Послетекстовая работа. 1. Какую аргументацию, связанную с уменьшением зла, приносимого войной, вы открыли в тексте

1. Какую аргументацию, связанную с уменьшением зла, приносимого войной, вы открыли в тексте? Насколько это для вас значимо и убедительно?

2. В свете решаемой проблемы поясните, когда гнев бывает напрасный, а когда уместный?

ГНЕВ

напрасный справедливый

(грех, зло) (стояние в добре)

Приведите примеры такого разного гнева.

4. Одинаково ли надо реагировать на обиды, нанесенные тебе и любимому тобой человеку?

Прочерти правильные ответы из этих слов

Я:

Могу простить обиду сестренку

Не должен защитить мою

должен вступиться за себя

отомстить за Родину

Дети не только должны обозначить стрелочками правильные ответы, но и выстроить связный ответ по теме, приводя примеры.

1. Может ли война быть справедливой? В каком случае?

Какая война по-христиански может быть оправдана?

Мальчики: имя Александр – греческое, оно означает «защитник». Расскажите о том, что вы узнали об Александре Невском.

Расскажите об Александре Невском, православном воине и мудром правителе.

Можно предложить отрывки из жития св. благоверного князя.

Прочитайте отрывки из жития святого благоверного князя Александра Невского.

Житие обычно начиналось с факта рождения святого от благочестивых родителей, его описания, изложения событий жизни в хронологической последовательности. (Части текста помечены цифрами, чтобы обеспечить работу по частям, по вариантам, в группах).

Рассмотрите несколько изображений Александра Невского – живописных и иконописных. Сравните их. О чем свидетельствует тип святости святого благоверного князя Александра Невского? Чему был «благоверен» честной князь?

 

 

Повесть о житии и храбрости благоверного и великого

Князя Александра

Фрагменты

 

1) Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии.

И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа*, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона *, и дал Бог ему премудрость Соломона *, храбрость же его – как у царя римского Веспасиана*, который покорил всю землю иудейскую. Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили его войско. И остался один Веспасиан, и повернул выступивших после него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною, и укорил ее, сказав: «Оставили меня одного … Так же и князь Александр – побеждал, но был непобедим.

2) Потому-то один из именитых мужей Западной страны, из тех, что называют себя слугами божьими … по имени Андреаш*, повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: «Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей»…

Услышав о такой доблести Александра, король страны римской из северной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою»…

Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем, и вошел в церковь святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться … И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же Спиридон благословил его и отпустил. Князь же начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе Бог, но в правде» … Сказав же это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу. … И выступил в воскресенье пятнадцатого июля, имея веру великую к святым мученикам Борису и Глебу.

3) И был муж старейший именем Пелугий, ему поручена была ночная стража на море … и удостоил его Бог видеть видение чудное в тот день. Расскажем вкратце.

Стоял он на берегу моря … Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад, плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Произнес Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру».

Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему: «Не рассказывай этого никому».

После того Александр поспешил напасть на врагов, и была великая сеча с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество… и после победы Александровой: когда победил он короля, на противоположной стороне реки Ижоры, где не могли пройти полки Александровы, здесь нашли несметное множество убитых ангелом Господним.

4) После победы Александровой пошел он на третий год в зимнее время с великой силой на землю немецкую. А был уже взят ими город Псков и наместники немецкие посажены. Он же вскоре изгнал их из Пскова. Немцы же дерзкие соединились и сказали: «Пойдем, и победим Александра, и захватим его». … Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. …

Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что сдвинулось замерзшее озеро, ибо покрылось оно кровью. Александр победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство.

И прославилось имя его во всех странах. Наполнил же Бог землю Александра богатством и славою и продлил Бог дни его.

5) Однажды пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: Папа наш так говорит: «Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика…» Князь же Александр отказался принять католичество. Послы возвратились восвояси.

Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом.

Словарь:

Иосиф – библейский персонаж, которого братья продали в рабство. Отличался необыкновенной красотой.

Самсон – библейский персонаж (Суд. ХШ-Х1У), обладавший неимоверной силой.

Соломон – библейский персонаж, автор «Притч Соломона», обладавший незаурядным умом, мудростью.

Веспасиан – Веспасиан Тит Флавий, римский император (69-79 гг.), его войска в 70 г разрушили Иерусалим.

Андреаш – Андрей фон Фельвейн, магистр ливонского ордена крестоносцев в 1240-1241 гг.

Архиепископ - священнослужитель высокой степени церковной иерархии.

Мученики Борис и Глеб – первые русские святые, предшественники и родственники Александра Невского

- Какие новые впечатления вы вынесли из текста? Какая новая информация добавилась?

- Какие факты, какие цитаты необходимы, чтобы составить выразительный связный ответ. Еще раз прочитайте текст, выберите эти факты и цитаты. Какая «хитрость» заложена в графике текста?

- Какие качества Александра Невского прославляются в житии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: