Послетекстовая работа. 1. Попробуйте ответить на вопрос, почему Русь крестилась в православие

ВОПРОСЫ

1. Попробуйте ответить на вопрос, почему Русь крестилась в православие?

Можно поработать с фрагментом из «Повести временных лет», который традиционно называют «Выбор веры», когда старцы и князья обратились к своему князю Владимиру:

В год 6495 (987). И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: вот пришлипосланные нами мужи, послушаем же все бывшее с ними». И обратился к послам: «говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили де к болгарам, смотрели, как они молятся в храме… И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той…

- Что для послов князя Владимира стало основанием выбора именно православия?

1. Церковь=храм, это синонимы. А какое новое значение этого слова вы узнали сегодня?

Как вы представляете церковь как сообщество людей? Не является ли это (сообщество единомышленников) главным основанием для храма-здания? Подумайте, почему говорят: «Храм не в бревнах (т.е. не в материальном здании), а в ребрах (т.е. в самом человеке, его душе).

2. Как произошло Крещение Руси? Рассмотрите икону, на которой изображено крещение Руси.

2. Чем обогатилась жизнь киевлян после их крещения?

Как крещение затронуло богослужение, книгоиздательство, образование, быт людей?

Учитель может внести дополнительную информацию.

Событие Крещения Руси, произошедшее в 988 году, стало знаковым для нашего народа. Памятники письменности, например, встречались на Руси и до 10 века. Но широкое освоение письменности, рождение качественно новой культуры, произошло именно после Крещения Руси.

До Крещения племена и народы, населявшие Русь, были язычниками. Главной особенностью языческой религии является многобожие. Славяне-язычники обожествляли живую природу и поклонялись богам ветра, грома, молнии, домашнего очага и другим. Крестившись, наши предки стали православными христианами. А поскольку православие языческая Русь унаследовала из Византии, то вместе с христианством русичи унаследовали и высокоразвитую византийскую культуру. Главным в православии являлось обозначение ведущего смысла человеческой жизни. В чем смысл и назначение человеческой жизни? Наверное, разные люди ответили бы на этот вопрос по-разному, а вот недавно крестившиеся неграмотный крестьянин-смерд и высокородный князь ответили бы на этот вопрос одинаково: «Спасение». Для них было ясно, что целью кратковременной земной жизни является спасение души. Человек призван пройти нелегкий земной путь и спасти свою бессмертную душу.

Крестившийся русский мир скрепляли, обеспечивали духовную цельность вера, Христос, Евангелие. Представим мысленно церкви, купола, увенчанные крестами. Вокруг церквей располагались различные постройки – это была о крест ность, то есть то, что расположено около, вокруг креста. Церковь, как Христов корабль, была в центре жизни. Все главные события в жизни человека были связаны с церковью: человек крестился, становился прихожанином церкви, исповедовался, причащался, венчался, здесь его отпевали, провожая в вечную жизнь. Храм, молитва, церковные таинства стали основой жизни. Все мирские, земные дела были пронизаны чаянием спасения души. Наши предки спасались не только через храмовое, но и домашнее благочестие. И в домашнем укладе все было оцерковлено, освящено молитвой.

На Русь, в 10 веке принявшей христианство, вера пришла вместе с недавно возникшим церковнославянским языком, родственным древнерусскому. Этот язык был создан святыми братьями Кириллом и Мефодием специально для перевода Евангелия и богослужебных книг. Церковнославянский язык обогатил древнерусский язык такими словами, как истина, разум, пространство, вечность, вселенная, милосердие, благодать и другими. Литературный язык совершенствовался и приобрел славу одного из наиболее развитых языков средневековья

Одним из ярких достижений новой культуры была книга. Книга была окружена на Руси особым почитанием. Книга этого времени говорила о деятельной любви к родине, к ближнему, воспитывала чувство ответственности каждого за всех. Описывая окружающий мир, древнерусские авторы не уставали удивляться красоте и мудрости мироустройства, призывали к творческому созиданию, устроению, благоукрашению данного Богом природного мира.

3. Подсчитай, сколько лет назад крестился князь Владимир. Из ответа ты поймешь, сколько лет русской православной культуре.

Прочитайте материал ВРЕЗКИ о крещении князя Владимира. Можно сказать, что в результате крещения он стал другим человеком?

4. Какое имя- прозвание и почему русский народ дал князю Владимиру?

Для учителей приведем высказывание церковного историка А.В. Карташова: «Сам князь Владимир, когда-то неистовый язычник, стал совершенно другим человеком и правителем. За 25 лет своего христианского правления он не только крестил русичей, но и сумел воплотить евангельское благовестие в общественную жизнь. Святого Владимира теперь именовали «ласковым князем» и «красным солнышком». Его любил бедный люд как справедливого судью и защитника. Князь завоевал сердца своих современников, особенно простого народа сказочной щедростью. Он устраивал пиры для бедных каждое воскресенье, щедро оделял милостыней нищих и убогих. Это была впервые осуществляемая на Руси социальная помощь. Владимир действовал как христианин и как князь-государственник, понимавший, что в его попечении нуждается простой люд. На примере святого равноапостольного князя Владимира мы убеждаемся в том, что под влиянием веры безжалостный эгоизм, жестокость уступили место любви и милосердию».

Важно подчеркнуть, что князь Владимир стал зачинателем осуществления программы социальной помощи, милосердия на Руси. А также мысль о том, что под влиянием христианской истины человеческий эгоизм может «свернуться» и отступить, замещаясь лучшими качествами человека.

Первая русская летопись - «Повесть временных лет» - пишет, что в 983 году киевляне решили: "Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам". Как вы думаете, после принятия христианства прекратились на Руси человеческие жертвоприношения языческим богам?

Подводим итоги

Поговорим по душам

Подведите итоги урока, сказав о роли, которую сыграло крещение Руси для нашего Отечества.

ГОТОВИМСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕ

К следующему уроку узнайте сами значение слов «экология» и «экологический кризис»

 

Вариант урока 1

Урок 1 (18). Как христианство пришло на Русь.

Ключевые понятия: Церковь, Крещение, Святая Русь.

Цель урока: осмысление учащимися факта Крещения Руси как основы развития её культуры, факта, обусловившего особенности её быта, системы жизненных ценностей её граждан.

Оборудование урока: географическая карта, мультимедиапроектор

Ход урока

I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Сначала размышляем сами».

II. Работа с текстом учебника.

1.Чтение статьи учебника про себя.

2.Перечитывание статьи учебника на основе выполнения заданий:

2.1.Найдите в статье учебника ответы на следующие вопросы:

Как распространялось христианство?

Как возникала христианская церковь?

Как христианство пришло на Русь?

Кто принял христианство, какова причина принятия христианства?

Что означает Крещение?

Почему храм Софии в Константинополе был назван этим именем?

Что изменилось с принятием христианства на Руси, как преобразило христианство Русь?

В чём смысл обряда Крещения?

Что означает выражение Святая Русь?

Под каким прозвищем князь Владимир вошёл в народное сознание?
Почему прозвище князя Владимира «Владимир Красное солнышко», как это связано с его решением принять христианство

2.2.Найдите, какие географические названия упоминает автор статьи учебника (Израиль, север Европы, Болгария, Греция, Константинополь (Стамбул), Киев, Днепр). Покажите их на карте. Вычертите в тетради схематично расположение названных географических объектов относительно друг друга. Подумайте над ответом на вопрос: как могло случиться, что Русь, страна, отдалённая от Израиля, страны, где проповедовал Христос, приняла его учение?

III. Работа с дополнительной информацией (врезкой).

Чтение и ответ на вопрос: Как вы понимаете смысл Крещения?

После Крещения человеку надевают крест. Как вы понимаете смысл ношения человеком креста?

 

После этой части урока учащимся могут быть показаны слайды с изображением храма Софии в Константинополе, памятника Владимиру в Киеве, иконой Крещения Христа, картины Виктора Васнецова «Крещение Руси». Демонстрация слайдов может стать основой для пересказа учащимися статьи учебника.

IY. Подведение итогов урока. Ответы учащихся на вопросы учебника.

Y. Опережающее задание к следующему уроку: определение по словарю значений слова «экология» и выражения «экологический кризис».

Возможный вариант задания на дом принести изображение пейзажа или животного (рисунок, репродукцию или фотографию)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: