Дополнительный материал к уроку «Отношение христианина к природе»

Материал для ответа на вопрос, был ли верующим человеком Ньютон и почему он считал добрым делом познавать мир, содержится в следующем рассказе:

Как-то Ньютон принимал у себя дома гостей. Это были его коллеги, профессора того университета, где трудился Ньютон. В беседе Ньютон упомянул о Боге, который создал наш мир. Один его собеседник возразил: «ну что, вы, господин Ньютон, никакого творца у нашего мира нет. В природе все создается и развивается само собой, без вмешательства какого-то божественного разума!». Хозяин дома не стал спорить. Но после чая он пригласил гостей в свою лабораторию. Украшением лаборатории Ньютона была модель Солнечной системы. Это был как бы глобус из тонких прутиков. На прутья были нанизаны шарики-планеты. В центре был светильник-солнце. Вокруг третьей планеты - Земли – вращалось луна. Планеты можно было передвигать по прутьям, выстраивать из них разные сочетания, показывать причины затмений и тому подобное.

Гости были в восторге от этой конструкции. И вот тот самый физик, который за чаем сказал, что мир понятен и без Бога, спросил Ньютона: «Скажите, а где найти того мастера, который сделал для Вас такую замечательную модель! Я хочу заказать ему такую же для себя!». На что Ньютон вполне серьезно ответил: «А никакого мастера нет! Эта модель возникла тут сама собой. Знаете, постепенно появились эти прутики и шарики. Шарики катались себе, катались, а потом нанизали себя на эти прутики и вот так вот закрутились!». Гость растерялся: «Да вы шутите, такого не может быть! Эта модель слишком сложна, чтобы вот так вот случайно возникнуть! Ее обязательно кто-то изготовил!». Тут уж пришла пора для серьезного ответа, и Ньютон сказал: «Скорее шутите Вы! Скажите, что сложнее -эта игрушечная модель мироздания или само мироздание? Но еще час назад Вы утверждали, что у нашего мира нет никакого Творца и все возникло случайно, а теперь вы же уверяете, что даже для гораздо более простой игрушки все же нужен творец!».

 

Мысль о том, что мир, созданный Богом, принадлежит в первую очередь ему, а человеку даёт утешение и надежду звучит в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...»

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под сенью сладостной зеленого листка;

 

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль в утра час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

 

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, -

 

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

 

(М.Ю. Лермонтов)

Анализ стихотворения может быть проведён по следующим вопросам:

1. Можно ли дать ответ на вопрос, какое время года изобразил М.Ю. Лермонтов в приведенном стихотворении? Свой ответ обоснуйте. (Нива желтеет в...; слива становится малиновой в...; ландыш цветёт в...) Почему М.Ю. Лермонтов обобщил время, не дал конкретного изображения весны, лета или осени?

2.Найдите в тексте стихотворения приём, настойчиво повторяемый М.Ю. Лермонтовым, при котором неодушевленный предмет или явление предстают в виде живого лица (нива..., слива..., ландыш..., студёный ключ...) Какую мысль Лермонтов спрятал в этих олицетворениях?

3. Почему природа так благотворно действует на человека? Какой ответ даёт М.Ю. Лермонтов на этот вопрос:

- природа так красива, что смиряет тревоги человека;

- природа даёт человеку ощущение свободы;

- природа даёт возможность дышать свежим воздухом и наслаждаться красотой;

- природа создана Богом, и это убеждает человека в неслучайности его собственной жизни и потому даёт ощущение счастья.

 

*Ещё раз напоминаем, что в методических рекомендациях материал может быть дан в избыточном объёме, и дело учителя отобрать необходимый ему для работы, исходя из интереса и возможностей класса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: