double arrow

Урок 2 (19) Отношение христианина к природе

Цели и задачи урока:привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам современности. Сделать очевидным христианское происхождение проблемы. Сосредоточить внимание учащихся на возможности личного участия в решении проблемы.

Ключевые слова: экология, ковчег

Ход урока

1. Выявление восприятия, мотивация

 

СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ

может быть дополнена:

Вы часто гуляете на лоне природы? Вам знакомо чувство лирического героя из стихотворения А. Майкова:

По ниве прохожу я узкою межой,

Поросшей кашкою и цепкой лебедой.

Куда ни оглянусь – повсюду рожь густая!

Иду, с трудом ее руками разбирая.

Мелькают и жужжат колосья предо мной

И колют мне лицо… Иду я наклоняясь,

Как будто бы от пчел тревожных отбиваясь,

Когда, перескочив чрез ивовый плетень,

Средь яблонь в пчельнике проходишь в ясный

день.

О, Божья благодать!..

1. Какие места в нашей стране вам нравятся?

2. Расскажите о значении слова экология. (Экология (социальная) – раздел науки, в котором рассматриваются взаимоотношения человека и окружающей среды). Какое отношение оно имеет к теме нашего урока?

3. Как сегодня складываются отношения человека с окружающей средой? Что-то для улучшения среды мы можем сделать?

4. Расскажите и об экологической программе улучшения среды (вашего двора, улицы, лестничной площадки), которую вы предложили бы.

1. Есть ли у вас любимые места на природе? Расскажите о них.

2. Знакомы ли вам случаи разрушительного и вредного воздействия человека на природу?




 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ

- Внимательно прочитайте текст и объясните, почему забота об окружающем мире – это задание Бога-Творца человеку?

ПОСЛЕТЕКСТОВАЯ РАБОТА

(Нумерацию надо поправить: вопросы даны в правильной последовательности).

1. Попробуй выстроить ответ на вопрос предварительного задания.

3. Расскажи о своем отношении к природе. Ты чувствуешь, что сейчас можно говорить об экологической беде?

4. Найдите в тексте определение понятия экология. Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?

2. Как человек должен относиться к природе, по замыслу Божьему? Что в этой логике делаешь ты?

1. В чем проявляется милосердие к животным? Есть ли у тебя домашние питомцы и какие у тебя обязанности перед ними?

3. Прочитайте материал ВРЕЗКИ о Ноевом ковчеге. О чем предупреждает нас всех библейский рассказ о потопе?



4. О каких книгах великий Ломоносов говорил, что они написаны Богом? Как вы понимаете мысль Ломоносова о двух книгах, данных Творцом человеку?

6. Чем человек отличается от животных? Какая разница между человеком и животными, по замыслу Божьему?

7. Нарисуй три круга. Расположи их один над другим. Впиши в них слова «Природа», «Бог», «Человек» так, чтобы получилось христианское представление о том, кто кому (чему) служит. Проговорите это задание в парах, приведите доводы, свидетельствующие о правильном порядке следования (иначе говоря, иерархии). Как вы думаете: мир иерархичен (то есть упорядочен, одно должно следовать за другим в определенном порядке) или беспорядочен? От чего это зависит?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

ПОГОВОРИМ ПО ДУШАМ

Рассмотрите иконы святых, где они изображены вместе с животными. Залогом чего для всех нас может стать такая дружба? Вы помните, что в раю не было вражды между человеком и животными. Что же являет нам пример святых? (Гармонию можно восстановить, многое зависит от человека).

 

ГОТОВИМСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕ

Расскажите о том, как возникает, складывается семья. Что важнее всего в семье сохранить?

Узнайте значения слов помолвка, обручение, венчание.

Вариант урока 2

Урок 2 (19) Отношение христианина к природе

Ключевые понятия: экология, ковчег

Цель урока: помочь учащимся осознать общегражданскую и личную ответственность человека за вверенный ему мир

Задачи урока:

- освоение учащимися сведений об особенностях отношения христианина к природному миру, о всемирном потопе, об отношении святых к природе, к животному миру;

- осмысление связи природного и человеческого мира, особой роли человека в мире, обусловленной тем, что ему даны разум и совесть;

- обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и рассуждений автора учебной статьи.

Оборудование урока:мультимедиапроектор,бумага для рисования, цветные карандаши или фломастеры

Ход урока:

I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Сначала размышляем сами».

Выставка принесённых к уроку репродукций, рисунков, фотографий с изображением пейзажей или животных

II. Работа с текстом учебника.

1.Чтение статьи учебника про себя.

2.Перечитывание статьи учебника на основе выполнения заданий:

Ответьте на следующие вопросы:

Почему необходимо познавать мир?

Был ли великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов верующим человеком? Как ты это понял?

Были ли сходны мыслям Ломоносова мысли другого учёного: англичанина Ньютона?

Подумай: удаётся ли человеку делать мир более удобным и безопасным для себя? Что ты думаешь по следующему поводу: каковы условия такого преображения мира, когда человеку становится в нём удобнее и безопаснее?

Что обязан человек выбрать, преобразуя природу: выгоду и большие экономические доходы для себя и государства или заботу о сохранении природы и преумножении её богатств? Что в конечном итоге будет выгоднее человечеству и почему?

Как на поставленные выше вопросы отвечает автор учебника?

Согласны ли вы с утверждением автора учебника, что истинным хозяином мира является Бог, а не человек? Свою точку зрения аргументируйте.

Почему именно человеку Бог поручил охрану созданного им мира? Львы могли бы охранять саванну, волки – лес и степь, акулы - море, орлы – горы, в том числе, и от человека.

Можно ли сказать, что уже сегодня (а не через миллион лет) человеку приходится держать ответ за то, что он делает природе? В чём это проявляется?

Что может сделать маленький человек, ребёнок, школьник или даже дошкольник, для христианского отношения к природе?

 

Работа по осмыслению прочитанного.

Последний абзац статья данного урока даёт основания для переложения содержащихся в ней рассуждений на личный опыт учащихся. Решению этой педагогической задачи может помочь следующий методический приём,

Когда ты просишь у родителей щенка или котёнка, о чём следует думать? Какой дорожкой ты пойдёшь? Вычерти свою дорожку, закрасив квадраты цветными карандашами: Вставить текст в квадраты

 






Сейчас читают про: