991 года он получил лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций.В июне 1992 года ООО «Альфа-Банк» выдали валютную лицензию, а в декабре того же года в Москве открылось его первое отделение.

В 1993 году банк получил генеральную лицензию ЦБ РФ на осуществление банковских операций, а также стал членом ММВБ. В дальнейшем банк поступательно развивался: в 1994 году присоединился к системе SWIFT и карточной системе MasterCard/Europay, в 1995 году — открыл представительство в Лондоне, в 1996 году — вступил в VisaInternational. Выпустив в 1997 году еврооблигации, «Альфа-банк» стал одним из первых российских банков, вышедших на этот рынок.

В январе 1998 года банк перерегистрировался из общества с ограниченной ответственностью в открытое акционерное общество. В июле того же года было осуществлено слияние «Альфа-банка» и группы компаний «Альфа-капитал». Банк относительно безболезненно преодолел экономический кризис 1998 года, не прекратив выплаты вкладчикам и исправно погашая купоны по еврооблигациям.

Серьёзные трудности руководству и владельцам «Альфа-банка» пришлось перенести в июле 2004 года. Банк столкнулся с паническим оттоком вкладчиков (всего банк потерял около 20% частных клиентов, державших деньги на депозитах) и даже ввёл 10%-ную комиссию за преждевременное изъятие вкладов (позднее суммы этой комиссии были возвращены вкладчикам).

В 2005 году Альфа-Банк внедрил новую систему управления в своих региональных подразделениях: в филиалах образовано три блока — Дирекция корпоративного бизнеса, Дирекция розничного бизнеса и Административная дирекция, в функции которой входят решение административных вопросов и обслуживание бизнеса.

Головной офис Альфа-Банка располагается в Москве. В Альфа-Банке работает около 23 тысяч сотрудников. В 2014 году в связи с принятием Банком России решения о санации и победой на тендере, в состав Банковской Группы «Альфа-Банк» вошел ПАО «Балтийский Банк». Прямыми акционерами Альфа-Банка являются российская компания АО «АБ Холдинг», которая владеет более 99% акций банка, и кипрская компания «ALFA CAPITAL HOLDINGS (CYPRUS) LIMITED», в распоряжении которой менее 1% акций банка.

Банковская группа «Альфа-Банк» сохраняет позицию крупнейшего российского частного банка по размеру совокупного капитала, кредитному портфелю и средствам клиентов. Кроме этого, Альфа-Банк входит в список топ-10 системно значимых кредитных организаций, который был опубликован Центральным Банком РФ во второй половине 2015 года.

По состоянию на 30 июня 2017 года клиентская база Альфа-Банка составила около 381 600 корпоративных клиентов и 14,2 миллионов физических лиц. В 1 полугодии 2017 года Группа продолжила свое развитие как универсальный банк по основным направлениям: корпоративный и инвестиционный бизнес, малый и средний бизнес (МСБ), торговое и структурное финансирование, лизинг и факторинг), розничный бизнес (включая потребительское кредитование, кредиты наличными и кредитные карты, накопительные счета и депозиты, дистанционные каналы обслуживания). Стратегическими приоритетами Банковской Группы «Альфа-Банк» на 2017 год являются поддержание статуса лидирующего частного банка в России с акцентом на надежность и качество активов, а также ориентированность на лучшие в отрасли качество обслуживания клиентов, технологии, эффективность и интеграцию бизнеса.

В 2016 году Банковская группа «Альфа-Банк» успешно осуществила выпуск бессрочных еврооблигаций общей суммой 700 млн. долларов США. Данная сделка является уникальной на российском рынке. После введения стандартов Базель III Альфа-Банк был первым эмитентом в России, выпустившим публичные бессрочные еврооблигации.

Основные виды деятельности организации представлены в Уставе банка, продемонстрированном в Приложении 1, а право на их ведение подтверждены лицензиями, показанными в Приложениях 2-10.Свидетельство о регистрации кредитной организации представлено в Приложении 11.

АО «Альфа-банк» занимается: привлечением денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребованности и на конкретный срок); размещением привлеченных средств от своего имени и за свой счет; открытием и ведением банковских счетов физических и юридических лиц; осуществлением переводом денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; инкассацией средств в денежной форме, векселей, платежных и расчетных документов и кассовым обслуживанием физических и юридических лиц; куплей-продажей иностранной валюты в наличной и безналичной формах; привлечением во вклады и размещением драгоценных металлов; выдачей банковских гарантий; осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов); выдачей поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; приобретением права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; доверительным управлением денежными средствами и иным имуществом по договору юридическими и физическими лицами; осуществлением операций с драгоценными металлами и камнями; предоставлением в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей; лизинговыми операциями; оказанием консультационных и информационных услуг. Также банк имеет право производить выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии; осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами;организует и осуществляет расчеты своих клиентов, связанные с их производственной, торговой и иной деятельностью, в том числе расчеты с нерезидентами; осуществляет кредитование операций, связанных с данными видами деятельности клиентов.

Организационно-правовая форма банка –акционерное общество, то есть уставный капитал формируется из вкладов (взносов) его участников, имущественная ответственность участников общества ограничена размером их вкладов, а уставный капитал делится на определенное количество акций, которые выдаются в обмен на вклад и которыми владеют его участники. Положения об общем собрании акционеров, о Ревизионной комиссии, о Совете директоров приведены в Приложениях 12-14.

Рассмотрим внешнюю среду кредитной организации.

К микросреде относятся:

1. конкуренты в лице ПАО «Сбербанк», ПАО «Саровбизнесбанк», ПАО «ВТБ 24», «Уралсиб», «Райффайзенбанк», «НБД-Банк» (данные организации имеют лидирующие позиции на рынке банковских операций, поэтому приходится корректировать свои процентные ставки по кредитам и вкладам, а также продумывать новые формы привлечения вкладчиков и заемщиков);

2. вкладчики и заемщики (физические лица, организации, инвесторы, при этом преобладающими клиентами являются 2 последних категории, для них разработаны разнообразные банковские продукты: процент и бонусы за остаток на счете, архивные счета, максимальный доход без и с возможностью снятия и пополнения, автопополнение накопительного счета, Мечты и цели достижимы, процент от каждой покупки начисляется на накопительный счет, дополнительный доход к вашей зарплате, АльфаIQ, индивидуальный инвестиционный счет, инвестиции с защитой капитала, паевые фонды, памятные и инвестиционные монеты, инвестиции в драгоценные металлы, брокерские услуги, управление частным капиталом, инвестиции в малый бизнес с доходностью до 30%, депозитарные услуги, возврат налогов, кредитные продукты; все это разнообразие позволяет привлечь и новых клиентов; открытие и закрытие зарубежных отделений тоже связано с привлечением или оттоком вкладчиков и заемщиков);

3. посредники (рекламные агенты – стимулируют привлечение новых клиентов, рекламируя услуги банка; страховые компании – компенсация рисков, связанных с реализацией услуг, кражей металлов, ценных бумаг, чтобы банк не нес убытки; коллекторские организации – возвращение просроченной задолженности от заемщиков, что приводит к росту доходов);

4. государственные органы и общественные организации (налоговые – выплата налогов с целью пополнения бюджета; лицензирования – для узаконивания и разрешения своих услуг и операций; союзы потребителей – создает репутацию организации, влияют на количество клиентов);

5. аудиторские фирмы (определяют финансовое положение и состояние банка, одна из статей затрат);

6. средства массовой информации (создают репутацию банку, вызывают отток или приток клиентов за счет рекламы).

К макросреде относятся:

1. социальные факторы – демографическое состояние и безработица вызывают приток или отток клиентов на рынке банковских услуг;

2. технологические факторы – внедрение новых компьютерных технологий, что приводит к росту производительности труда персонала (снижению трудоемкости операций);

3. политические факторы – государственное законодательство и отношение к бизнесу приводят к расширению или накладывают ограничения на деятельность банка, способствуют изменению организационно-правовой формы (например, публичное акционерное общество вместо ОАО);

4. экономические факторы – изменение инфляции и ставки рефинансирования приводит к корректировке процентных ставок по кредитам (с целью снижения риска расходов и повышения прибыли), налоговые и бюджетные колебания тоже вызывают корректировку доходов и численности клиентов (из-за уровня их доходов), зарубежные инвесторы могут также повлиять на прибыль банка, открывая или закрывая лицевые счета.

Коммерческая организация осуществляет свою деятельность и за рубежом. Отделения банка есть в странах СНГ, например, на Украине). Также АО «Альфа-банк» имеет членство в международных организациях: VISA InternationalServiceAssociation, MasterCardEurope S. A., Международная платёжная система СВИФТ, Американская Торговая Палата, Американо-российский деловой совет, TheInternationalCapitalMarketAssociation (ICMA), BAFT — IFSA.

Миссия банка: «Мы верим, что свобода — ключевая ценность современного человека.Объединяя неравнодушных людей, их опыт и энергию, мы помогаем вам быть свободнее в поступках и мечтах».

Таким образом, кредитная организация с помощью своих продуктов и разнообразных операций помогает в реализации некоторых потребностей и желаний (целей) клиентов в силу своих возможностей.

Это подтверждается и целями банка: содействие росту инвестиционной и коммерческой активности в экономике РФ; содействие становлению и развитию частного предпринимательства; получение оптимального размера прибыли от использования собственных и привлеченных средств.

То есть коммерческая организация содействует росту продаж и приобретения различных товаров и услуг и инвестиционных вложений, выдавая кредиты физическим лицам и компаниям и создавая специальные фонды для инвесторов; развитию крупных, средних и малых предприятий за счет предоставления займов; приобретению жилой недвижимости за счет ипотечного кредитования; циркуляции валюты, драгоценных металлов и камней, ценных бумаг за счет их продажи и покупки. При этом все это приводит к изменению массы прибыли самого банка.

Организационная структура кредитной организации продемонстрирована на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 – Организационная структура банка

Структура управления представляет собой комплекс подразделений, выполняющих отдельные функции и подчиняющиеся Управляющему. Поэтому данная структура называется линейно-функциональной.

Преимущества: каждый отдел во главе со своим руководителем отвечает исключительно за свой участок перед правлением банка; руководители, находящиеся во главе иерархии всегда принимают компетентные решения, так как они формируются на основе объективного анализа деятельности всех подразделений; гарантируется стабильность организации в долгосрочной перспективе; быстрые результаты при организации новых продуктов (быстрое внедрение новых банковских продуктов и операций);снижение трудозатрат на всех ступеньках управления; широкие возможности для привлечения клиентов; привлечение и повышение доверия инвесторов.

Недостатки: слишком высокая заинтересованность звеньевых руководителей в результатах исключительно своего звена; проблемы во взаимосвязи звеньев друг с другом; при изменениях на экономических рынках общая реакция на произошедшие изменения может быть замедлена (членам правления нужное решение необходимо принимать после поступления информации от каждого звеньевого руководителя); каждый звеньевой руководитель ограничен в принятии самостоятельных решений, что увеличивает время ожидания (из-за согласования с правлением).

Норма управляемости составляет 7 человек. Как наблюдается в общей организационной структуре банка и в структурах отделений и филиалов – данная норма выполняется не всегда.

К высшему уровню менеджеров относятся: общее собрание акционеров, правление банка и его председатель. К среднему уровню – руководители комитетов и управлений, а также служб банка. Низший уровень представлен менеджерами и техническими исполнителями, подчиняющимися руководителям среднего уровня.

В банке также действует Кодекс корпоративной этики, представленный в Приложении 15. Целью Кодекса корпоративной этики является определение стандартов деятельности АО «Альфа-банк» и поведения его работников, направленных на поддержание этических стандартов, качества обслуживания и удобства для клиентов, повышение прибыльности, финансовой стабильности и эффективности Банка, его дочерних и зависимых структур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: